Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"
материал (подготовительная группа) по теме

 

Эта тема была мною выбрана неслучайно.

Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками народов мира.

Во – вторых,  на фоне  изменения реформирования системы  народного образования уделяется внимание нравственному, духовному становлению личности, построенному на принципах не насилия, а также эмоциональной сфере ребенка.

В – третьих, обращение к героям сказок в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами  и кинофильмами приводить к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение от духовного наследия приводить к духовной нищете  и растущему чувству страха. Сказкам учит нас быть добрыми, бескорыстными, честными, умными, мудрыми. Живой дух сказки очень нужен человеку именно сейчас, в XXI, чтобы мы не забывали наше прошлое, чтобы не стали бездушными роботами.

В – четвертых,  о роли сказок в нравственном воспитании детей писали многие ученые, педагоги, писатели:  М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинский,

Е. И. Водовозова, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский, О. Л. Князьева, З.А. Гриценко. Интересна своей новизной работа О. А. Шороховой «Играем в сказку»,  и опыт работы В. Г. Маралова по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста

( программа «Ненасилие» под редакции В. Г. Маралова, Череповец, 1998).  Эту программу сделала своей помощницей в решении многих проблем в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка – дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvocheskaya_rabota.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

     Творческо – исследовательский проект

 

Автор: Уколова Татьяна Ивановна,

воспитатель

МДОУ №217 «Ягодка»

г. Саратова.

В основе положена программа «Ненасилия» по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста и материала

В. Г.  Маралова.

Сказка позволяет  малышу

впервые испытать стойкость

и храбрость, увидеть добро и зло.

Сказки утверждают ребенка

в нравственном отношении к миру.

Л. Н. Толстой.


Введение.

Эта тема была мною выбрана неслучайно.

Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками народов мира.

Во – вторых,  на фоне  изменения реформирования системы  народного образования уделяется внимание нравственному, духовному становлению личности, построенному на принципах не насилия, а также эмоциональной сфере ребенка.

В – третьих, обращение к героям сказок в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами  и кинофильмами приводить к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение от духовного наследия приводить к духовной нищете  и растущему чувству страха. Сказкам учит нас быть добрыми, бескорыстными, честными, умными, мудрыми. Живой дух сказки очень нужен человеку именно сейчас, в XXI , чтобы мы не забывали наше прошлое, чтобы не стали бездушными роботами.

В – четвертых,  о роли сказок в нравственном воспитании детей писали многие ученые, педагоги, писатели:  М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинский,

Е. И. Водовозова, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский, О. Л. Князьева, З.А. Гриценко. Интересна своей новизной работа О. А. Шороховой «Играем в сказку»,  и опыт работы В. Г. Маралова по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста

( программа «Ненасилие» под редакции В. Г. Маралова, Череповец, 1998).  Эту программу сделала своей помощницей в решении многих проблем в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка – дошкольника.

I. Теоретическое обоснование проекта.

Проблема.

В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки… Душа просит сказки или того особенного состояния, которого одни называют счастьем, другие - ожиданием, третьи – ощущением детства. В народном творчестве сказки, вероятно, самое большое чудо. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Наблюдая за взаимоотношениями детей, я обратила внимание на то, что далеко не всегда дети были способны сотрудничать друг с другом, понимать друг друга и достойно выходить из конфликтных ситуаций. Можно было даже встретиться с отдельными проявлениями агрессии, враждебности и, как следствие этого, обида, мстительность, стремление силой утвердить своё «Я». По мере взросления, у каждого из детей находили выражения разные свойства личности: вежливость-грубость, уверенность-неуверенность, любовь-нелюбовь.

Вот что удивительного я заметила: дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям, их низкий уровень поведения указывает на отсутствие духовных интересов.

На протяжении всей своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы общение и встречи детей друг с другом были радостными и желанными.

