Конспекты НОД по социально - личностному развитию дошкольников 5 - 7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Фитё Елена Владимировна

конспекты непосредственно образовательной деятельности (занятий), направленных на социально - личностное развитие старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_nod_po_socialno-lichnostnomu_razvitiyu.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты

непосредственно образовательной деятельности

по социально – личностному развитию дошкольников

НОД

Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Цели:

1. Развивать способность к эмоциональному сопережива нию.

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное пе реживание близких людей.

3. Учить давать моральную оценку поступкам героев худо жественных произведений.

4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

5. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

6. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

7. Формировать осознание моральной стороны поступков.

Ход занятия

Занятие начинается с обращения к детям:

— Кто на свете для вас самый дорогой человек?

— Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна, всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.

       

  Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очере ди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

       

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

      «Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбро санные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сере жа сделал вид, что не услышал просьбу.

        Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обиделась».

— Почему мама обиделась на сына?

— Как должен был поступить Сережа?

         Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса.

        После проигрыва ния воспитатель обращается с вопросами к детям.

— Для чего нужна мама? (Диагностика детских представле ний и суждений.)

Подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную ми нуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!..».

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

— Почему рассердилась мама?

— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

— Как можно помочь малышу в этой ситуации?

— А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей.

Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворе ние Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

—-Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела;

 Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,  

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто,

— Посидим и в тишине...

     Детям предлагается по очереди закончить предложе ние «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...».  

Игровое упражнение «Мама устала»

     Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сдела ете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выб ранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помо щью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспи татель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, уб рать со стола, помыть посуду и др.

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (весе лое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После опре деления каждой пиктограммы по виду настроения дети разбива ются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, поче му они выбрали ту или иную пиктограмму для определения на строения.

Игровая ситуация: «Волшебный фонарик»

 Педагог  дает в руки каждому волшеб ный фонарик, с помощью которого дети должны загадать жела ние для своих родителей.

Советы детям:

  1. Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.
  2. Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обя зательно попросить прощения.
  3. Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости», Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.
  4. Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внима тельны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.
  5. Оберегайте отдых близких тебе людей.
  6. Чтобы быть внимательными к.близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и сле дующая игра поможет нам в этом.

        Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспи татель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

Тема: «Поссорились – помирились»

Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. Развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам.

 

Ход занятия:

Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по-разному. Совсем плохо - драка, война. Плохо - грубые слова, обзывательства.  Тихие ссоры - когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе.

Кто из вас как ссорится? Какие чувства мы испытываем в момент ссоры: стыд, злость, вину, обиду?

Из-за чего бывают ссоры? Да, что-то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Если приветливо смотришь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до ссоры.

Но если она случилась, как же помириться?

Вспомните, когда вам после ссоры хотелось (не хотелось) помириться. Почему?

Вы не знали как? Или не хотели?

Какой может быть выход из ссоры?

Какие способы примирения используете вы?

Проблемные ситуации

• Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя ... Что сделал Петя? Почему?

• Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети ... Что сделали дети? Почему?

Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?

•        Соблюдай правила.

•        Не смейся над товарищами.

•        Не жадничай.

•        Уступай.

•        Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй). Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

Кто умеет мирить других? Кто знает «мирилки»? (Повторяет с детьми.)

«Мирилка»: Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

    Однажды в автобусе меня толкнула девочка и сразу же сказала: «Извините, пожалуйста, я нечаянно». «Ничего, Я тебя прощаю», - ответила я. Как вы думаете, мне было приятно, когда меня толкнули? Почему же я сказала: «Я тебя прощаю»?

    Сегодня на занятии я видела, как мальчик капнул краской на рисунок девочки-соседки, но не извинился. Она сердито, нарочно, капнула на его листок ... Разберитесь, кто прав, кто виноват? (Девочка дала сдачи.) Стоило ли в этом случае «давать сдачи»? Не лучше ли было сказать: «Ничего, ты же нечаянно», если даже мальчик не извинился.

