Проект "Мудрость народных игр"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Франчик Валерия Леонидовна

Создание условий для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа через понимание смысла русских народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mudrost_narodnyh_igr.docx104.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрость народных игр»

Автор – Франчик Валерия Леонидовна

Содержание

Постановка проблемы……………………………………………

3

Актуальность………………………………………………………

4

Цель и задачи………………………………………………………

5

Участники проекта

6

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей……………………………………………….

6

Ресурсное обеспечение…………………………………………….

8

Рабочий план реализации проекта………………………………

10

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта……………………………………………….

17

Оценка эффективности реализации проекта……………………

18

Методы оценки успешности………………………………………

19

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации таких факторов риска……………………………………………..

19

Дальнейшее развитие проекта……………………………………

19

Заключение………………………………………………………..

20

  1. Постановка проблемы

Игровая культура всегда была неотъемлемой частью жизни народа. Многовековый опыт человечества показывает, что игра – это важнейшее средство воспитания и всестороннего развития ребенка. Основная форма работы и ведущий вид деятельности  детей дошкольного возраста - игра. Благодаря игре можно реализовать основные принципы дошкольного образования, так как  именно в игре ребенок способен полноценно проживать все этапы детства. Народная игра в детском саду – это универсальный прием для  приобщения ребенка к традициям и обычаям родного народа, способ организации игровой коллективной деятельности дошкольников.

Справедливым будет высказывание Г. М. Науменко: «Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку» [13].

К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа. Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство [18].

Народные игры собирали и записывали Е. А. Покровский, О. И. Капица, В. И. Даль, Г. С. Виноградов, А. Н. Мартынова, Г. М. Науменко и многие другие исследователи, придававшие народной игре большое значение. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов, здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели»[15].

 Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.  Необходимо лишь своевременно включать в жизнь детей народные игры, чтобы они становились их неотъемлемой частью, способствовали всестороннему развитию.

  1. Актуальность

Актуальность обозначенной темы заключается в том, что в настоящее время практически утеряны культурные традиции, сопровождающие человека на протяжении всей жизни. Сейчас многие народные игры либо забыты, или вовсе неизвестны подрастающему поколению. Мудрость народных игр состоит в том, что в них сохраняются те средства, методы, формы, приемы, которые эффективны для всестороннего развития и воспитания дошкольников и в настоящее время. К сожалению, молодые родители и молодые педагоги практически не используют в своей работе столь ценный материал, как народные игры.

На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», но в наше время, в век информационных технологий, этот механизм либо утратил свою силу, либо очень сильно исказился. К большому сожалению, очень многое из прошлого нам знакомо либо поверхностно, либо вообще утеряно. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Во что и как они играли? Ведь раньше игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших.

Народная игра – это деятельность, с помощью которой дети вступают в общение со взрослыми и сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают всех участников игры, формируют у детей целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Задача педагогов - дать верное направление, которое будет способствовать восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, ответственности.

Большую воспитательную ценность имеют правила русских подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Используя русские народные игры на занятиях, на прогулках, в совместной деятельности, мы заметили, что дети, с удовольствием включаясь  в игру, плохо представляют себе, о чем идёт речь, не могут уловить смысл сюжета. Многие жизненные ситуации им совершенно не понятны, так как жизнь изменилась кардинально, многие вещи просто ушли из нашей жизни безвозвратно. Сложно объяснить городским детям кто такой кузнец, пахарь, гончар. Что такое сени, лапти, кушак и др. Конечно, всё это можно показать на иллюстрациях и картинках, но это не дает полного и реального представления. Зачастую, разучивая игру, педагоги не придают этому значения и уделяют больше внимание эмоциональной стороне и удовлетворению потребности детей в движении, чем пониманию смысла игры.