Показатели о свойствах личности и этических норм поведения всегда были в центре моего внимания. Невысокие показатели педагогической диагностика по социально – личностному развитию и формированию нравственных качеств у детей меня подвигло на поиск эффективных методов, средств, приемов образовательной деятельности. Изучив новые технология, методики, я разработали стратегию моей деятельности. Особое внимание я уделила этой проблеме последние три года работы с детьми старшего дошкольного возраста. Результатом моих педагогических поисков является творческая работа.

Гипотеза.

Я предположила, что сказки будут являться мощным средством формирования личности ребенка. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз, что хорошо быть лучшим, чем плохим.

  1. Сказка – наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть национальной культуры и, знакомясь со сказкой, ребёнок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений;
  1. Русские народные сказки несут в себе, то тепло, которого так не хватает сейчас детям, а мелодия их языка пробуждает глубинные чувства, рождает эмоционально-душевный отклик;
  2. Сказочные образы эмоциональны, насыщены, красочны и, в тоже время, просты, доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны;
  3. Сказки не только развлекают, радуют детей, но и уму-разуму учат, закладывают нравственные основы личности;
  4. Сказка учит успешно действовать в житейских ситуациях. В детстве человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций» и ребёнок способен усвоить типичные образцы и модели поведения. Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией, на них выросло ни одно поколение людей.

Предполагаемые результаты.

Благодаря творческому погружению детей в мир сказок, картин, стихов, игр, музыки у детей появиться интерес к сказкам!

Дети научаться выражать своё эмоциональное отношение к добру и злу, любви и ненависти, горю и радости, хитрости, коварству.

Научаться понимать и оценивать характеры и поступки персонажей сказок и следовать положительным примерам своих героев.

Позитивно относиться к себе, оценивать свои поступки, станут более активными и уверенными в себе.

Дети станут более смелыми, общительными, терпимыми, радостными, доброжелательными, деликатными.

Хорошо овладеют этические нормы поведения и развили в себе способность к принятию и пониманию другого человека.

Приобретенные  личностные качества этические нормы поведения помогут детям сотрудничать друг с другом и избегать конфликтных ситуаций.

Продукты проекта.

  1. Банк конспектов по старшей, подготовительной группах.
  2. Банк малых фольклорных форм по сказкам.
  3. Картотеки: литературных загадок по сказкам, кроссвордов, ребусов, присказок, сказочных зачинов, концовок, игр.
  4. Театры: пальчиковые, настольные, перчаточные, мягкой игрушки, би – ба – бо, фланелеграф, лошковый, семейный.
  5. Альбомы иллюстраций известных художников, фотоальбомы.
  6. Выставки детских работ и их родителей по сказкам.
  7. Презентации русских народных сказок, CDC диски.
  8. Итог проекта – праздник игр и сказок.

Объект исследования.

Дети старшей, подготовительной групп.

Предмет исследования.

Влияние сказки  на формирование нравственно – этических норм поведения.

Цель исследования.

Социально – личностное и познавательное развитие ребенка через ознакомление детей со сказками.

Задачи исследования.

  1. Закрепить понятия «устное народное творчество».
  2. Учить видеть изобразительно – выразительные средства сказки, особенности стиля.
  3. Формировать понятие о литературных героев сказок – положительных и отрицательных.
  4. Формировать и развивать эмоционально чувственные отношения к художественным произведениям.
  5. Активизировать творческие и коммуникативные способности детей, создавать условия для интеллектуального развития детей, для развития их индивидуального потенциала.

Методы исследования.

  1. Диагностика.
  2. Наблюдения.
  3. Беседы.
  4. Решение проблемных ситуаций.
  5. Разные виды игр.
  6. Физкультминутки
  7. Пальчиковая гимнастика.
  8. Обучающие и игровые ситуации
  9. Моделирование
  10. Коллаж
  11. Пиктограммы.

Сроки реализации проекта.

С сентября  2009 года – май 2011 года.