        Значит, чтобы услышать «Я тебя прощаю», что надо уметь?

       Тому, кто просит? Тому, кто прощает?

        Как можно попросить прощения? Сказать: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, Я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал». А как можно пожалеть, утешить? Как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

       Игровое упражнение:  Разделимся на пары и попробуем попросить прощения и ответить на извинения. А теперь поменяемся ролями.

          Посмотрите на мое лицо, когда я прошу прощения. Как я себя в это время чувствую? Неловко, неудобно, а бывает - и стыдно. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, потому что человек переживает о сделанном, что-то не так.

          Человек, у которого просят прощения, видит, что другому неловко? Да,  если искренне (честно) жалеешь, что сделал нехорошо, это видно в глазах, в наклоне головы и даже по рукам (сложены или теребят, перебирают одежду) - вот так (показывает).

 

          Расскажите, было ли с вами так? Видели ли вы другого человека, который просит прощения, а вам его было даже жалко? Почему? Потому что человек испытывает стыд, неловкость, ему плохо. А когда его простили - ему легче. А тому, кто простил? Тоже легко, светло, тепло на душе. Потому что ты поделился добротой.

          Про человека, который умеет прощать, говорят «великодушный». Это значит - великая душа. Великая, большая - не по размеру, а по доброте. Если мама, папа вас прощают, они поступают великодушно, то есть у них в душе много доброты.

О ком в вашей группе можно сказать «великодушный»?

Игра «КОЛДУН» (заколдовал речь). С помощью жестов и мимики дети извиняются - прощают. Потом меняются ролями.

Тема: «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Цель: развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

Словарь: младенец, подросток, юноша, девушка, мужчина, женщина.

Задание: собрать фотографии из разрезанных шаблонов пиктограмм.

Ход занятия:

        Педагог. Я покажу вам картинки, а вы просмотрите их и догадайтесь, о чем пойдет речь. (Показывает изображения младенца, мальчика, который начал ходить, дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста, юноши, девушки, мужчины, женщины, пожилых людей.)

       Да, о человеке, о том, как меняется его возраст, его жизнь. Какая фотография говорит о начале человеческой жизни? Верно, младенец. А это — «Мадонна с младенцем» (показывает иллюстрацию). А почему чаще всего младенец изображен с матерью? Да, она ему в это время нужнее всех людей. Почему? (Кормит, пеленает, купает.)

Малыш гуляет с папой, а здесь (показывает картинку) — с бабушкой и дедушкой.

Вот и дошколята... Это ребенок какой группы? А это?

На кого из них вы похожи по возрасту?

Кто из взрослых нужен вам?

Это кто? (Показывает изображение школьника.) Как вы узнали? (По ранцу.) Может малыш сразу стать школьником?

Почему? Растут люди постепенно, после двух лет не наступает семь, нужно пройти три, четыре, пять, шесть.

Это школьники. В чем же разница этого и этого школьника? (Показывает фото младшего и старшего школьника.)

Можно после 1-го класса сразу оказаться в 10-м? Нет!

Эти люди называются уже не мальчик и девочка, а юноша и девушка. Они почти взрослые.

         Вот и совсем взрослые. Как вы думаете, школьники могут стать сразу взрослыми? А юноша и девушка могут превратиться в стариков? Значит, от младенца до старика человек живет долго, и в каждом возрасте что-то любит делать больше всего: дети до школы любят играть, школьники и студенты учиться, взрослые работать.

Могут ли взрослые играть?

А дети работать? (Могут помогать взрослым.)

Давайте в этой цепочке найдем ваше место (показывает табло из картинок).

Видите, вы еще будете жить долго-долго, учиться, работать, а пока чем будете заниматься? (Играть.)

