Консультации для педагогов.
материал (подготовительная группа) по теме

Салькова Светлана Викторовна

Формирование этических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей этические представления, учить правильно, оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других.

Роль подвижной игры в жизни ребёнка.

Цель: Ознакомить педагогов с ролью и значением подвижной игры в жизни дошкольника.

Взаимодействие взрослого и ребенка.

  Дошкольное детство – пора жизни, когда перед ребенком раскрывается неведомый мир взрослых людей, существенно изменяющий и преобразующий психику маленького человека. Большую роль в этот период играет общение, которое открывает ребёнку путь в бескрайний мир людей. Общение со взрослыми помогает ребёнку устанавливать контакты, познавать себя и других. Взрослый, как уже говорилось ранее, является ребёнку в качестве образца для подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii.docx628.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Формирование этических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей этические представления, учить правильно, оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других.

       Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста связано с формированием у них чётких этических представлений. Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, «что такое хорошо, и что такое плохо», мешает им контактировать с другими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. На развитие у ребёнка представлений о морали большое влияние оказывает детский сад и семья. При правильном воспитании дети дошкольного возраста способны воспринимать сложные отношения между людьми.

     

 Формирование у детей этических представлений определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми.  Многие дети знают, что значит быть добрым – это делиться с товарищами игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, быть справедливым – это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чём они не виноваты.

     При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий, а нужно беседовать с ними, создавать различные ситуации, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

      Например, можно предложить ребёнку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Или обратить внимание ребёнка на такой случай, когда он сам с кем-либо обошёлся несправедливо.

Нужно учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая своё поведение с поведением других. Ответы детей показывают, что поступки, совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они соотносят с понятием  «несправедливо, плохо поступил». Например: Саша разорвал Мише штаны, «на них была маленькая дырочка, а я сделал её большой». «Я поступил несправедливо: Я сегодня катался с горки, не удержал санки и скатился вниз, Настя с санками ещё внизу была, и я её нечаянно стукнул – она заплакала».

   Уважаемые педагоги! Чаще создавайте условия, в которых ребёнок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Если же все заботы о поведении ребёнка вы возьмёте на себя, то у них постепенно будет угасать интерес к  себе и к поведению окружающих, будет развиваться равнодушие, привычка жить чужим умом.

   Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким. Спрашивайте у детей, например, почему он поступает именно так, а не по-другому? Почему нужно быть чутким, справедливым? Ведь осознание детьми поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, чувств, правильному поведению.

    Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, если им ясен смысл этих поступков, когда они видят определённое отношение к ним взрослых, в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Консультация для педагогов.

Роль подвижной игры в жизни ребёнка.

Цель: Ознакомить педагогов с ролью и значением подвижной игры в жизни дошкольника.

   Подвижные игры - имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо учитывать при организации занятий.

          Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой  и дыхательной системы, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

             Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются  разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и т.д.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

          Игра – это первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отображают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

      В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «Ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводить к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

          Основной концепцией работы является следующее – педагог должен помогать ребенку, ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на жизненные ситуации, проживать детство в радости, гармонии, счастье!

Чтобы добиться этого, надо уметь следующее:

  1. организовывать  деятельность детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
  2. решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;
  3. уметь неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавлять их активности, быть партнером по общению;
  4. предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения;
  1. предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им «противовес»;

        «видеть» каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;

Не только учить детей предлагаемым программами движениям, но и создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.

          Подвижные игры - различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которые одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых  тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов и т.д.) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

   Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы – веселые ребята» и др.). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений. 

          Игры отбираются  в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованны, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

          Сбор детей на игру можно производить разными способами. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и др.). В старшей группе педагог может поручить своим помощникам – наиболее активным детям собрать всех для игры. Педагог регулирует нагрузку, которая  должна увеличиваться постепенно.

     Игра большой подвижности повторяется 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 минут. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 минут в младших группах до 15 минут. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

          Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у  детей постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

                     

Консультация для педагогов.

Взаимодействие взрослого и ребенка.

  Дошкольное детство – пора жизни, когда перед ребенком раскрывается неведомый мир взрослых людей, существенно изменяющий и преобразующий психику маленького человека. Большую роль в этот период играет общение, которое открывает ребёнку путь в бескрайний мир людей. Общение со взрослыми помогает ребёнку устанавливать контакты, познавать себя и других. Взрослый, как уже говорилось ранее, является ребёнку в качестве образца для подражания. 

Взрослый для ребёнка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребёнком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, или точнее, взаимоотношения, внутри которых осуществляется личное становление и развитие каждого. В этом смысле мы говорим о развивающих взаимодействиях «взрослый-ребёнок». Совместная деятельность взрослого и ребёнка, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом – вот та среда, в которой развивается личность ребёнка и личность взрослого как воспитателя.

Учебно-дисциплинарная модель общения.

Эта модель складывается в течение длительного периода времени.

Характерные черты:

Цель общения: вооружить ребёнка знаниями, умениями, навыками.

Девиз взрослого: «Делай как Я!»

Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотация, окрик.

Тактика общения: диктат или/и опека.

Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия.

Характерные черты:

Цель общения: обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры), развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребёнку с задачей создать максимально благоприятные условия, для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого – разрешается всё, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребёнка, не реализация некоего первоначально заданного смысла, а динамическое проектирование, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики характера действующих лиц. Формирование умений, знаний, навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание, понятие личности ребёнка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, динамика стилей общения с ребёнком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребёнка как на полноценного партнёра в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

В настоящее время в практике ДОУ, несмотря на идеи гуманизиции в системе дошкольного образования, порой доминирует учебно-дисциплинарная модель взаимодействия.

Наиболее желанной для полноценного общения детей и педагога является личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ребёнок чувствует себя эмоционально-защищённым так как педагог относится к ребёнку как к равному.

Взрослый и ребёнок в равной мере является субъектами взаимодействия. Противоречия разрешаются посредством сотрудничества. 

При такой модели создаются благоприятные предпосылки для преодоления основного противоречия между целями и задачами, которые ставит ребёнок. То есть в рамках данной модели формируются личностные особенности как детей, так и взрослого (воспитателя). В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя оформляется особое образование – «воспитательская позиция личности». Поскольку каждый общественный строй характеризуется множественностью представленных в нём укладов, противоречивостью интересов различных социальных групп, сочетание консервативных и инновационных тенденций, в каждом обществе складываются условия для порождения некоторого многообразия воспитательских позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....