Календарный план реализации проекта.

Этапы проекта

Содержание

Сроки реализации

1.

Погружение в проект

Сбор материала: программы, учебники, журналы, методические пособия, разработка гипотезы.

Август – сентябрь 2009г.

2.

Организационный

Подборка диагностического материала, литературы для диагностики, составления плана, разработок, создание конспектов.

Сентябрь 20009г.

3.

Диагностический

Первичная диагностика (обследование знаний, умений, навыков на начальном этапе);

Промежуточная диагностика;

Итоговая диагностика.

Анкетирование родителей.

Сентябрь- октябрь 2009г.

Май 20010г.

Май 20011г.

Сентябрь2009г.;

Май 2011г.

4.

Практический

Два плана воспитательно – образовательной работы по старшей группе 2009- 20010год.; по подготовительной группе 20010- 2011год.

Серия конспектов занятий.

2009 – 2011год.

5.

Обобщающий

Выставка совместных работ детей взрослых, родителей на тему: «В мире сказок».

Обобщающее мероприятие на тему: «Тайна сказочного вечера».

Оформление картотек, игр, загадок по сказкам, физкультминуток, пальчиковых гимнастик,  обобщение и оформление материала по данной работе и рекомендаций его для воспитателей.

Май 2011год.

6.

Внедренческий

Организация консультаций, совместные выставки, открытые занятия в течении учебного года.

Представления опыта работы по  теме «Роль сказки  в формировании у детей нравственно – этический норм поведения»

- на итоговом педсовете,

- на методическом объединении, на открытом занятия для воспитателей  детских садов Ленинского района на тему «Путешествие колобка» и подготовила коллаж по данной теме.

Провела родительское  собрания на тему «Папа, мама и я читающая семья».

Опыт работы был  размещение на сайте.

II. Практическая реализация проекта.

В своей практике я применяла наиболее эффективные формы проведения занятий по сказкам:

  1. Комплексное занятие, которое я строила по сюжету одной сказки с использованием музыки, изобразительных средств, драматизации, спектаклей, дидактических и подвижных игр. Темы занятий: «Мудрость добра», «В гостях у Снегурочки»,  «Гадкий утёнок Г.Х.Андерсена» (см. приложение №3)
  2. Тематическое занятие: «Добро и зло в русских народных сказках», «Мудрость волшебника С.Я.Маршака», итоговые тематические занятия, викторины по сказкам Г.Х.Андерсена, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина (см. приложение №3)
  3. Занятие-досуг: «Бабушка-загадушка в гостях у детей»; «Страшные сказки»; совместное занятие старших детей с детьми младшей группы «В гостях у дедушки Корнея». (см. приложение №3)
  4. Занятие-моделирование по русским народным сказкам: «Волк и Козёл», «Хаврошечка», по украинской народной сказке «Колосок» (см. приложение №3) По графическим изображениям дети охотно рассказывали сказки.
  5. Занятие-путешествие по сказкам: «Путешествие в страну математических сказок», «Путешествие по снежным сказкам» (приложение №3)
  6. Салат из сказок: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и козы» (приложение №3)
  7. Театрализованные занятия по сказкам: «В гостях у русской сказки» (старшая группа), «Интегрированное театрализованное занятие по сказке К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» (подготовительная группа)
  8. Занятия-конкурсы знатоков сказок: «Любознайка», «Шкатулка со сказками», «Литературный калейдоскоп», занятие-соревнование «Радость – грусть», «Короб чудес» (приложение №3)
  9.  Занятие – викторины.
  10. Интеллектуальные игры.

