Проект «Частички мудрости народной»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chastichki_mudrosti_narodnoy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Частички мудрости народной»

Актуальность проекта

 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В то же время, в русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, что способствует развитие таких компонентов речи как слоговая структура, фонематический анализ и синтез. Помимо этого расширяется и обогащается словарь детей.

В используемой нами коррекционной программе уделяется недостаточно внимания работе с малыми фольклорными формами, нет системности в этой работе.

Исходя из всего вышеизложенного, и вытекает актуальность этого проекта.

Цель проекта

Приобщение дошкольников к народной культуре. Изучение малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и т.д.). Совершенствование произносительной стороны речи на материале малых фольклорных форм.

Предполагаемый результат

  • Формирование у детей интереса к народной культуре.
  • Правильное и осознанное употребление детьми малых фольклорных форм в речи.
  • Формирование фонематического анализа и синтеза на материале пословиц, поговорок, загадок.
  • Вовлечение родителей в продуктивную деятельность детей.

Сроки реализации проекта

Проект среднесрочный. Продолжительность проекта с октября по декабрь (включительно).

Тема

«Частички мудрости народной».

Задачи

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
  • Проводить коррекцию недостатков речевого развития дошкольников в ходе работы с малыми фольклорными формами (поговорки, скороговорки, пословицы, и т.д.).
  • Познакомить детей и родителей с произведениями устного народного творчества, используемыми в рамках проекта.
  • Формировать правильное понимание и употребление в собственной речи пройденных пословиц и поговорок.
  • Расширять читательский кругозор дошкольников
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Совершенствовать систему взаимодействия между участниками проекта.

Участники проекта

  • Заказчики: Министерство образования, управление образованием, учителя начальных классов, родители.
  • Исполнители: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, родители, дети.
  • Руководители: заведующая детским садом.

Продукт

  • Презентация детско-родительских творческих работ на тему: «Частички мудрости народной».
  • Информационная папка с материалами проекта по работе с малыми фольклорными формами, содержащая:
  • Тексты используемых пословиц, поговорок, скороговорок.
  • Подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм.
  • Конспект интеллектуальной викторины для детей.
  • Конспект итогового образовательного мероприятия.

Возможные риски

  • Отсутствие заинтересованности родителей и несерьезное отношение их к выполнению предложенных заданий.

Пути преодоления: Личные беседы с родителями, наглядная информация в родительских уголках о необходимости данной работы.

  • Неспособность отдельных детей к усвоению предложенного материала.

Пути преодоления: Составление упрощенных вариантов заданий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ресурсы

  • Материальные ресурсы: приобретение бумаги, файлов, папок-скоросшивателей.
  • Информационные ресурсы: Интернет, литература по теме.
  • Кадровые ресурсы: учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, заинтересованные специалисты ДОУ.

Управление проектом

  • Подготовка и проведение образовательных мероприятий, ответственный учитель – логопед.
  • Закрепление изученного детьми материала по малым фольклорным формам, изготовление творческих работ, ответственные – родители.
  • Передача индивидуальных заданий родителям, ответственный – воспитатель логопедической группы.
  • Подготовка электронной презентации, ответственный - учитель-логопед.

План реализации проекта

1 этап. Организационный (октябрь).

  • Сбор информации по использованию малых фольклорных форм в работе с детьми с нарушениями речи: Интернет, литературные источники.
  • Подбор речевого материала из малых фольклорных форм с изучаемыми звуками.
  • Подбор иллюстративного и демонстрационного материала по малым фольклорным формам.
  • Написание фрагментов конспектов образовательных мероприятий по работе с пословицами, поговорками на период с ноября по декабрь.
  • Беседа с родителями: «Знакомство с проектом. Зачем нужны пословицы и поговорки».
  • Оформление е родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

2 этап. Реализация проекта (ноябрь).

  • Разучивание присказок, поговорок, пословиц, скороговорок с изучаемыми звуками в ходе образовательной подгрупповой и индивидуальной деятельности.
  • Закрепление изученного речевого материала совместно с родителями, еженедельно (по тетрадям для индивидуальной логопедической работы).
  • Изготовление подборки подвижных и пальчиковых игр на материале малых фольклорных форм, презентация ее в родительском уголке.
  • Интеллектуальная викторина для детей: «Кто знаньям горазд, тому не пропасть».
  • Выполнение совместно с родителями творческих работ по любой пословице, поговорке, скороговорке.
  • Посиделки у самовара совместно с родителями: «Сядем рядком, поговорим ладком».

3 этап. Итоговый (декабрь).

  • Итоговое образовательное мероприятие: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться».
  • Приготовление электронной презентации

детско-родительских творческих работ.

  • Обобщение опыта работы по реализации проекта.

Перспективы распространения результатов

  • Создание информационной папки с материалами проекта для последующего использования другими участниками образовательного процесса.
  • Размещение материалов проекта в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"

Эта тема была мною выбрана неслучайно.Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками н...

Кружок «Мудрость народная»

Организация кружковой работы.Перспективный план кружка «Мудрость народная»(Младший дошкольный возраст)...

"Красота и мудрость народной игрушки свистульки"

Проект мини -  музея народной игрушки "Свистулька".   Подготовили и провели совместно с Савельевой Валентиной Михайловной....

педагогический проект "Речевой ручеёк народной мудрости"

формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности....

Проект по теме «Частички мудрости народной».

Проект по теме  «Частички мудрости народной»....

Презентация проекта "Мудрость народных игр"

Проект по созданию условий для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через познания смысла русских народных игр...

Проект "Мудрость народных игр"

Создание условий для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через понимание смысла русских народных игр...