Игра «Подбери подходящие вещи» (обувь, головные уборы)

Тема: «УЧИСЬ ДУМАТЬ И  ПОСТУПАТЬ ПО - СВОЕМУ»

Цель: развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

Словарь: независимый (думаю и делаю сам).

Ход занятия:

     Педагог. Чем мы отличаемся внешне? (Цветом глаз, волос, формой лица, ростом, голосом.) А могут быть люди одинаковыми? (Если это близнецы.)

Если бы мы все были одинаковые, что произошло бы?

     Могут ли люди говорить одинаковыми голосами? А если бы все люди говорили одинаковыми голосами, то что случилось бы?

Если бы все мужчины и женщины были одинаковы, как бы мы нашли своих родных, а родители своих детей?

      Это хорошо, что все мы разные? А как вы думаете, интересы у людей разные или у всех одни и те же? Да, они могут интересоваться одним и тем же (игрой, игрушкой), но в основном интересы разные: я люблю петь, а ты...

      Это замечательно, это интересно: один поет, другой рисует...

Если мы все разные внешне и интересы у нас разные, в поступках и действиях мы тоже отличаемся?

Проверим:

1. Кто быстрее считает (задает задачку)!

2.  Кто поет лучше (просит детей спеть)?

3.  Кто точнее повторит движение?

4. Кто выразительнее произнесет предложение?

5.  Кто выложит быстрее красивый узор (из спичек без головок или палочек)?

6.  Кто быстрее сложит фигурку из бумаги?

(Каждое из заданий должно быть рассчитано на успех разных детей.)

         Каждый человек что-то умеет делать лучше других, и мы должны этому радоваться, потому что, если все всё умеют одинаково, тогда нам нечем будет порадовать друг друга и нечем будет восхищаться.

         Хочется ли тебе быть похожим на других детей? Чем и на кого ты хотел быть похожим? Когда это хорошо, полезно?

        Если кто-то хорошо считает, рисует, лепит, трудится, и ты хочешь делать, как он, это хорошо? (Хорошо.)

         Если ты все время оглядываешься на других и сам не стараешься по-своему выполнить работу? Например.

1.   На математике не считаешь сам, а смотришь, как делает сосед, и кладешь столько же фишек. Научишься ли ты при этом считать и решать задачи?

2.  На рисовании нужно придумать узор самому, а ты делаешь точно так же, как твой сосед. Научишься ли ты сам придумывать узоры?

3.  На улице группа детей на переходе пошла на красный свет, ты идешь вместе с ними, почему? Потому что ты любишь делать, не думая самостоятельно.

Вывод: если ты не думаешь самостоятельно на математике, ты не научишься считать. Но если ты, не думая, пошел на красный свет, ты можешь попасть под троллейбус. Что выбираете вы? Думать самому перед тем, как что-то сделать? Делать как все, не задумываясь?

Игра «Море волнуется»

Цель: сделать фигуру, не похожую на других. Приз получает тот, кто выиграет подряд 3 раза.

Вывод-правило: учись думать и делать по-своему. Не хвастай, если ты лучше других делаешь что-то, другие лучше умеют делать то, что не умеешь ты.

Тема: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРАВИЛА?»

Цель: развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. Словарь: самооценка, правила.

Ход занятия:

      Педагог. Вы все помните игру «Хитрая лиса»? Какие в ней правила? Зачем они нужны? А если играть без правил?

Зачем нужны правила за столом? Если человек не знает правил, он сможет есть? А выглядеть как при этом будет?

Где еще люди соблюдают правила? (В транспорте.) Зачем? (При знакомстве.) Зачем? (На улице.)

       Давайте посмотрим, что происходит, если нарушается правило.

(Показывает макет: дорогу, тротуар, машины, человечков. Проигрывает ситуацию порядка, затем нарушение правила поведения на дороге.)

      Кто придумал правила? Люди.

Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы было слышно каждого.

      Послушайте, я сейчас произнесу слова: «правильно», «правила», «править». Чем они похожи?