Остановлюсь подробнее на тех нетрадиционных методах и приёмах работы, которые я применяла на занятиях по сказкам для того, чтобы дети лучше понимали идею произведения, суть конкретных поступков сказочных персонажей, стремились понять их чувства, трудности, характер взаимоотношений друг с другом; испытать сочувствие и сострадание к героям сказок, уметь отождествлять себя с полюбившимся героем сказок, а также для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и радостным:

  1. В уголок сказок я помещала новую красочную книгу и обращала внимание детей на её обложку, помня слова Е.Долматовского о том, что «обложка – как маленькая дверца, приоткрывает вход и доступ в область сердца!»
  2. В марте ко дню рождения К.И.Чуковского я организовала выставку на тему: «В гостях у дедушки Корнея», я выставила портрет писателя, его фотографии с детьми, детские рисунки по известным произведениям писателя, маски с изображением животных, которые приготовили родители; крылья бабочки, дидактическую игру «Чудо-дерево».
  3. Вместе с детьми создавали обстановку, согласующуюся с характером занятий по сказкам: из любых перегородок делали «избушку», «замок», «горы», «поляну», обозначая, таким образом, место действия.
  4. Понимая, какое большое значение имеет радость общения в сфере эмоционально-коммуникативного развития старших дошкольников, некоторые занятия я начинала с ритуального приветствия, включающего пожелания друг другу добра, любви, здоровья, открытого сердца. Дети, держась за руки, говорят друг другу добрые, ласковые слова, передавая с этими словами тепло своих рук – это сплачивает детей. Иногда начинала занятия с упражнений: «Улыбка», «Приветствие», «Давайте познакомимся», «Назови друга ласково» и др.
  5. Дети любят чудеса, неожиданности, сюрпризные моменты, поэтому некоторые занятия я начинала так: «Много было здесь конфет, в каждой спрятан был секрет…» или «Посылаю тебе, друг, замечательный сундук!» (см. приложение №6)
  6. Порой приходилось менять свою внешность, добавляя какую-нибудь «сказочную деталь», менять силу голоса. Иногда включала магнитофон с записью своего голоса, создавала необычные ситуации, например, под музыку входили дети, переодетые в персонажей сказки. Занятие я могла начать с пальчиковой гимнастики: «Замочек», «Дружба», «Семья» и др. (см. приложение №7)
  7. Бурный восторг вызывал у детей приход «глашатая», который читал шутки, прибаутки, пел «Песенку про сказку» Ю.Мориц (приложение №3 конспект «Мудрость добра»)
  8. Читая по главам произведения А.С.Пушкина, П.П.Ершова, я делала «пропуск» в сказку, который дети получали необычным способом: по жребию, по нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником. Пропуск был индивидуальным и групповым.
  9. Иногда я просила детей позвать сказку мелодичным, монотонным голосом, предлагала придумать эпитеты и ласковые слова для неё. Каждый ребёнок зовёт сказку про себя и добавляет вслух, какую сказку он ждёт: ласковую, увлекательную, мудрую, неизвестную, справедливую, чуть-чуть страшную, красивую, солнечную и т.п.
  10. На занятиях я давала детям ключевые фразы начала сказки по своему усмотрению, например: «В неизвестном царстве…»; «Когда-то давно…»; «В одной стране, в прекрасном городе…»
  11. Перед чтением русской народной сказки полезно предложить присказку. Я видела, как дети замирают, их глаза сверкают радостью, ожиданием, счастьем, когда они слышали: «А это было, голубчик, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакал, да в мешок сказки собирал». Я собрала много интересных присказок, докучных сказок, стихов (см. приложение №6)
  12. Знакомя детей с текстом (содержанием) сказок, я старалась не разрушать сказочную атмосферу, формировать у детей своё эмоциональное отношение к сказке, конкретному поступку сказочного персонажа.
  13. До работы с основной сказкой, я выбирала другую небольшую, всем детям хорошо известную сказку, и они пробовали с ней поиграть. В качестве игры я применяла изложение сказки с другой точки зрения. Так, сказку «Репка» я просила рассказать с позиции внучки, мышки, самой репки. Иногда я даже заменяла персонажей сказки или добавляла новые, например, в «Путешествие Колобка по весеннему лесу».
  14. На занятиях я использовала метод «ледокола» и «шаг назад, два шага вперёд», т.е. занятие по ознакомлению детей со сказкой начинала с повторения: «Сегодня мы познакомимся с новой сказкой К.И.Чуковского, а какие сказки этого писателя вам уже знакомы?»
  15. Часто я проводила драматизацию отрывков из сказок. Во время драматизации или спектакля по сказкам большинство ребят умели чувствовать и понимать внутреннее состояние героев, легко выделяли положительных и отрицательных персонажей, но во время чтения сказки братьев Гримм «Заяц и ёж», дети не смогли правильно дать характеристику образов героев сказки. Так, зайца они считали лучшим, а это плохо. Я спросила детей: «Разве Заяц сам себя не наказал? Разве не надо перевоспитывать грубиянов и невеж?» Дети отвечали по-разному, и я повторно зачитала начало сказки и провела игру-драматизацию, тогда мнение детей о зайце-страдальце изменилось. Проигрывались эпизоды из сказок «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (см. приложение №3 и №5)
  16. Русскую народную сказку «Снегурочка» проигрывали как спектакль-экспромт.
  17. «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака и «Тараканище» К.И.Чуковского читала по цепочке, детям особенно полюбился этот приём.
  18. В подготовительной группе сказку С.Я.Маршака «Кошкин дом» читали по ролям.
  19. Понять образ героев сказки, испытывать к ним сострадание, сочувствие, отождествлять себя с полюбившимися персонажами сказки помогают и образные литературные загадки по темам: «Узнай нас»; «Узнай героя»; «Доскажи словечко» (см. приложение №3 конспект «Короб чудес»)