Мы можем помочь современным детям понять смысл народных игр, только тем, что вместе вдумаемся в их суть, покажем старые вещи, расскажем о предметах быта, познакомим со старинными профессиями, которые остались сейчас только в деревнях. Не торопясь, терпеливо задумаемся о сюжетах сказок, потешек, считалок. И уделим каждой подвижной игре столько времени, сколько необходимо, чтобы понять её замысел, задуматься, почему наши предки играли именно так, а не иначе. При помощи познавательных видеофильмов познакомимся с повадками животных, их образе жизни, питании, внешнем виде. И тогда детям станет понятно, почему сова должна догонять мышей, когда наступает ночь; почему гуси боятся волка и летят домой и почему бедный зайчик боится лису.

Организуя совместную продуктивную деятельность: лепку, аппликацию, рисование мы поможем детям зафиксировать свои представления и научиться договариваться, выполняя единую работу.

Планируя и затем, реализуя проект, мы старались создать условия, чтобы укрепить детский коллектив, оказать содействие активному общению детей, установлению контакта к здоровому соперничеству и способности оценивать свои действия, воспитывать в детях толерантность. Используя в равной мере индивидуальные и коллективные формы работы, мы старались создать ситуации, чтобы в процессе совместной деятельности дети приобретали навыки, как организаторов, так и исполнителей. При дружеском соперничестве стремились оказывать друг другу взаимопомощь и раскрывать свои индивидуальные возможности.

  1. Цель и задачи

Цель - создание условий для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа, через познание смысла русских народных игр.

Задачи:

  1. Воспитывать познавательную активность детей и расширять кругозор через знакомство с традициями, обычаями, бытом и историей русского народа.
  2. Познакомить и вызвать интерес детей к русским народным подвижным играм, желание использовать их в самостоятельной игровой деятельности.
  3. Развивать психофизичекие качества и двигательную активность детей: ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, пространственную ориентировку.
  4.  Воспитывать честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, соревновательный задор, чувство ответственности, навыки самоконтроля, умение шутить.
  5. Учить соблюдать правила, развивать волевую сферу.
  6. Развивать коммуникативные навыки при выполнении совместных дел: умение договариваться, соотносить свои действия с другими, уступать и помогать друг другу.
  7.  Познакомить детей с устаревшими словами, их смыслом.

  1. Участники проекта

Проект был реализован в летний оздоровительный период.

Участники проекта -  дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, в том числе дети ОВЗ (дети комбинированных групп с тяжелыми нарушениями речи):

- группа старшего дошкольного возраста, дети 5-7 лет (25 человек);

- группа среднего и старшего возраста, дети 4-5 лет (22 человека);

- группа младшего и среднего возраста, дети 3-4 лет (21 человек).

Старший воспитатель, воспитатели и родители воспитанников – организаторы и непосредственные участники проекта.

  1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Стратегия и механизмы достижения цели проекта направлены на решение каждой из поставленной задач проекта.

Использованные формы, методы и средства способствовали развитию познавательного интереса детей, расширения их кругозора, воспитанию коммуникативных навыков и оптимизации двигательной активности.

Методы:

Технология знакомства и проведение народных игр

1 этап. Знакомство и обогащение представлений детей о сфере деятельности людей, повадках животных, сторонах жизни предков, которые дети будут отражать в игре. Для этого использовались наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказы взрослых, чтение книг, а так же современные информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций, познавательных видео, интернет-экскурсии.

Для отражения и закрепления представлений детей, организовывалась продуктивная совместная деятельность, в которой воспитанники, распределяясь по подгруппам, учились договариваться и распределять обязанности, чтобы выполнить общую совместную работу. Эти навыки общения пригодятся детям при соблюдении правил в совместных играх.

2 этап. Организация русской народной игры. На этом этапе педагог знакомил детей с новой игрой, объяснял правила игры, значение старинных слов, организовывал проведение игры.

3 этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Дети использовали разученные считалки и игры для проведения совместных игр в свободной деятельности.