Когда говорим «правильно», что имеем в виду?

Готов к школе, если знаешь много правил — легче привыкнуть, легче с учениками и учителями.

      Люди по-разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценить поступки других, но можем оценить и себя. Например, «я поступил хорошо, когда уступил место» — это и будет самооценка (сам себя оценил). «Я сделал правильно» (т.е. по правилам).

      Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?

      Очень важно на вопрос «почему я так делаю» отвечать: «Я это делаю потому, что...» или «Я не делаю, потому что...»

Вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?

(Предлагает детям еще раз назвать правила, какие они знают.)

Тема: «УЧИМСЯ БЕСЕДОВАТЬ О ГЕРОЯХ СКАЗОК»

Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспитать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера.

Ход занятия:

      Педагог. Дети, посмотрите, что у меня здесь? (Показывает тарелку с водой, лепестки, цветок, скорлупу ореха.) Здесь, наверное, кто-то был, какой-нибудь сказочный герой. Давайте подумаем, кто это мог быть? (Находит записку и читает.)

      «Вот вам подсказка; скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки — периной, а лепестки роз — одеялом. В скорлупе она спала ночью, а днем играла на столе.

       Здесь стояла тарелка с водой, а на краях тарелки лежали цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде. Для этой девочки тарелка с водой была целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке...»

      О ком это? Дети, вспомните, кто написал сказку «Дюймовочка»?

Выключается свет, появляется волшебная шкатулка.

Что это за чудеса? Какая-то шкатулочка, наверное, волшебная. Давайте ее откроем. Здесь лежат какие-то вопросы, наверное, волшебник их положил. (Читает вопросы.)

•        Дети, вспомните и назовите героев сказки «Дюймовочка».

•        У кого в сказке был нежный голосок? Скажите так же, как говорила она.

•        А кто был мокрым и безобразным?

•        Кого можно назвать заботливой и трудолюбивой?

•        Кто любил сидеть высоко на дереве и кормиться сладким цветочным соком?

•        Кто жил в тепле и довольстве, хотя на улице была холодная зима?

•        Кто помог Дюймовочке убежать от полевой мыши?

Молодцы! Вы ответили на все вопросы, значит, хорошо знаете эту сказку.

А что здесь такое? Это, наверное, опять что-то волшебное? Надо посмотреть.

Фланелеграф закрыт скатертью, на нем кружки разного цвета. Розовый — Дюймовочка, зеленый — жаба, коричневый — жук, серый — мышь, черный — ласточка.

        Дети, наверное, за этими кружочками спрятались герои из сказки «Дюймовочка». Давайте подумаем, кто тут мог спрятаться? Например, на кого похож черный кружок, кто там спрятался, чтобы мы не нашли его?

       А теперь давайте подумаем, какие слова мы еще можем подобрать для Дюймовочки, как еще можно о ней сказать? (Ласковая, смелая, помощница и др.) А какие слова можно сказать о мыши? (Запасливая, хитрая.) О жабе? О ласточке? Молодцы! Для всех

придумали подходящие слова. Ну, раз вы знаете, какая Дюймовочка, то вы ее, наверное, узнаете. Вот посмотрите на картинки и скажите, на какой из них Дюймовочка? Почему?

        Дети, вы хорошо знаете эту сказку и, наверное, помните, как трудно было Дюймовочке, какие она прошла испытания, но она очень смелая девочка и поэтому все кончилось хорошо.

        Как вы думаете, о чем думала Дюймовочка, что она переживала, когда увидела, что находится на листе кувшинки, а куда ни посмотришь, кругом вода?

         Вам было жалко Дюймовочку, когда она дрожала от холода, завернувшись в сухой осенний лист? Почему?

Дети, а как бы вы поступили, о чем бы вы подумали, если бы увидели замерзшую ласточку?