      Наблюдая за детьми, я видела, как они радовались, когда угадывали своего любимого героя и как хмурились, сердились, печалились, ворчали, когда речь шла об отрицательных персонажах.

  1. Особенно много радости доставляет детям динамическая пауза, которую проводит сам герой сказки, например Буратино:

Буратино потянулся,        Чтобы ключ ему достать

Руки в стороны развёл,        Надо на носочки встать

Низко над землёй нагнулся –        Крепче, Буратино, стой,

Видно ключик не нашёл.        Вот он ключик золотой!

  1. Очень эффективными приёмами являются здоровьесберегающие технологии, психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы. Они помогают понять внутреннее состояние героев, очеловечить их чувства, вжиться в образ персонажей. Так на занятии по теме: «Доброта – злобность» я предлагала детям как можно точнее передать позу, мимику, жесты, эмоциональное состояние Алёнушки с картины В.Васнецова «Алёнушка». На том же занятии предлагала детям упражнение на ритмизацию: дети кладут руки на стол и в такт со мной тихо отстукивают пальцами, как капают горькие слёзы Алёнушки, сидящей у воды.
  2. К месту и времени вспоминала с детьми русские народные пословицы и поговорки, учила детей применять их адекватно ситуации. (см. приложение №6)
  3. Использовала блиц-опрос (см. приложение №3 конспект «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена»)
  4. Приём выборочное чтение также использовался на моих занятиях. Предлагала подумать, о каком герое дети хотели бы послушать сказку, читала сказку по заявкам детей, иногда напоминала один из эпизодов сказки и просила рассказать о нём подробнее, а затем зачитывала текст. Предлагала рассказать о самом смелом, добром поступке героя.
  5. Занятия по сказкам я старалась оканчивать нетрадиционно:

Вот и сказка отзвучала,        А теперь мы улыбнёмся,

Или мы начнём сначала,        Крепко за руки возьмёмся,

Или новую начнём,        И какие же слова

Но сначала отдохнём.        Говорим мы, уходя?

/ В.Берестов/                     (дети сами называют слова прощания)

Порой в заключение занятия, я читала детям стихи, навеянные сказочными образами, например стихотворение И.Сурикова «Детство»:

… И начну у бабки

Сказки я просить.

