Кружок «Мудрость народная»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Левченко Елена Юрьевна

Организация кружковой работы.Перспективный план кружка «Мудрость народная»

(Младший дошкольный возраст)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 74» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



413124, г. Энгельс, ул. Колотилова, д.12 А, ИНН 6449019576, КПП 644901001. т.56-36-88

Воспитатель: Левченко Елена Юрьевна

I кв. категория

2013 - 14 уч. год

г. Энгельс

Кружок «Мудрость народная»

Организация кружковой работы

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, человек без пошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому я стала как можно раньше приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у детей любовь и уважение к своей малой родине. Для решения этой проблемы я организовала кружок фольклорного направления и дала ему название «Мудрость народная». Занятия кружка помогают прежде всего маленьким детям развить мышление легче пройти период адаптации, познают предметы быта и трудовой деятельности, костюмы и фольклорные произведения ярко входят в душу ребенка.

Создание кружка состояло из нескольких этапов:

  1. Постановка целей и задач перед коллективом и родителями моей группы. Этот этап включал в себя проведение ряда мероприятий:
  • Совет педагогов;
  • Совет администрации;
  • Консультации для родителей;
  • Родительские собрания;
  • Досуги календарные праздники;
  • Анкетирование.

Успех работы был решён заинтересованностью в данной проблеме прежде всего родителей, на начальном этапе при проведении всех мероприятий я увлекательно изложила саму идею создания кружка.

  1. Предварительная работа с родителями.

На этом этапе я проводила индивидуальные беседы, так как именно важно донести до родителей, что их вклад в вовлечение детей к национальной культуре с раннего возраста поможет развить у детей положительные эмоции к окружающим, решат задачи культуры речи, звуковой культуры и др.

  1. Выбор помещения.

Учитывая возрастные особенности воспитанников был выбран уголок групповой комнаты.

  1. Сбор предметов старины.

На этом этапе я надеялась только на помощь родителей и они как всегда очень помогли

  1. Оформление уголка.

Я учитывала прежде всего доступность понимания детьми предметов, познавательную ценность. Оформление так же требовало соблюдения нескольких условий:

  • Консультация у сотрудников музея;
  • Учёт эстетических норм;
  • Наличие детской мебели для игр и занятий;
  • Соблюдение правил безопасности;
  • Соблюдение санитарно - гигиенических норм.
  1. Разработка содержания и тематики кружка.

Для дальнейшего успешного проведения интересных и актуальных познавательных занятий, игр, досугов, праздников, посиделок я разделила работу кружка на три блока определив для них цели.

1 БЛОК - фольклорные жанры ( колыбельные песенки, потешки, прибаутки, заклички, сказки, загадки).

ЦЕЛЬ: заложить основы интереса к традициям, любви к народу; учить воспринимать языковые и художественные выражения слов; обогащать речь сказочной лексикой;

развивать память; знакомить с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком балагурства, шутливости.

НАПРАВЛЕНИЕ: способствовать лёгкому запоминанию, пониманию значения и содержания текста фольклорных произведений.

ПРИЁМЫ: просмотр театров, драматизация, инсценировка (обыгрывание), чтение, рассказывание, заучивание, повторение, обыгрывание использование в свободной деятельности, режимных моментах.

  1. БЛОК - Предметы старины.

ЦЕЛЬ: сохранить отголоски старины, отразить образ жизни людей их быт, труд, подвести к простейшему обобщению первых знаний о предметах быта, труда, игры, музыкальных и шумовых инструментов.

НАПРАВЛЕНИЕ: способствовать запоминанию названия предметов, их использование, назначение.

ПРИЁМЫ: первичный показ, объяснение, рассматривание, обыгрывание, игры с предметами, запоминание названий.

  1. БЛОК - Народные традиции (праздники, игры, обычаи, обряды).

ЦЕЛЬ: воплотить в жизнь детей самобытные жанры народного фольклора; способствовать воспитанию личности в традициях сохранения культуры русского народа с помощью источников радостных событий - игры, праздники, досуги.

НАПРАВЛЕНИЕ: способствовать восприятию положительных эмоций, пониманию праздника.

ПРИЁМЫ: ряженье, шутки, игры.

  1. Составление и утверждение перспективного плана с учётом всех требований рекомендаций программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Темы занятий, игр их программное содержание планировала с учётом возрастных особенностей детей, времени года, учитывала последовательность и взаимосвязь по принципу «от простого к сложному». Распределяла занятия чередуя блоки.

Перспективный план кружка «Мудрость народная»

(Младший дошкольный возраст)

СЕНТЯБРЬ

«Милости просим гости дорогие»

Познакомить детей с бытом наших дедушек и бабушек. Знакомство с хозяйкой «избы»

«Ходит сон близ окон»

Познакомить с жанром колыбельные песенки, с предметами старины (Люлькой, зябкой). Расширять представления об обычаях. Воспитывать любовь, заботу к близким людям.