          С Дюймовочкой в сказке происходили не только страшные, неприятные приключения, у нее было и много хорошего. Помните, когда она дома играла с цветами, плавала на лодочке по своему «озеру»? Как вы думаете, какое у нее было настроение, о чем она думала?

          А когда оказалась вместе с ласточкой на берегу прекрасного озера в теплой стране, где кругом росли белые цветы?

Вот к нам пришли все герои этой сказки. Давайте их рассадим так, чтобы им приятно было сидеть вместе. С кем не страшно сидеть Дюймовочке?

            В волшебную шкатулку волшебник положил сердечки. Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? У вас тоже есть свои любимые герои в этой сказке, те, кто вам нравится, кого вы полюбили? Я дам каждому из вас по сердечку, а вы подарите их своему любимому герою сказки, а потом мы посмотрим, у кого из этой сказки будет больше всего сердечек. (Дети обосновывают свой выбор.)

Тема: «Почему мы обижаем близких нам людей?»

Цепи:

1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

2.  Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

3. Формировать осознание моральной стороны поступков.

Ход занятия

        В начале занятия игровой персонаж — Светлячок приносит детям две книжки-малютки. Одна книжка — в черной обложке, на которой написано «ЗЛО», а другая — в зеленой, на ней написано слово «ДОБРО».

Когда вы смотрите на черный цвет, то какие чувства, мысли у вас возникают (неприятные, грустные и т.п.), а на зеленый? (Радостные, веселые, добрые.)

       Светлячок предлагает детям записывать в черную книгу некрасивые поступки, злые мысли и чувства, а в зеленую — добрые поступки, мысли и чувства. В ходе вступительной беседы предлагает вспомнить советы                        Светлячка, которые смогли запомнить дети (дети перечисляют).

— А какие добрые дела вы сделали для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель записывает в зеленую книгу Доброты.

Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала...

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

—-Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела;

 Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,  

А потом скользнул ко мне.

Ничего, — шепнул он будто,

— Посидим и в тишине...

— В какую книгу можно записать поступок ребенка? Почему?

Диагностика поведения детей и их отношения к близким людям.

     Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то...».  

Игровое упражнение «Мама устала»

Дети становятся в круг, в центре которого ставится стул. Выбирается ребенок на роль матери и садится или становится в круг. Все дети получают задание: представить, что «мама» пришла уставшая с работы. Вы хотите ей помочь. Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к «маме»? Ребенок, выбранный на роль матери, должен выразить ее состояние с помощью мимики и пантомимики. Если дети затрудняются, воспитатель предлагает возможные варианты помощи родителям: что-нибудь принести (тапочки, одежду), накрыть на стол, убрать со стола, помыть посуду и др.

Детям предлагается подумать над смыслом высказывания:

«Отец и мать — священные слова».

Игровая ситуация: Светлячок дает в руки каждому волшебный фонарик, с помощью которого дети должны загадать желание для своих родителей.

Советы Светлячка:

Когда родители приходят уставшие с работы, будьте внимательны к ним: спросите, чем ты им можешь помочь.

Оберегайте отдых близких тебе людей.

Чтобы быть внимательными к.близким и окружающим нас людям, нужно уметь правильно угадывать их настроение, и следующая игра поможет нам в этом.

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Рисование на тему «Моя семья» позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

Домашнее задание: прислушаться к советам Светлячка и проявлять заботу о своих родителях.

Тема: «Друг в беде не бросит»

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия:

       Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

            В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

           Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

— Что значит «быть плохим другом» ?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

            Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:

1.  Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

       «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

        Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

        Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

        Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».

— Вам жалко Ваню?

— Можно ли ему помочь?

— Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.

Игра «Веселая смесь»

        Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.

         Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

Тема: «Друг заболел»

Цели:

1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу.

2. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу.

3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия

       Светлячок демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к детям, а нельзя ».

— Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?

— Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?

— Почему важно проявлять заботу о больном товарище?