И начнёт мне бабка

Сказки говорить…

А во сне мне снятся

Чудные края,

И Иван-царевич –

Это будто я…

  1. Я повторяла для детей ритуал выхода из сказки: «Мы берём с собой важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились» Ребёнок протягивает руки в круг, совершает действие, как, будто что-то берёт из круга и прикладывает руки к груди.
  2. В конце занятия часто звучала музыка П.И.Чайковского, отрывок из «Метели» Г.В.Свиридова, аудиозаписи В.Шаинского: «Улыбка», «Вместе весело шагать». В конце тематического занятия «Секрет дружбы» дети хором пели песню «Настоящий друг» (музыка В.Савельева, слова М.Пляцковского)
  3. Часто я проводила с детьми дидактические игры: «Любимый сказочный герой», «Цветик-семицветик», «Шаги правды», «Царевна Несмеяна», «Снежная королева»; подвижные игры: «Три поросёнка», «Сивка – Бурка», «Два волшебника», «Острова», «Маша и медведь».

В играх дети учились анализировать свои поступки, переносить правила поведения из игровой ситуации в жизнь.

  1. На занятиях предлагала детям решать кроссворды, головоломки, разгадывать ребусы к сказкам «Морозко», «Конёк – Горбунок».
  2. Своими руками я изготовила пособия: «Я – домик», «Волшебная корзина», «Дерево добрых дел».
  3. Очень нравилось детям, когда я заканчивала русские народные сказки традиционной для русского фольклора концовкой: «Стали они в добре поживать и горя не знать»; «Так они живут, и пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают».
  4. Метод сказочной ситуации. В новогоднюю ночь сказочные герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Например, медведь, волк, кот в сапогах, баба Яга, три поросенка оказались вместе. Что им делать? Помоги этим героям, придумай новую сказочную историю, в которой он уживаются вместе.

Много в сказочной стране неведомых дорожек и одна из них привела в сказку «Царевна - лягушка», расскажите, как по-другому, может закончиться сказку.

  1.  Метод опорных слов. К содержанию знакомой сказки добавляются другие слова. Дети вспоминают сказку и находят лишние слова. Например, в сказку «Кот, петух, лиса» по опорным словам: петушок, курочка, цыплята, двор, баба, дед, лиса; дети вспоминают героев сказки, определяют какие лишние слова. На их основе нужно придумать новые интересные действия к сказке.
  2. Игровые приемы. Они учат детей группировать персонажей по заданным признакам. Предлагается вспомнить персонажей из сказок, которые выполняли такие же действия (или часть из них) как в исходной сказке.
  3. Волшебные слова. Учить подбирать слова и словосочетания по заданным признакам. Вспомнить заклинания известные детям из сказок; словосочетания, с которых начинается сказка «В некотором царстве, в некотором государстве…».
  4. Добрым молодцам урок. Учить детей выявлять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Педагог называет пословицу или поговорку дети должны вспомнить сказку, в которой это подтверждается. Например, сказка «Пых» - пуганая ворона и куста боится. У страха глаза велики.
  5.  Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказок,  станцевать, создать сказочные звуки.
  6.  Запомнить цепь событий происходящих в сказках, помогают кубики времени. Изготовить кубики, на которых представлены эпизоды из  сказок. Каждая сторона кубика представляет собой своеобразный кадр из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий происходящих в сказке.  

План  работы Уколовой Татьяны Ивановны реализован полностью, принес огромное удовлетворение от проделанной работы  и педагогу, и родителям, и детям. (Отзывы родителей). Работа по данной теме продолжается во второй младшей группе с сентября 2011 года. Разработан проект «Ждет нас сказка» и серия занятий с использованием исследовательского опыта  и экспериментов по сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка» (опубликована в газете «Портфолио» №7 6 апрель 2012 год стр. 22-23). Проведено                              открытое занятие для  воспитателей детского сада февраль 2012года. Составлен мини – проект и занятие «Да здравствует мыла душистое…».

