Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по теме

Никонова Анна Михайловна

В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников процесса: дети, родители, педагоги; включающей в себя разнообразные виды психологического сопровождения: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, а главное, в своём содержании учитывающей психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx257.61 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В настоящее время отмечается постоянный рост числа детей с отклоняющимся поведением. До 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Л.С. Выготский  писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения».

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной  коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Данный опыт работы посвящен отдельной части этого процесса - работе педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с речевыми нарушениями. В рамках представленного опыта работы были проведены следующие мероприятия:

1.Разработан план диагностического обследования, с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка и ведущих групп нарушений.

(см.приложение № 1).

Схема построения работы с диагностическими данными.

(рис. № 1)

2.Разработана схема обработки диагностических данных с целью систематизации полученной информации.(см.приложение № 2).

3.Разработано планирование работы по коррекции страхов.

 (см. приложение № 3).

4.Разработано планирование работы по коррекции тревожности.

(см. приложение № 4).

5.Разработан и проведен комплекс мероприятий по проблемам взаимодействия с агрессивными детьми и их родителями:

 1)Подбор материалов и оформление картотеки игр по проблеме.

2)Подбор наглядной информации для оформления стендов и уголков для родителей.

3)Использование в практике работы ДОУ  авторской программы по профилактике агрессивного поведения и обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Уходи, злость, уходи!» (см. приложение № 5).

6.Составлены  картотеки игр по темам:

1) «Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» (материал для воспитателей).

2) «Упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности и страхов».

3) «Полезная релаксация».

4) «Саморегуляция эмоционального состояния».

5) «Развитие навыков общения».

6) «Игры для тревожных детей».

7.Проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах  эмоционально-волевого развития детей:

1)Разработаны и проведены консультации на следующие темы:

- «Ознакомление дошкольников с эмоциями, как профилактика психосоматических заболеваний»,

-«Использование игр по развитию коммуникативных навыков в повседневной деятельности  детей»,

-«Учусь владеть собой» (приёмы обучения старших дошкольников навыкам произвольности и самоконтроля),

-«Использование картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».

2)Проведён тренинг для воспитателей «Взаимодействие с агрессивными детьми».

8.Проведены мероприятия по повышению профессиональной компетентности родителей в вопросах  эмоционально-волевого развития детей:

1)Разработка  и проведение нестандартных форм родительского собрания, с целью активного обучения родителей приёмам оказания психологической помощи детям.

2)Подобран материал и оформлены папки-передвижки (наглядная информация) по вопросам эмоционально-волевого развития детей,

3)Подобран и оформлен материал по запросам родителей.

Результаты проведённой работы оценивались по следующим параметрам:  

1.Диагностическое обследование по выделенным параметрам на начало и конец учебного года (за последние 4 года).

Сводный анализ диагностических данных за 4 года.

Показатели состояния эмоционально-волевой сферы.

2007-2011 гг.

Интенсивность тревожности

Учебный год

Уровни

Показатели

( в %)

Динамика

Начало года

Конец года

2007-2008

высокий

30

24

Снижение показателей

средний

32

31

Снижение показателей

низкий

38

45

Повышение показателей

2008-2009

высокий

28

14

Снижение показателей

средний

37

37

Отсутствие динамики

низкий

28

14

Повышение показателей

2009-2010

высокий

31

22

Снижение показателей

средний

30

30

Отсутствие динамики

низкий

39

48

Повышение показателей

2010-2011

высокий

28

19

Снижение показателей

средний

35

37

Снижение показателей

низкий

37

44

Повышение показателей

Результаты сводной таблицы показывают наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы детей.

2. Анкетирование родителей, с целью выявления динамики эмоционального состояния детей.

Результаты анкетирования родителей.

3. Анкетирование воспитателей, с целью выявления  динамики    эмоционального состояния детей.

Результаты анкетирования воспитателей.

Результаты анкетирования родителей и воспитателей показывают наличие положительной динамики в эмоциональном состоянии детей.

4.С целью повышения эффективности проводимой работы проводился опрос родителей и воспитателей по определению запроса на психологическую помощь, степень удовлетворённости проводимой работой.

Характер запросов родителей.

Характер запросов воспитателей.

Дальнейшее планирование работы строилось с учётом полученной обратной связи: выделялись проблемы, требующие особого внимания, использовались максимально эффективные в данной ситуации приёмы работы.

Необходимо отметить, что вся работа строилась в тесной взаимосвязи с учителями-логопедами, работающими в коррекционных группах.

Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников процесса: дети, родители, педагоги; включающей в себя разнообразные виды психологического сопровождения: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, а главное, в своём содержании учитывающей психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями. Анализ диагностических данных показывает наличие положительной динамики в состоянии эмоционально-волевой сферы воспитанников. Результаты опроса педагогов и родителей отмечают заметное улучшение эмоционального состояния детей после проведённой коррекционной работы. На протяжении всего учебного года  сохраняется положительная мотивация к проводимым занятиям. Повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах эмоционально-волевого развития детей способствует построению конструктивного взаимодействия с детьми, лучшему пониманию детских проблем, улучшает психологический климат в группе детского сада и семье.

Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Год участия, уровень мероприятия

Название мероприятия

Результативность

Сентябрь,2011 г.

Круглый стол психологов г. Краснодара

Тема: «Выполнение ФГТ при реализации образовательных задач образовательной области

«Социализация»

Доклад на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями»

Октябрь,2011 г.

Курсы повышения квалификации педагогов-психологов Краснодарского края

Презентация:

«Построение  системы работы педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п....

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями

Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....

Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...