— Какие слова утешения вы знаете?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:

•   как у девочки болит горло, ей очень больно;

•   как девочка грустит;

•   как мама нежно и бережно ухаживает за ней;

•   как девочка радуется тому, что выздоровела.

— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую девочку?

— Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая ухаживает за больной дочкой?

— Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счастливую девочку?

     Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».

Упражнение «Пишу письмо другу»

Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».

...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила.

Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.

Советы Светлячка:

Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили.

Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.

Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.

Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова)

       Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

       Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!

       После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

      В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», слова Е. Шварца, музыка А. Спадавекки).

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте, в круг, встаньте в круг!

Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.

Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг!

Полюбили мы жука — старика-добряка, —

Очень уж душа легка у него, весельчака.

Тема: «Учимся понимать боль другого человека»

Цели:

1. Учить различать эмоциональные состояния на примере сказочных персонажей.

2. Способствовать формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход занятия

           Светлячок загадывает детям загадку:

Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же... (крапива).

(Если дети затрудняются отгадать загадку, то можно показать картинку с изображением крапивы.) После того как дети отгадали, Светлячок предлагает послушать рассказ, в котором это растение причинило боль одному мальчику. Вот как это было...

Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива».

     «Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно!

Саша увидел у забора зеленую траву и всех позвал:

— Смотрите, какая трава выросла! А Вера Ивановна говорит:

—  Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Не послушался Саша: разве трава — печка? Разве она жжется?

Схватил крапиву, да как закричит:

— Ой, больно!

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят».

— Что произошло с мальчиком?

— От чего ему было больно?

— Кто в этом виноват?

— Вам жалко мальчика?

— Как бы вы утешили его?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

      «Дети за завтраком пили молоко. Вера нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, ее сосед Рома сказал...»

— Что сказал Рома? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения («Не огорчайся! Это может с каждым случиться. Давай, я тебе помогу вычистить платье»).

Игра «Эмпатии героев»

       Педагог читает детям сказку. Заранее выдаются маленькие карточки с изображениями, выражающими различные эмоциональные состояния.

В процессе чтения ребенок откладывает на столе несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен... Также можно предложить детям передать свое эмоциональное состояние во время прослушивания отрывка из сказки.

Варианты отрывков из сказок для чтения

1.  «Гуси-лебеди» (русская народная сказка) Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

2.  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка)

Козленочек опять начал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла к верху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и расцвело.

3.  «Снегурочка» (русская народная сказка)

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

Светлячок предлагает детям поиграть с его волшебным фонариком.

Игровое упражнение «Сотворение чуда» (Н. Кряжева)

       Дети берут «волшебный фонарик», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: «Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать? ». Ответы могут быть ситуативные: «Улыбнись», «Станцуй», «Спой» или перспективные — тогда дети договариваются о месте, времени «сотворения чуда».

Советы Светлячка:

        Если вы увидели, что кто-то обижен, огорчен, плачет, подойдите, расспросите, что случилось, и успокойте, утешьте, помогите, чем можете.

Всегда старайтесь сделать другому приятное: поделитесь лакомством, гостинцами, покажите свою игрушку, книжку; не просите вещь у товарища, если она необходима ему; если нечаянно огорчили товарища, причинили неприятность, извинитесь.

Игра «Ходим кругом»

          Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Нина, Саша и т.д.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

           Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает как лягушка, принимает смешную позу и т.п.). Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Тема: «Друг и в радости, и в горе всегда рядом»

Цели:

1.  Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2. Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

        Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл.

— Почему так говорят?

— Приходилось ли вам кого-либо обижать?

— Что вы при этом чувствовали?

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».

«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

— Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала».

— Почему заплакала Катя?

— Что чувствовала девочка в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте ее друзей?

— Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?

О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается

— Миша заикается.

Как другие — чисто, ясно

— Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву К,

Но ребята не смеются

— Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Советы Светлячка:

       Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

       Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

       Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.

       Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.

Проблемная ситуация

для диагностики проявления эмпатии у детей

(Ситуация взята из учебно-методического пособия для детских дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство».)

«...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу, я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве...»

Детям предлагается закончить изложение проблемной ситуации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствующие о проявлении эмпатии:

«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, посмотрим книжку, я сейчас принесу ее».

«Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать машинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».

        Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему волшебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подводит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно поможет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они.

Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков)

        Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы.

Тема: «НАРОЧНО И НЕЧАЯННО»

Цель: развить нравственные чувства — сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

Словарь: толковый словарь, оплошность.

Педагог. Дети, вы знаете слова «нарочно» и «нечаянно»? Вот эта толстая книга (показывает) — толковый словарь. Толковый, толковать — значит объяснять. Посмотрим, что значит «нарочно»... А теперь найдем слово «нечаянно»...

        Что можно сделать нечаянно? (Толкнуть, напугать.) Расскажите, с кем и когда такое случалось. Как вы себя чувствовали, когда такое случалось? А что чувствовал тот, кого напугали или толкнули вы? Как вы себя повели?

Как надо себя вести, если вы нечаянно совершили оплошность? (Объясняет, что это такое.)

        Нечаянно можно уронить, разбить, потерять, забыть?

Почему вас не ругают за «нечаянно»? Почему не хвалят?

        Если человек, в том числе ребенок, знает правила общения с людьми и предметами, он почти не совершает оплошностей.

       У нас в группе есть дети, которые не роняют, не ломают, не толкают?

Значит, эти дети знают правила поведения в играх, в разговорах, в раздевалке и за столом — это очень приятно.

        Я на прогулке видела, как малыш бросался песком и камешками. Он, конечно, мал, но опасность от этого не меньше. В чем опасность для других детей? Как вы думаете: он делал нечаянно или нарочно? Я думаю, что маленькие любят бросать и смотреть, как летит. И малыши не знают, не понимают, что это опасно.

         Как вы думаете, большие дети бросают, зная об опасности? Чем это грозит? (Бросишь камень  — ранишь,  бросишь песок  —   заболят глаза.)                                                                                  

          Да, они знают, но, не умея или не желая мирно договариваться или уступать, делают нарочно, назло.

         Давайте обсудим: человек, делающий назло другому, себе делает добро? Почему нет? (У него не будет друзей, с ним не захотят играть.)                                                                                              

Что легче: подумать и никогда не бросаться камнями и песком или бросать, не думая?                                                                    

         Легче бросать. Думать, узнавать правила, быть воспитанным, иметь много друзей труднее, конечно, но интереснее!                    

        Придумайте правила, которые помогут жить дружно.

(Соблюдать правила в играх; если что-то нечаянно не так сделал, совершил оплошность, сразу извиниться, показать, что сожалеешь об этом.)

         Дети, вам приходится слышать слова: «Дай сдачи в ответ». На  что вам советуют давать сдачи? Скорее всего, вас толкнули, задели вашу постройку не назло, а потому что вас много, а места мало. Как правильнее: не разобравшись, дать сдачи или разобраться? Возможно, перед вами сразу извинятся, скажут, что задели нечаянно. Если каждый, не разобравшись, будет давать сдачи, в группе с утра до вечера будут драки. Давайте придумаем правило: прежде, чем дать сдачи, спросить: «Ты сделал назло,  нарочно?» Второе правило: задел — немедленно извинись!          

Тема: «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

Цели:

1. Формировать осознанное отношение к соблюдению требований взрослых (родителей).

2. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации.

Ход занятия

Светлячок предлагает детям, имеющим братьев и сестер, рассказать об их дружеских взаимоотношениях:

— Вы дружно живете со своими братьями и сестрами?

— Случаются ли ссоры? Почему?

— А как вы миритесь?

