Деловая игра с педагогами " Семейное воспитание"
план-конспект по теме

Деловая игра проводится между двумя командами педагов, с целью выявления компентентности воспитателей по работе с родителями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Деловая игра с педагогами « Семейное воспитание»

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога,  и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть. Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть. Упражнения на развитие коммуникативности педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  1. Что было проще создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

  1. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  2. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  3. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  4. Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
  5. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  6. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  7. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  8. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

Упражнение 3 «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

4 часть. Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

4. Домашнее задание. Презентация статьи в родительский уголок.

– Предлагаю каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и будет ли востребована родителями.

Вопросы:

  1. Что было самое трудное для подготовки статьи? (оформление, подбор материала, выбор темы)
  2. В какой помощи нуждаетесь со стороны администрации?

5. Итоги педсовета.

Обсуждение проекта решений педсовета.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Деловая игра для воспитателей ДОУ ""Женские" и "мужские" обязанности: нужно ли их разделять"

Задачи:

• актуализировать и обогащать представления родителей о домашних обязанностях мальчиков;

• согласовать действия дошкольного учреждения и семьи по воспита нию у мальчиков трудовых качеств.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Должны ли быть у ребенка домашние обязанности? Какие? (Анализ анкетирования родителей).

2. "Мужские" и "женские" обязанности.

3. Домашние обязанности мальчика.

4. Нужно ли приучать мальчика к "женским" обязанностям?

Методика и формы организации. Урок проводится в форме анкетиро вания (анкета 4 из Приложения 3), обсуждения педагогических ситуаций, беседы, круглого стола по обмену опытом.

До проведения "урока" воспитатель проводит с родителями анкету "Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?". В начале данного "урока" воспитатель подводит итог анкетированию родителей необходи мости домашних обязанностей для дочерей. На доске можно записать ос новные домашние обязанности, по мнению родителей, мальчиков.

Воспитатель беседует с родителями о том, какие, по их мнению, обя занности относятся к "мужским", а какие к "женским".

Далее воспитатель организует обсуждение с родителями педагогиче ских ситуаций. С подобными ситуациями мог столкнуться любой педагог или родитель, воспитывая мальчика. Затем организуется круглый стол по обмену опытом родителями по трудовому воспитанию мальчика в семье и способах "поощрения" и "наказания" за выполнение или невыполнение домашних обязанностей.

 

Педагогические ситуации.

№ 1. Когда шестилетний Игорь выполняет особенно "трудное" поруче ние, то удовлетворенно отвечает:

- Мы с папой все можем, мы сильные!

Отец, в свою очередь, не забывает поощрять хорошие поступки сына:

- Это правильно,- говорит он в таких случаях.- Если мы хотим, чтобы наша мама была веселая, молодая и красивая, значит, ей надо помогать, иначе она устанет и не станет кормить нас вкусными обедами, не будет гладить нам с тобой рубашки, не сможет следить за порядком в квартире; что ж это за жизнь наступит!

Сын доверчиво смотрит на папу и, невзирая на его шутливый тон, вздыхает.

Мама при случае обязательно подчеркнет:

- Как бы я справилась без помощи мужчин!

• В чем вы видите роль отца и матери в формировании у сына уваже ния старшим, мужского достоинства в приведенном примере?

• Как это проявляется у мальчика по отношению ко всем членам се мьи?

• Считаете ли вы необходимым уже в дошкольные годы формиро вать в сыне черты мужественности?

• В чем, по вашему мнению, роль отца в решении этой проблемы?

 

№ 2. Шестилетний Виталик, увидав вечером в вестибюле детского сада маму, не забывает ее спросить:

- Ну как, сегодня нога не болит? (У мамы был перелом ноги.) Предла гает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток.

- Помогу нести, а то тебе тяжело. Мать одобряет его:

- Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.

• Какие качества будущего мужчины проявились в детском поступке?

• Права ли мать, поощряя сына за его поступок? Что она этим дос тигает?

• Как в аналогичных случаях поступает ваш ребенок? Внимателен ли он к старшим членам семьи? Какие примеры доказывают, что он внима телен к ним, к окружающим людям?

 

№ 3. В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и па

па, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под щелочек ресниц продолжал наблю дать за дорожными событиями... Вот на ближайшей остановке вошла жен щина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под па пиной руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала сына к сиденью.

- Сиди! - приказал он, не открывая глаз.

- Так я, чтобы уступить...

- А я сказал - сиди! - повторил отец.

Мальчик покорно осел и, посмотрев в бесстрастно дремлющее лицо папы, громко сказал:

- А в детском саду Майя Петровна говорит, чтобы мальчики...

- Ты помолчать можешь?! - прерывает его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына поднять ся... Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул:

- У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот!

• Объясните реакцию мальчика. Чье, по вашему мнению, влияние ска залось на его поведении?

• Проанализируйте поведение отца, его пример и его наставления сы ну с позиции воспитания сына как будущего мужчины. Считаете ли вы, что отец прививает сыну культуру поведения и черты, присущие мужчи не? Как бы вы поступили в аналогичном случае?

• Присмотритесь к своему ребенку. Как он ведет себя в обществен ных местах? Приведите примеры, свидетельствующие о том, что ваш сын или дочь обладают элементарными навыками культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»

Данная презентация разработана к Деловой игре с педагогами на тему «Воспитание толерантности»  (см. в разделе Методические разработки Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»...

Семинар – деловая игра для педагогов ДОУ «Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»

Цель данного семинара:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;вызвать интерес педагогов к этой проблеме....

Деловая игра для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников"

Цель данной деловый игры: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности....

Деловая игра для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников»

Деловая игра для педагогов «Трудовое воспитание дошкольников»...

Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".

Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции....