"Речевое развитие ребенка в раннем возрасте"
статья (младшая группа) по теме

 

Невозможно переоценить роль родного  языка, которые помогают людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте  соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kobzeva_rechevoe_razvitie_v_rannem_vozraste.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

из опыта работы

«Речевое развитие в раннем возрасте»

Выполнила:

воспитатель

Кобзева В.В.

2012 год.

Невозможно переоценить роль родного  языка, которые помогают людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие в раннем возрасте  соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это и подвело к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизация речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседе с родителями, пронизывать все режимные моменты. Не один год я работаю с детьми раннего возраста, наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, обратила внимание, что темп овладения детьми речью неодинаковы. Речь большинства детей этого возраста характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Результаты наблюдения в начале года показали 45% детей соответствуют стандарту развития речи данного возраста. 20% детей превышали установленный стандарт развития речи. У остальных детей наблюдалась задержка речевого аппарата. Выяснив такие факты перед нами встала цель: «Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития детей раннего возраста, по ознакомлению с окружающим и развитию речи». 

В своей работе мы ориентировались  на то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явления ближайшего окружения, создавать развивающую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песен, игр с текстом; использовать специально организованные ситуации общения, составляющие основу речевых занятий. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче содержательнее впечатления  повседневной жизни, тем больше познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность ознакомления с окружающим и развитию речи ребенка? Прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Поэтому мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Целенаправленное формирование речи;
  2. Повышение уровня речевого развития;
  3. Стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;
  4. Подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств способствующих созданию интереса,  мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Перед нами встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по развитию речи выбрать для работы с детьми раннего возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировали детей раннего возраста: им трудно сосредоточится на однообразных, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков;  детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно – действенное мышление.

Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:

  1. в – первых, событийна  (связанна с каким – либо событием из личного опыта);
  2. Во - вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  3. В – третьих процессуальна  ( дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи, и т.д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами и побуждать его к проговариванию).
    В своей работе по развитию речи детей раннего возраста используем следующие формы совместной деятельности:
  1. Наблюдение и элементарный труд в природе; (поделки из песка, снега; наблюдение за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими клумбами, и т.д.).
  2. Разговор с самим собой; (когда малыш находится не далеко от нас мы говорим о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорим медленно и отчетливо короткими и простыми предложениями, доступными для восприятия малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко»).
  1. Параллельный разговор (мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова выражающие его опыт).
  2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. (Например, малыш просит дать ему игрушку, а взрослый дает ему специально не ту которую он хочет. Конечно, ребенок возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого).
  3. Игры – забавы и игры – хороводы; (использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок доставляет малышу радость и способствует не произвольному обучению слышать  звук речи, устанавливать ее ритм).
  4. Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; (это увлекает детей, нравится им и довольно рано подражая взрослым дети сами начинают рассматривать и читать ее, пересказывать наизусть , что им было рассказано и прочитано).
  5. Инсценирование или элементарное драматизация литературных произведений; (дети с помощью взрослых обыгрывают небольшие сюжеты из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок по возрасту; показ детьми настольного и пальчикового театра).
  6. Игры на развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика; (проводим ежедневно в утренние часы. Это занятие способствует развитию у детей мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Начали от простых упражнений с постепенным усложнением с текстовым стихотворным  сопровождением).
  7. Упражнения и дидактические игры; (нанизывать крупные бусинки, шарики; застегивать крючки , молнии , пуговицы ;заводить механические игрушки ; игры сводой с песком , с различными крупами ;игры с мозаикой ,кубиками , вкладышами ; рисование , восковыми  мелками ,карандашами , разминать пальцами пластилин .
  8. Бытовые и игровые ситуации; (сюжетно ролевые игры: дом, больница, магазин, автобус; развлечение «В гости к зайчику»).
  9. Музыкальные игры; (значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыш с удовольствием не только двигается под музыку, подпевают, но и играют на музыкальных инструментах, знакомятся с ними).
  10. Общение со старшими детьми; (Дети 10 и 12 групп показали малышам замечательные театрализованные сказки. Общались, проводили совместные игры, беседы. Подарили чудесные игрушки малышам, сделанные своими руками).

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. В начале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Один ребенок на коленях другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки(«Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей: «….  Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т.д.». При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Для развития словаря используем прием поручений. После того, как выполнил конкретное поручение, спрашиваю: «Что ты принес? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребенок начинает, устанавливает связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающими. Важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолеть трудности, почувствовать объективные условия выполнения задания.

В этом случае конечный результат не только осознается, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приемов активизации речи ребенка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями: «Будем поливать растения, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей постарались создать в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого использовали совместные с детьми игры, рассматривали  вместе с ними книги, ежедневно читали сказки, стихи , потешки. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша, была спокойна, доверяла его нам. Мы каждый день рассказываем родителям о том ,как малыш провел день:  как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы  с ним разговаривали. Хорошо то, что родители знают по имени всех  детей группы, в которой воспитывается их ребенок. Это делает обстановку группы более домашней и, конечно, дает родителям новые темы для разговоров с их ребятишками.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни добились положительных результатов. Большинство детей легко понимают речь, отвечают на вопросы, охотно выступают в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми. Можно отметить, что дети охотно играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно, иногда самостоятельно включаются в игру, проговаривают текст игры, потешки, сказки, многие пытаются исполнить их самостоятельно, почти у всех детей появился интерес к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

«Развитие младенческого возраста» Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

СБОРНИК   ИГР    И    УПРАЖНЕНИЙ (РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ)  &laq...

Тема: «Поможем кукле навести порядок»( ранний возраст). Сценарий НОД по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие с детьми раннего возраста

Цель: Формировать у детей знания и доступные трудовые умения.Задачи:1.Образовательные Формировать у детей представление о некоторых трудовых действиях  и предметах необходимых для наведения поряд...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

Значение пальчиковой игры для речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. СухомлинскийГлавный показатель хорошего физического и нервно-психического развития ребенка - развитие его руки, кисти, ручны...