Приложение:


   
Приложение №1. Диагностика.

Приложение №2. Перспективный план.

Приложение №3. Конспекты занятий.

Приложение №4. Таблица: «Формы работы с родителями».

Приложение №5. Анкета для родителей. Советы родителям: «Книга в доме». Викторина: «Папа, мама, я – читающая семья»

Приложение №6. Фольклорный, игровой, дидактический материал для работы с детьми.

Приложение №7. Здоровьесберегающие технологии: психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы, динамические паузы.

Приложение №8. Литературная страничка, загадки


Список литературы .

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарский И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей/ Под ред. Асмолов А. Г.  – М.: 2008.

2. Белоусова И. Е. Добрые досуги по произведению детских писателей.

3. Буре Р. С., Година Г.Н., Шаталова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников – М.: Просвещение, 1982г. – С. 5 – 21.

4. Быстрова М. Д.  Зимняя сказка// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №6. – С.76 – 79.

5. Гатанов Ю. Б. Развиваю воображение.  – СПб: 2000.

6. Гриценко Л. Ты детям сказку расскажи. – М.: Пресс. – 2008.

7. Дьяченко О. М. Возможности умственного развития способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой// Дошкольное воспитание. - 1993– №11. – С.43 – 47.

8. Зинкевич – Евстегнееева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.  – СПб: 2000.

9. Кирьянова И. Н. Досуг путешествие по русским  народным сказкам

( для детей 6 – 7 лет)// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №1. – С.71 – 75.

10. Лесных А. А. Модель работы по сказкам// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №5. – С.63 – 75.

11.  Сидорчук Т. А., Хоменко И. Н., Лелюх С. В.   Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду. -2006– №5. – С.10 – 15.

12. Сушкова И. В. Как объяснить дошкольнику, что такое добро и зло// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008 – №11.

13. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерепия. – М.: Класс. – 2008.

14. Погосова М. Н. Погружение в сказку.  – СПб Речь: 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста (1-я младшая группа) "Народная кукла"

Цель проекта:Знакомить детей  с устным народным творчеством, забавами, играми  на примере народных кукол,  используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народ...

Исследовательская работа "Вечный двигатель"

Тема проекта: «Вечный двигатель»Цель: узнать, как можно сберечь сердце.Гипотеза: поможет ли сберечь сердце физкультура и спорт?Задачи: рассмотреть иллюстрации сердца и получить о нем информациюисследо...

Исследовательская работа " Вечный двигатель"

Исследовательская деятельность в детском саду способствует развитию у дошкольников наблюдательности, активизации умственных способностей и исследовательскому типу мышления....

Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста "Народная кукла"

Цель проекта:Знакомить детей  с устным народным творчеством, забавами, играми  на примере народных кукол,  используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народ...

Творческий исследовательский проект "Народная тряпичная кукла"

Тряпичная кукла - вид народной игрушки, это история, традиции, культура.Данная наша работа представляет собой творческий исследовательский проект. Работая над проектом мы узнали о видах традицион...

Исследовательская работа "Чистой мудрости родник"

Учитель - одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни,  вступить во взро...


 

Комментарии

Степановская Ольга Васильевна

Очень хороший актуальный на сегодняшний день проект.Поскольку проект долгосрочный, можно было бы его расширить за счет Изо-деятельности и ручного труда.Это дало бы больший выход за счет перевода словесной формы в визуальную, очень важную для ребенка старшего дошкольного возраста в плане развития творчества и самовыражения.Не сомневаюсь, что в процессе реализации проекта такая работа проводилась, но освещения в проекте не получила.Исключением является только совместная работа с родителями.Мы опробовали такой подход в менее долгосрочных проектах (3-4 месяца), совмещая еще и с окружающим миром (путешествия по странам ). Дает очень хорошие результаты.