Циклограмма деятельности по реализации проекта

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познавательные беседы

Мастерская в шатре

Музыкальные развлечения

Физкультурный досуг

Подвижные игры

Мультфильмы

Познавательное видео

Разучивание считалок

Разучивание считалок

Разучивание считалок

Разучивание считалок

Разучивание считалок

Занятие по физической культуре

Проведение подвижных игр

Загадки

Занятие по физической культуре

Проведение подвижных игр

Поляна сказок

Поляна босоногих игр

Поляна сказок

Поляна босоногих игр

Поляна сказок

  1. Ресурсное обеспечение

- Кадровые ресурсы.

- Материально-технические ресурсы

Развивающая предметно-пространственная среда на территории детского сада. Реализация проекта проходила в летнее время, поэтому большинство мероприятий проходило на территории (Приложение 1).

 

- Методическая, детская и познавательная литература.

Для реализации проекта сделана подборка литературы, которая включает в себя книги по физическому воспитанию, истории страны, краеведению, патриотическому воспитанию, познавательная литература о животных и методическая литература по организации продуктивной деятельности.

- Информационно-коммуникативные ресурсы.

Доступ к сети интернет, беспроводная сеть.

Интерактивная доска, проектор, компьютеры, ноутбуки, переносная колонка.

- Финансовые ресурсы.

Наименование

Требуемые средства (руб.)

Имеющиеся средства (руб.)

Необходимые средства (руб.)

Средства ИКТ: смарт-доски, компьютеры, ноутбуки.

200 000р

200 000р

Методическая литература

10 000руб

10 000руб

Цветная печать методических и дидактических материалов

2 000руб

2 000руб

Канцелярские товары (картон, бумага, клей и т.п.) для организации продуктивной деятельности

2000 руб

1000 руб

1000 руб

Организации досуговых мероприятий  праздников

8000 руб

8000 руб

Спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр

5000 руб.

5000 руб

Итого

227 000 руб

3000 руб.

  1. Рабочий план реализации проекта

        Организационно-подготовительный этап

- Определение актуальности темы.

- Проведение мероприятий по изучению готовности дошкольной образовательной организации, её ресурсов к реализации проекта.

- Проведение диагностических, мониторинговых мероприятий.

- Создание творческой группы и разработка плана реализации проекта.

- Структурирование методических материалов, разработка перспективного плана.

Мероприятие

Программное содержание

Сроки

Ответственные

Подготовка тематических зон на территории детского сада (Приложение 1)

- Спортивная площадка

Май 2021

Педагоги

Завхоз

-Поляна сказок

-Поляна босоногих игр

-Творческая мастерская

Создание картотеки подвижных игр

(Приложение 2)

Подбор игр по тематическому содержанию

Май 2021

Инструктор по физической культуре

Создание картотеки игр малой двигательной активности для «Поляны босоногих игр»

(Приложение 3)

Подбор игр по тематическому содержанию и уровню двигательной активности

Май 2021

Инструктор по физической культуре

Создание картотеки мультфильмов и познавательных видео

(Приложение 4)

Подбор материала по темам

Май 2021

Старший воспитатель

Создание коллекции презентаций

(Приложение 5)

В соответствии с темами

Май 2021

Старший воспитатель

Проведение диагностики

(Приложение 6)

Используется метод наблюдения и беседы

Май 2021

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Проведение анкетирование родителей

(Приложение 7)

Онлайн-анкетирование

Май 2021

Воспитатели

Разработка занятий по продуктивной деятельности (Приложение 8)

Занятия по лепке, рисованию, аппликации.

Май 2021

Воспитатели

Подбор материала для познавательных бесед (Приложение 9)

Согласно тематическому планированию

Май 2021

Воспитатели

Подбор произведений для ознакомления с художественной литературой на «Поляне сказок». (Приложение 10)

Чтение и обсуждение сказок,  разучивание закличек

Май 2021

Воспитатели

Основной этап

Первая неделя июня. 7-11 июня 2021 «Игры про явления природы».

