Игры с песком и водой
материал по теме

Консультация для воспитателей как организовывать игры с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom_i_vodoy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком и водой

Игры с песком и водой — одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К то му же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как органи зуются на свежем воздухе, в теплый период года.

Ребята знакомятся со свойствами пе ска, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В ито ге у них развиваются творческие, ис следовательские, конструктивные спо собности, эстетический вкус.

Каким же образом побуждать ребят к играм с песком и водой, как наполнить их деятельность интересным содержа нием, в какой системе вести данную работу в каждой возрастной группе? Расскажем об этом подробнее.

Игры с песком

Песок должен быть чистым — про сеянным и влажным, через 2—3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строи тельства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и прос ты. Для них удобны небольшие перенос ные песочницы на ножках (размер ящи ка 120X120 см, глубина, ящика 20 см, высота 50—60 см). Желательно, чтобы на участке было 2—3 такие песочницы-столика. Они могут иметь любую форму и оформление, съемные зонты-тенты. Для удобства на дно песочни цы следует настелить листовое железо, поскольку дерево быстро гниет от по стоянной   влаги.   Песок   периодически (раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно сте кать на землю через зазоры между дном и боковыми частями ящика). При необ ходимости такие песочницы можно за крывать полиэтиленовой пленкой для защиты от загрязнения.

В сырую, дождливую, ветреную погоду можно перенести песочницу-столик на веранду. С наступлением холодов хорошо внести ее в помещение с тем, чтобы дети имели возможность зани маться строительством из песка круг лый год (естественно, учитываются воз можности учреждения). Чтобы песок из ящика не сыпался через зазоры и не засорял пол помещения, дно и края зас тилают полиэтиленовой пленкой, а за тем ящик заполняют промытым песком.

Для детей средней группы тоже ис пользуют на участке подобные пере носные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что луч ше сдвигать песочницы по две, посколь ку дети в игре группируются по нес колько человек и начинают объединять свои постройки общим содержанием. Например, одни ребята в песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыг рывают постройки.

В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста соз дают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, раз вертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержатель ный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой песка, го товить его к работе, не пачкая одежду, обувь (в теплое время года можно играть в песке босиком), при необходи мости без напоминания мыть руки.

Для организации конструктивной деятельности из песка в группах стар шего дошкольного возраста рекомен дуются не песочницы, а песочные двори ки прямо на земле (площадь дво рика 3X4 м), так как для игр детей необходимо большое количество песка, значительные площади. Обычно пе сочные дворики размещают под де ревьями, чтобы оградить детей от пере грева на солнце, а песок — от постоянного пересыхания. При отсутствии де ревьев     рекомендуются     зонты-тенты.

В санитарно-гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные ор ганизмы погибают.

Хорошо зарекомендовали себя двори ки из пеньков. Бревно распиливают на части, которые закапываются в зем лю тесно друг к другу на разном уровне по произвольному очертанию. Дворики могут быть сделаны также из лежащих бревен или досок и иметь любую форму. Ребят приучают бережно отно ситься к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если построй ка остается в песочном дворике, детям напоминают, что, уходя с участка, необ ходимо сгребать песок в кучу.

Для работы с леском детям раннего и младшего дошкольного возраста пред лагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличаю щиеся прочностью, легко моющиеся (машины, куклы), а также дополни тельные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, до ма, знакомых детям животных, транс портные средства, деревья. Можно предложить малышам для игры куколь ную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.

Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: пластин из фанеры, кусочков разно цветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).

Детям старшего дошкольного воз раста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются бо лее мелкие игрушки. Увеличивается ко личество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассо вых и резиновых шлангов, труб разно го диаметра, куски пенопласта, пороло на, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.

Хранить игрушки для игр с песком можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участках удобны стойки с сетками, которые могут использовать ся во всех возрастных группах. Игруш ки, лежащие в сетках, моют, напра вив на них струю воды из шланга или лейки, и сушат. Дополнительный мате риал удобно хранить в ящике с деле ниями   (для  каждого вида  отдельно).

Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготов ленные своими руками. С этой целью используются материалы, кото рые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплете ния основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, об клеенных бумагой, смастерить палатки из трехгранных молочных пакетов, до рожные знаки из клеенки, палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона.

При обучении детей конструированию из песка рекомендуется тематику по строек из него связывать с тематикой занятий по конструированию из строи тельного материала.

В группах раннего и младшего воз раста воспитатели учат малышей сгре бать песок в небольшие кучки с по мощью совков и лопаток, утрамбовы вать их, накладывать песок в неболь шие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.

Хорошо научить детей строить будку для собачки. Воспитатель показывает, как для этого надо сгрести песок в кучу, уплотнить ее, сделать в ней сов ком углубление у основания, и предла гает малышу поместить туда собачку.

Можно научить малышей проводить в песке дорожку. С этой целью надо по казать, как продвигать дощечку, слегка придавливая ее плашмя к песку. Воспи татель вместе с детьми делает на до рожке кочки (кучки), ямки, постройка обыгрывается. Педагог продвигает по дорожке игрушку и приговаривает на родную потешку: «По кочкам, по коч кам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»

Детям второй младшей группы воспи татель показывает, как делать торты, башни, домики с помощью формочек. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбо вывается, затем с помощью дощечки прокладываются спуски горки (ана логично строительству дорожки). Хоро шо также научить малышей строить скамейку, ворота, стол, стул, мост. Для этого надо на один или два куличи ка, стоящих рядом, наложить пластин ку.

Можно показать малышам, как сде лать забор, сгребая песок с двух сто рон руками и уплотняя его, постепен но подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.

В средней группе педагоги закрепля ют у детей умение формовать раз личные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содер жанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на нее накладывают деталь по меньше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флаж ком.

Ребят учат самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широ кие, узкие), загородки, заборы, вагоны.  Делают это таким образом. На одина ковом расстоянии устанавливаются ку личики, а между ними вставляются па лочки — либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец встав ляется в боковую часть одного куличи ка, другой — соседнего.

Используя кубические формы, дети формуют дома, украшая их разноцвет ными окнами. С этой целью вдавливают в песок кусочки разноцветного орг стекла. Чтобы окошко лучше держа лось, верхнюю часть его вдавливают глубже.

Ребята очень любят рыть в песоч ных кучах вдвоем с двух сторон, по ка руки не соединятся внутри тоннеля.

Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными до полнительными материалами. Воспита тели побуждают ребят к играм с по стройками, при необходимости подсказывают сюжеты,  помогают  их  разви вать.

Детей старшего дошкольного воз раста педагоги учат сооружать из пес ка более сложные и крупные построй ки: высотные дома, дворцы, терема, театры,   железные   дороги,   бассейны, озера. Причем на разные темы: порт, ракетодром, стадион, свой микро район, детский сад, скотный двор, зоо парк и др., а также по сюжетам зна комых сказок «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Снежная королева». Для строительства в качестве образцов детям предла гают фотографии, иллюстрации, рисун ки с изображением различных соору жений.

Воспитатели объясняют, как с по мощью лопаток или дощечек вырезать из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели.

Ребята используют для формовки са мые различные приспособления. Круп ные формы сооружают с помощью де ревянных рамок, полых кубов, цилинд ров, отрезков пластмассовых труб большого диаметра. В данном случае форма не переворачивается, а снимает ся, поднимается вверх.

При этом дети украшают постройки различными деталями. Например, ци линдрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанав ливают на зданиях телевизионные ан тенны из цветной проволоки, проклады вают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ре бята сочетают различные способы действий с песком.

Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать по лучившуюся массу в ладони и выпус кать струйкой. Песок ложится на по стройки узорами. Благодаря этому при ему можно строить дворцы, замки, баш ни и другие сооружения конусообраз ной формы, постоянно наращивая по стройку в высоту и ширину.

Игры   с   водой   и   игрушки-самоделки

Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошколь ного возраста на участке исполь зуются надувные бассейны или другие емкости. Устанавливаются они на проч ные подставки с тем, чтобы малыши имели возможность играть с водой стоя. Хорошо зарекомендовали себя подстав ки, по форме и размеру аналогичные песочнице. При отсутствии надувных бассейнов можно использовать одну пе сочницу. Для этого необходимо обтя нуть внутреннюю часть ящика, которую обычно   заполняют   песком,   клеенкой, пленкой или другими не пропускающи ми воду материалами и получившуюся емкость наполнить водой.

Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, ло дочки, разноцветные шарики, перели вать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстия. Малыши бросают камушки в воду, наблюдают, как они тонут, моют игрушки, купают кукол.

В сюжетных играх дети любят ис пользовать одновременно и песок, и во ду. При этом даже традиционные игры «Семья», «Детский сад» наполняются более разнообразным содержанием (ку кол можно водить на пруд загорать, учить их плаванию, катать на лодках).

В играх с водой детей старшего дошкольного возраста используются ру чейки, бассейны, водоемы. Сооружают их обычно из кирпича или камня в со четании с цементом. При этом возмож ны различные виды кладки, стены и дно выкладывают кафелем. Важно обеспе чить проточность воды.

В зависимости от площади участка данные сооружения могут иметь различ ные размеры, конфигурацию, оформле ние. Около водоемов можно найти при родный материал: камни, корни. Для создания благоприятного микроклима та следует организовать зеленые ос тровки. С этой целью педагоги вместе с детьми высаживают растения, сеют тра ву, сажают мох.

Детям старшего дошкольного возрас та при строительстве из песка предо ставляются емкости, наполняемые во дой. Таким образом, игры с водой объединяются с играми в песок. Мож но использовать и полиэтиленовую пленку, которой дети выстилают дно сооружений, а затем заливают водой. Ребята строят бассейны, плотины, ра зыгрывают сюжеты: сплавляют лес по рекам, водят теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивают морские бои, пра здники на воде, спортивные соревно вания.