«Во саду ли, в Огороде» Сказка репка

Закрепить представление об овощах, где растут. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи. ■

«Заучивание потешки «Котик-коток». Повторение колыбельной песенки

«Ходит сон»

Знакомить детей с потешками; помочь запомнить и выразительно рассказывать ритмично наизусть. Помочь детям воспринимать языковые и художественные особенности фольклорных текстов. Воспитывать любот. к родному языку.

ОКТЯБРЬ

«Чудесный сундучок» (загадки)

Познакомить с фольклорным жанром загадки; формировать познавательную активность; различать овощи по вкусу, цвету и т.д.; упражнять в отгадывании загадок. Пополнять словарный запас эмоционально- оценочной лексикой. Знакомство с сундуком.

Заучивание потешки «Как у нашего кота»

/

Продолжить знакомство с обитателями «избы» - кот «Васька». Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь запомнить потешку наизусть; передавать интонацией радость; объяснить значение новых слов (красы, удивительной).

«Котик, котик поиграй»

Расширять знания о домашних животных. Продолжать знакомство с фольклорными формами; повторение потешки «Как у нашего кота». Познакомить с традиционными игрушками для животных «Катушка», «Клубочек». Учить играм с ними.

«Девочка и лиса»

Познакомить со сказкой «Снегурочка и Лиса». > -ш.» эмоционально ворпринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Научить детей играть в словесные игры; развивать слуховое восприятие.

НОЯБРЬ

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Познакомить детей с предметами быта «избы». Помочь запомнить наизусть потешку; новое слово (рукомойник), показать его использование; подвести к простейшему обобщению первых знаний о предмете; окружить теплотой добрых чувств.

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Познакомить с народным фольклором, вызвать радость ! общения с образным языком произведения; отразить элементы народного быта. Раскрыть содержание колыбельной песенки, прибегая к принципу наглядности, j используя прием «Обыгрывания» действий.

«Идёт коза рогатая»

Познакомить с новым обитателем «избы» домашним животным. Помочь детям запомнить наизусть вызвать радость от слушания потешки, желание участвовать в игре, выразительно исполнять потешку. Обогатить теплотой материнской любви, воплощенной в народном слове. Укрепить авторитет матери, послушание на основе восприятия добрых чувств.

Небылица «Волк и семеро козлят»стоит

Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Учить эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенку из сказки; упражнять в словообразовании, дать понятие «небылица».

 

ДЕКАБРЬ





Я


Н


В


А


Р

Ь

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомить с предметами быта старины. С какой целью использовали, как называется; формировать представление о времени года; расширять словарный запас: греет, варит, согревает.

«Колобок»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку; вызвать интерес к сказке, к ряженью; побуждать использовать отрывки из сказки в игре драматизации; интонационно повторять слова песенки из текста.

«Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Продолжать знакомство малышей с фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта; раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приемы «обыгрывание» действий.

«Сундучок деда Мороза с загадками»

Упражнять в загадывании и отгадывании загадок о зимней одежде; развивать воображение, память; закрепить представление о зиме.




ЯНВАРЬ

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Познакомить детей с русскими народными праздниками, гуляньем, «Рождеством». Учить понимание традиций, ряженье; расширять словарный запас детей (сдобненька, добренька).

«Фока воду кипятит и как в

зеркале блестит»

Познакомить с предметами старины, учить сравнивать с современными. Прививать интерес к самобытным, национальным традициям «Чаепитие».

Доставить радость детям с помощью р.н.и. Сохранить отголоски старины, образ жизни людей, их быт, устои, развлечения; развивать активную двигательную активность.

«Развлечение» «Баю-баюшки, баю баю, баю Машеньку мою»

Настроить детей на доброжелательное отношгдг!? другу; интерес к старинным обрядам, вызвать желание петь колыбельные песни. Учить находить средства выражения песейки: напевность, интонацию, знакомство с красочностью и образностью родного языка.

ФЕВРАЛЬ

Народная игра «Огуречик, огуречик» Сказка «Колосок»

Приобщить детей к народным играм, к соблюдению правил игры; донести до детей национальный колорит, формы и содержание разговорных текстов: потешки, загадки, сказки. Развивать внимание, память.

«Сорока-белобока кашу варила»

Продолжать знакомство с предметами старины, с их использованием в быту; вызвать интерес фолыслорны:-.: жанрам потешкам, загадкам, играм.

Хороводная

«Уж я топну ногой»

Продолжать разучивание народных игр, пляски, хоровод. Учить замечать красоту и богатство русского языка, движений; пополнять словарный запас нош?-.-" ' (хоровод, чернобровая, вприсядку)

Праздник «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Беречь культурное наследие русского народа, историю языческого обряда, стиль - природный. Олицетворять в обычае силу природы, вызвать радостное переживание в играх, хороводах, песнях; сохранить отголоски старины.