Работа с детьми

Познавательные беседы:

Смена дня и ночи – старшая группа.

Беседа «Чем день отличается от ночи»

Заря, восход солнца – мл. и средняя группа

Видео

Смена дня и ночи

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Опираясь на опыт детей рассказать, чем день отличается от ночи, что люди и животные делают в разное время суток

июнь 2021

Воспитатели

Загадки про явления природы

(Приложение 11)

Загадки про радугу, солнце, росу, облака, небо, звезды и  т.д.

Понедельник

Воспитатели

Считалки

(Приложение 12)

Разучивание считалок про явления природы

В течение недели

Воспитатели

Творческая мастерская

Совместная работа по рисованию  «День-ночь» - старшая группа.

Рисование «Солнышко лучистое» - мл. и средняя группа

Раскрашивание звездочки восковыми мелками, на стороне  ночи.

Солнцу пририсовывают восковыми мелками лучи. Потом закрашивают сторону ночи черным, сторону дня голубым акварельными красками.

Рисование восковыми мелками, закрашивание фона голубой акварельной краской

Вторник

Среда

Воспитатели

Спортивный досуг

«В гости к Солнцу»

Закрепление игр по теме, разученных в течение недели

Четверг

Инструктор по ф/к

Мультфильмы

«Краденое солнце»

«Объекты я явления природы»

«Мы за солнышком идём»

Мультипликационный фильм по одноименной сказке Корнея Чуковского про то, как крокодил проглотил солнце, и стало на Земле темно и грустно. Но медведь поборол крокодила и вернул солнце на небо.

Забавная история о смелых малышах-путешественниках, которые помогли солнышку проснуться.

Пятница

Старший воспитатель

Сказки на «Поляне сказок»

 Старшие группы:

- заклички;

- «Как небо собиралось в гости к земле»;

- «Семь дождей»;

- «Как поссорились времена года».

Мл и средние группы:

- заклички;

- «Как Солнышко заболело»;

- «Лужа-мечтательница».

Заклички, которые произносили дети, когда звали солнце, дождь, радугу.

Сказки русского фольклора о явлениях природы, солнце.

В течение недели

Воспитатели

Подвижные игры.

Старшие группы:

- День и ночь

- Заря-заряница

- Море волнуется.

Мл. и средние группы:

-  День-ночь-замри

- Солнце.

Игры отражают отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял.

В течение недели

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Поляна босоногих игр

-Колокольцы-бубенцы

- «Земля, вода, огонь, воздух»

В течение недели

Воспитатели

Работа с педагогами - еженедельно

Планерка

Инструктаж по правилам безопасного проведения занятий

Четверг

Старший воспитатель

Методические рекомендации по проведению мероприятий.

Подготовка материалов и дидактических пособий

Старший воспитатель

Мастер-класс

Практическое знакомство с подвижными играми

Четверг

Инструктор по ф/к

Проведение консультации для педагогов (Приложение 13)

«Русские народные подвижные игры: история, возникновения, их значение и особенности»

Понедельник

Старший воспитатель

Взаимодействие с семьями - еженедельно

Оформление выставки совместных работ в уголке для родителей

Знакомство родителей с работами детей

Вторник

Среда

Воспитатели

Размещение в родительском уголке информации о разученных подвижных играх

Знакомство с правилами игры

Пятница

Воспитатели

Размещение на информационном стенде плана мероприятий на неделю (Приложение 14)

Информирование родителей о ходе реализации проекта с целью привлечения к совместной деятельности

Понедельник

Воспитатели

Вторая неделя июня. 14-18 июня 2021. «Игры про животных».

Познавательные беседы:

«Про сову» – старшая группа.

«Дикие и домашние животные»

– мл. и средняя группа

Видео

Смена дня и ночи

Беседа о повадках совы. Делается акцент о ночном образе жизни, чтобы дети поняли смысл подвижной игры.

Понедельник

Загадки про животных

Загадки про ежа, лису, елку, медведя, кошку, мышку.