Для игр с водой широко исполь зуются плавающие игрушки, выпуска емые промышленностью: корабли, лод ки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушка ми-самоделками. Так, малышам пред лагают поделки, изготовленные детьми старшего дошкольного возраста: лодки, кораблики — из древесной коры, пено пласта,  уточки,  рыбки,  лягушки — из поролона. Из цветной клеенки выре заются и пришиваются глаза и плавни ки.

Дети средней группы с помощью вос питателя мастерят лодочки из скорлупы грецких орехов, коры, пенопласта. А старшие дошкольники делают для них плавающие игрушки.

Детям подготовительной к школе группы хорошо предложить сделать для своих игр катамараны из трехгранных молочных пакетов. Для этого надо срезать одну из сторон, затем раз вернуть пакет так, чтобы получился квадратный карман, и сделать срез, как показано на рисунке. Получится одна часть катамарана. Затем таким же об разом вырезать другую. Сшить обе части друг с другом, раздвинуть каж дую и вставить палочки-распорки.

Чтобы сделать яхту, нужно разрезать такой же пакет так, как показано на рисунке. Затем угол загнуть вовнутрь, обозначив четкую линию сгиба пример но на том месте, где отмечено пунктир ной линией.

Для изготовления теплохода потре буются две пластины из пенопласта. Одна толстая — основание, другая тон кая — верхняя палуба, куски пеноплас та кубической формы, несколько кату шек, заостренные палочки и шпагат. У пластин надо закруглить углы, затем расставить катушки, наложить тонкую пластинку и, протыкая ее палочками, пропуская их через отверстия в ка тушках, соединить с толстой пласти ной, углубив в нее палочки так, чтобы детали хорошо скрепились и остались сверху одинаковые по длине части па лочек. Связать между собой палочки шпагатом, накидывая на каждую сле дующую из них петлю. Затем украсить теплоход по своему желанию.

Как смастерить домик для лебедей, показано на рисунке. Лебедей легко сделать из кусочка поролона кубиче ской формы. Для этого следует сре зать уголки, придать куску форму сфе ры, вырезать шею с головой, крылья и пришить к туловищу.

Для изготовления самолета на вод ных лыжах потребуются пластины и ку сочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких заостренных палочек.

Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, педагоги заботятся об обогащении детских впечатлений: про водят экскурсии, целевые прогулки, ор ганизуют беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, чтение художест венных произведений, просмотр диа фильмов, диапозитивов. Ребята полу чают представление о различной архи тектуре зданий, особенностях сооруже ний, о видах транспорта, о людях разных профессий.

Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство и игры детей. Они показывают приемы работы с материалом, помогают ребя там развивать сюжеты игр, поддержи вают изобретательность, стремление к творческому поиску.

Воспитатели формируют у ребят на выки общения. В группах раннего воз раста малышей учат элементарным действиям с песком и водой, уме нию выражать свои мысли и желания словами, что способствует развитию первичных навыков общения. Педагоги стимулируют желание всех детей участ вовать в совместных играх, дают им возможность ощущать радость от сов местных действий. В группах младшего дошкольного возраста воспитатели про должают развивать у детей самостоя тельность, формировать у них устой чивые мотивы к активной совместной деятельности.

В процессе игр с песком и водой у детей средней группы (в небольших подгруппах из 3—4 ребят) воспитатели развивают навыки самоуправления. Их учат ставить цель, находить кон структивное решение или сюжет игры на основе имеющегося опыта, самостоя тельно или с помощью взрослого плани ровать работу, вместе строить и играть, объединяя свои постройки общим сюже том. Дети учатся выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои же лания желаниям товарищей. Этому спо собствует совместное обсуждение пред полагаемых действий, включение педа гога в деятельность ребят, пример его общения с детьми.

В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сфор мированы навыки совместного строи тельства. Чтобы ребята объединялись в большие подгруппы, а постройки име ли интересное содержание и были раз нообразны, необходимо коллективное обсуждение работы. Действенным приемом организации совместного строи тельства ребят является предложение им выбирать поочередно бригадиров, которые направляют общую деятель ность.

Осуществляя обучение детей, педаго ги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у дошкольников сообразительность, сме калку, творчество, так организовать их деятельность, чтобы в играх с песком и водой кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Игры с песком и водой

Материал для воспитателей 1-х младших групп.Примерные игры с водой и песком.Развивают дошкольников...

Игры с песком и водой для для младших дошкольников

консультация для родителей с описанием игр с водой и песком...

"Игры с песком и водой детей раннего возраста для родителей"

Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях". "Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами"(Группа раннего возраста) Дети должны жить в мире красоты,игры, ...

Игры с песком и водой

Как интересно организовать игры с песком и водой в летний период на участке...

Консультация для родителей на тему: "Игры с песком и водой. Играем крупой"

Вода притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги….Песо...

Картотека игр с природным материалом. ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ (можно играть в домашних условиях)

Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает ме...