         В конце беседы Светлячок предлагает записать в книгу Доброты поступки, в которых дети проявляли доброжелательность к братьям и сестрам, старались их понять и помочь.

Далее от имени сказочного персонажа педагог предлагает послушать рассказ, в котором говорится об одном мальчике, попавшем в трудную ситуацию.

       Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак и сказал тоже: "Нет, я не ел".

Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь".

Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".

И все засмеялись, а Ваня заплакал».

— Почему заплакал мальчик?

— Вам его жалко?

— Как можно помочь мальчику?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».

— Правильно ли поступил мальчик?

— Что чувствовала в этой ситуации мама?

— Кого вам жалко в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте мальчика?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

•   мальчик капризничает;

•   мальчик сердится;

•   мама успокаивает сына;

•   мама огорчается;

•   мальчик и мама радуются.

Упражнение «Закончи предложение». «Папа рассердился, потому что я...», «Когда я вижу, что папа огорчен, то...».

Поведенческий тренинг «Мама заболела»

«Мама сегодня немного нездорова, давайте уложим ее в постель, приготовим ужин и маму накормим». Советы Светлячка:

Будьте особенно внимательны, если кто-то заболел: не шумите. Старайтесь сами оказать больному помощь.

Игра «Хорошо — плохо»

Хорошо, что у нас есть больная бабушка? А чем плохо?

Хорошо, что у нас есть (или будет) братик? А чем плохо?

Хорошо, что братик плачет? А чем плохо?

Упражнение «Сердце на память» (Н. Кряжева)

Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца «на память».

Рисование на тему «Моя мама» (можно выполнять под музыку).

 Тема: «УЧУСЬ ПРОЩАТЬ»

Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

Словарь: миролюбивый, отзывчивый.

Ход занятия:

         Педагог рассказывает о первокласснике и его младшей сестричке, которая перевернула ранец, измяла тетради.

Педагог. Наказывать ли ее? Как?

Обидно, если тебе так навредили? Долго надо обижаться? (Показывает картинку, где сестричка сама обнимает брата.)

Простить ее? Почему? (Она не знает правил, не понимает, надо не ругать, а учить, а обижаться на нее — смешно.)

Старшие взяли вашу игрушку и выбросили (подарили).

Обидно? А как себя вести? Заплакать — нормально?

Что сказать? Надуться или молчать?

        Можно так сказать: «Я очень обиделся, я, может быть, сам бы отдал. Но нельзя же без моего разрешения — мне от этого плохо».

Ребенок бежал и вас толкнул. Вы упали и ударились...

Что делать? Его толкнуть? Ударить? Простить? В каком случае? (Если извинится.)

        Если вас чуть-чуть толкнули или ваш рисунок чуть-чуть подвинули, обижаться?

Кто это «чересчур обидчивый»? Какое настроение у того, кто долго обижается? А как он выглядит? Приятно?

А вот про Сашу и Иру говорят: «Какие миролюбивые дети». Миролюбивые — что это значит?

Кто из вас придумает правила миролюбия? (Не обижать тех, кто слабее, кто младше).  Долго не обижаться и прощать. Не обижаться по пустякам.)

Встаньте в круг, закройте глаза, скажите себе: «Хочу со всеми жить в мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию дошкольников

Образовательная область: «Социально- коммуникативная»Тема: « Семья это — Я, Семья это — МЫ»Возрастная группа: 4-5летЦель: Закрепить знание детей о понятии «семья»....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по социально – личностному развитию дошкольников

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по социально – личностному развитию дошкольников...

Пособие для родителей и педагогов (с приложениями) Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с дошкольниками

Методическая разработкаСоциально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками     ...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по социально – личностному развитию дошкольников

Тема: «Самый дорогой на свете человек» Тема: «Поссорились – помирились» Тема: «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»Тема: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРАВИЛА?»И многое другое...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Прекрасные конспекты, взяла в свою копилку.