Понедельник

Воспитатели

Считалки

Разучивание считалок о животных

В течение недели

Воспитатели

Творческая мастерская

Аппликация для детей старшего дошкольного возраста «Совушка-сова и мыши»

Занятие по рисованию для детей младшего возраста «Серый зайка»

- Рассказ о повадках совы, её образе жизни, питании.

- совместная работа – аппликация «Сова и мыши». Сову дети делают в технике аппликации совместно, мышей раскрашивают и «прячут» (обводят карандашом) в норки.

- рассказ о внешнем виде зайчика, о его повадках, особенности поведения и питания.

-рисование нестандартным инструментом – ватными палочками.

Вторник

Мультфильмы

«Мышонок Пик»

«Высокая горка»

«В лесной чаще»

Мультфильм про одинокого маленького мышонка, который пытался выжить в опасном лесу, но однажды попав в дом к людям, подружился с добрыми детьми, которые его приютили и накормили.

Пятница

Старший воспитатель

Сказки на «Поляне сказок»

«Лесной колобок  зелёный бок»

«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий»

Мамин-Сибиряк Д.Н., «Сова» – старшие группы

«Воробей и мышь», «Трудолюбивая мышь» - мл. и средние группы

Бианки В.В. Сказка про ежика, который сворачивался в клубок, пел песенку, как Колобок и убегал от всех, кроме Лисы.

"Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост" и "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу".

Авторские сказки о животных, их повадках.

В течение недели

Воспитатели

Подвижные игры.

Старшие группы:

 - Сова

- Гуси-лебеди

Мл. и средние группы:

- Сова (упрощенный вариант)

- Зайчик и лиса 

Игры, в которых отражаются повадки и образ жизни животных

В течение недели

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Поляна босоногих игр

- У медведя во бору

- Кошка и мышка

- Кукушка

В течение недели

Воспитатели

Третья неделя июня. 21-25 июня 2021. «Игры про предметы быта».

Познавательные беседы «Про лапти» - старшие группы,

беседа «Предметы старины» - мл. и ср. группы

Беседа с показом настоящих лаптей об обуви, которую сейчас уже не встретишь. О том, из чего её делали, как плели.

Понедельник

Воспитатели

Загадки про старинные предметы

Лапти, самовар, подкова, телега, печь.

Понедельник

Воспитатели

Считалки

Разучивание считалок о предметах быта

В течение недели

Воспитатели

Творческая мастерская

«Плетеный коврик» - старшие группы

«Разноцветные колокольчики» - мл. и средние группы

- дать детям понятие о том, как в старину люди своими руками делали, ткали, вязали и плели ковры.

- познакомить с техникой плетения

- познакомить детей с назначением колокольчика для людей в старые времена.

- помочь отразить свое представление в изобразительной деятельности при помощи нетрадиционного инструмента для рисования – губки

Мультфильмы

Чудо-мельница

«Чудесный колокольчик»

«По мотивам русской народной сказки “Жерновки”, в которой рассказывается о добром старике и его дружбе  с волшебными Петушком, Котом, Ежиком, Белкой, Медвежонком».

Трогательная история о доброй и милой девочке Машеньке и ее злой мачехе. За доброту и трудолюбие Машенька награждена подарками, а злая мачеха и ее дочка за их черную зависть и злобу наказаны по заслугам.

Пятница

Старший воспитатель

Сказки на «Поляне сказок»

«Лиса-лапотница»,

«Чудесные лапоточки» - старшие группы.

«Про бабушку старушку» - мл. и средние группы

Сказка о лисе, которая при помощи хитрости пыталась обмануть людей.

Интересная русская народная сказка "Чудесные лапоточки" учит, что нельзя брать чужие вещи, быть справедливым и честным.

Забавная сказочка со смешными прибаутками, которая рассказывает о жизни крестьян.