МАРТ

«Приди, весна, с радостью» «Солнышко здравствуй»

Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами - заклички. Помочь детям с помощью обыгрывания запомнить текст наизусть, учить улавливать созвучность слов.

Развлечение «Русская матрешка»

Приобщать детей к русской народной культуре - игрушке; показать связь игрушки с народными играми, фольклором. Разучить содержание игры. Вызвать яркость впечатлений.

«Петушок золотой гребешок»

Познакомить с жителем русской избы - петушком. i Показать детям как образ был значим в старину. Помочь детям запомнить наизусть текст потешки.

«Заюшкина избушка»

Вызвать у детей желание слушать сказку, эмоционально воспринимать содержание сказки. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, обману,

АПРЕЛЬ

«Трень-брень, гусельки» Сказка «Кот, петух и лиса»

Познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом. Учить эмоционально воспринимать образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать выразительность речи, связанные высказывания.

Досуг

 «В гостях у хозяюшки»

Формировать представления о культуре общения; желание доставить радость окружающим; развивать зрительное восприятие. Продолжать знакомить с потешками про кота. Научить детей понимать обычаи i старины, заботу людей о домашнем животном - коте.

S

Светлый праздник - ПАСХИ

Воспитывать трепетное отношение к культуре, Народным традициям русского народа. Вызвать глубокое эмоционально положительное чувство к наследию.

«Курочка Ряба»

Развивать интерес к народной сказке с помо.дгло драматизации. Учить с небольшой помощью взрослого рассказывать сказку по ролям, упражнять в словообразовании, в запоминании последовательности сюжета. i

МАЙ

«Весёлые музыканты»

Способствовать всестороннему, гармоничному развитию личности. Приобщить детей к народной культуре; обеспечить связь поколений, познакомить с музыкальными инструментами, используя фольклорные жанры. Создать эмоционально положительное настроение.

«Пастух и стадо» Спорт. Досуг.

Создать неожиданные веселые моменты заманчивыми потешками, шутками, юмором; эмоционально положительный настрой для активной двигательной, игровой деятельности, интерес к русскому фольклору, народной игре.

«Кто в тереме живет»

Закрепить знания о предметах русского народа - С        ...

Продолжать воспитывать яркий интерес к сказкам. Эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц. Упражнять в словообразовании.

«До скорой встречи»

Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки, колыбельные песенки, их персонажей, которые живут в русской «избе». Воспитывать любовь к традициям, желание познавать новое.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня как индивидуально так и всей группой по 10 - 15 минут. В работе я применяю следующие методические приёмы:

  • Пальчиковая гимнастика (показ);
  • Использование игрового персонажа (курочки, кошечки, петушка, козлика и т. д.;
  • Речевые (процесс говорения как образец);
  • Инсценирование (элементы игры драматизации);
  • Действенное соучастие детей (привлечение малыша к поисковой деятельности самостоятельности с целью развивать их фантазию).

Знакомство ребёнка с малыми фольклорными формами начинала с потешек и песенок, под звучание их ласковых, напевных слов малыш:

  • даёт себя умыть;
  • легче проснётся;
  • охотнее будет сеть и т д.

Занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму общения, а как яркое общение с малышами, поэтому работая над проблемой «фольклорные жанры» я добилась следующих результатов:

1. дети приучились к режимным моментам;

2. сформировались культурно - гигиенические навыки;

3. расширилось воображение;

                4. сформировалось целенаправленное представление о доброте;

                5. улучшилось позитивное настроение пребывания в детском саду.

В работе с родителями использовала такие методы как:

Консультации на темы: « Формируйте способность к общению», « Развитие интереса к звукоподражанию», «Узнайте своего малыша лучше» и др.

Информационные стенды: «Прочитайте сказку на ночь», «Колыбельная песенка

поможет», «Народная подвижная игра с папой на прогулке» и др.

Дни открытых дверей: «Поиграйте с нами»

Участие родителей в совместных праздниках и досугах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"

Эта тема была мною выбрана неслучайно.Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками н...

"Красота и мудрость народной игрушки свистульки"

Проект мини -  музея народной игрушки "Свистулька".   Подготовили и провели совместно с Савельевой Валентиной Михайловной....

Проект по теме «Частички мудрости народной».

Проект по теме  «Частички мудрости народной»....

Консультация для родителей «Славянские игры для детей – мудрость народного воспитания»

Без игры немыслимо становление человека, как полноценной личности. И культура славян — один из лучших тому примеров. Она одна из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр....

Пословицы - мудрость народная!

Пословицы и поговорки действительно мудрость народная. Это не пустой звук в речи. Эмоциональные, содержательные, без них в речи трудно обойтись любителю языка. Объясните ребёнку их смыл и он быстро на...

Проект «Частички мудрости народной»

проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности...

Финансовая грамотность в мудрости народной

Финансовая грамотность в мудрости народной...