В течение недели

Воспитатели

Подвижные игры

Старшие группы:

- «Лапти»;

- «Жмурки»;

-«Горелки с платочком»;

Мл и средние группы:

-  «Бубенцы»;

- яблочко золотое.

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков.

В течение недели

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

Поляна босоногих игр:

- «Колечко»;

- «Веревочка».

Воспитатели

Четвертая неделя июня. 28 июня-2 июля 2021. «Игры про старинные профессии».

Познавательные беседы «Старые русские профессии» - старшие группы.

«Все работы хороши» - мл. и ср группы

Беседа о профессиях, которые не встречаются современным детям, так как уже устарели или исчезли вовсе: извозчик, шорник, косарь, сапожник, кузнец и др.

Понедельник

Воспитатели

Загадки про профессии

Загадки про кузнеца, пекаря, пастуха, сапожника.

Понедельник

Воспитатели

Считалки

Разучивание считалок о профессиях

В течение недели

Воспитатели

Творческая мастерская

«Пастушок и овцы» - старшие группы

«Садовник и цветы» - мл. и средние группы

- знакомство детей с профессией пастуха;

- выполнение совместной работы – аппликации  овцы из ваты.

- знакомство с профессией садовника;

- выполнение аппликации «Красивый цветок».

Вторник

Воспитатели

Мультфильмы

«Барин и кузнец»,

«Пастуший рожок»

«Чудо-мельница»

О том, как барин позавидовал кузнецу, решил сам стать кузнецом  и что из этого получилось

Мальчик считал, что он уже достаточно взрослый, чтобы пойти работать. Ему удалось найти работу пастуха. Но герой даже не предполагал, что попал к нечестным людям. Они хотели обмануть его, чтобы не платить за проделанную работу и прогнать несчастного мальчика.

Про чудо мельничку, которая сразу выдавала готовые пирожки и блины, только лапы подставляй, но её отнял царь. Чтобы вернуть мельничку дед созвал зверей.

Пятница

Старший воспитатель

Сказки на «Поляне сказок»

«Семь Семионов»

Сказка о семи братьях, которые владели разными профессиями.

В течение недели

Воспитатели

Подвижные игры

Старшие группы:

- Пирожок и булочник

- Стадо.

Мл. и средние группы: «Садовник и цветы»

Игры про разные старинные профессии

В течение недели

Поляна босоногих игр

«Ткачиха»

Воспитатели

Заключительный этап

Проведение повторной диагностики

Проведение в форме бесед с детьми диагностики с целью выявления эффективности проделанной работы по реализации проекта

Начало июля

Старший воспитатель

Воспитатели

Подведение итогов проекта на практическом семинаре для педагогов

Анализ работы по реализации проекта

Старший воспитатель

Воспитатели

Обобщение и оформление методических материалов

Старший воспитатель

Воспитатели

Оформление информационного буклета для родителей «Играем вместе с детьми» (Приложение 15)

Привлечение родителей к деятельности по популяризации русских народных подвижных игр. Установление взаимодействия детей и родителей, организация совместных игр.

Старший воспитатель

Воспитатели

  1. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
  • У детей появится интерес к истории и культуре русского народа, через познание смысла русских народных игр.
  • Будет разработана система занятий и совместной деятельности, направленная на знакомство детей с историей русского народа и подвижными играми.

 Дети узнают о жизни русского народа в прошлом: праздниках, традициях, обычаях, расширится их кругозор. Они познакомятся с повадками  животных, профессиями людей, на основе этих знаний поймут смысл и сюжеты русских народных подвижных игр.

 Дети станут доброжелательнее относится друг к другу, у них появится желание играть вместе в подвижные игры, помогать друг другу в совместной деятельности.

 У детей появится интереса к народным играм и желание использовать их в повседневной жизни.

  • У детей появятся потребности и желания отражать свои представления в продуктивной деятельности, фиксировать их в своих работах.
  • Будут оформлены методические материалы и рекомендации для педагогов дошкольного образования.

  1. Оценка эффективности реализации проекта

Для диагностики уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа использована методика Ищенко Е. Д.

Целью диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ, касающихся:

– уровня знаний о бытовой культуре русского народа;

– потребности использовать данные знания и умения на практике и в продуктивной деятельности;

– уровня умения самостоятельно организовывать или принимать активное участие в русских народных подвижных играх.

Для проведения диагностики нами были сформулированы критерии и показатели, в соответствии с которыми, предполагалось проводить диагностику.

Критерии оценки знаний старших дошкольников о бытовой культуре русского народа

Критерии

Показатели

Информационно-познавательный критерий

  1. Знание предметов домашнего обихода и их назначение.
  2. Знание названий старинных профессий, их смысла

Эмоционально-ценностный критерий

Наличие устойчивого эмоционально — окрашенного интереса к бытовой культуре русского народа.

Действенно-практический критерий

Умение использовать имеющиеся знания о быте русского народа, подвижные игры в игровой, самостоятельной и практической деятельности старших дошкольников.

  1. Методы оценки успешности:

- анкетирование родителей;

-беседы с детьми;

-контроль мероприятий;

-педагогическое наблюдение.

  1. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риски

Меры, запланированные для минимизации влияния факторов риска

Недостаточная активность педагогов

Материальное и моральное стимулирование.

Проведение консультаций, планерок, мастер-классов для педагогов для повышения профессиональной компетенции по реализации проекта

Неблагоприятные погодные условия

Перенос мероприятий на другие сроки. Проведение занятий в помещении.

Недостаточное оснащение материально-техническими ресурсами

Использование инвентаря, расходных материалов и атрибутов, которые уже имеются в учреждении.

Формальный подход со стороны участников проекта

Обеспечение качественным методическим материалом, практическая помощь и контроль

  1. Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанного и оформленного образовательного пространства на территории детского сада для успешного развития детей, организации образовательной и воспитательной деятельности, реализации проектов.

Опыт деятельности детского сада по реализации проекта будет обобщен, описан и станет частью ООП ДОУ формируемой участниками образовательных отношений.

Методические материалы, размещенные на сайте учреждения и доступные для всех педагогов, могут быть полезны педагогам дошкольных учреждений для организации деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

Заключение

Реализуя проект, мы убедились в том, что игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игры в лёгкой и весёлой форме учат многому. Они помогают развить ловкость, смекалку, координацию, ориентацию в пространстве, реакцию, умение работать в команде.

Перед тем, как разучить русскую народную подвижную игру, педагоги организовывали активную познавательную деятельность, направленную на знакомство детей с историей, традициями русского народа, повадками животных и природными явлениями. Каждая неделя проекта была посвящена определенной теме.

Познавательная деятельность проводилась в тематических зонах на территории детского сада в формах бесед, чтении сказок, знакомств со старинными предметами быта, а так же презентаций и  просмотром познавательных видео. Для закрепления полученных знаний и отражения своих представлений использовались продуктивные виды деятельности.

И уже затем, дети знакомились с подвижными играми, содержание которых уже было детям понятным и доступным.

Таким образом, знакомясь со смыслом подвижных народных игр, дети получили возможность погрузиться в историю нашей Родины, понять их сюжет и обогатить свои представления об образе жизни и прошлом русского народа,  с его природным и вещественным окружением.

Результаты:

  1. Дети познакомились с традициями, обычаями, предметами быта, играми русского народа, расширили словарный запас, познакомились с устаревшими словами и их смыслом.
  2. У детей появился интерес к народным играм, они чаще стали использовать разученные игры в самостоятельной совместной игровой деятельности.
  3. Использование игр в совместной самостоятельной деятельности помогли укрепить детский коллектив, установить контакт к здоровому соперничеству, дети научились осмысливать, контролировать и оценивать свои собственные действия и, действия своих товарищей.
  4. Разработана система занятий и совместной деятельности, направленная на знакомство детей с историей русского народа и подвижными играми, оформлены методические материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)

Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...