педагогический проект "Речевой ручеёк народной мудрости"
проект по развитию речи (старшая группа)

Старченко Светлана Михайловна

формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по развитию речи и

обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраст

«Речевой ручеёк народной мудрости»

Паспорт педагогического проекта

  • Участники проекта:

дети старшей группы, воспитатели, родители.

  • Направленность развития деятельности:

интегрированная (исследовательская, познавательная, речевая, социально-коммуникативная художественно-эстетическая).

  • Тип проекта:

 речевой, познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный

  • Продолжительность: один месяц.

Актуальность темы 

        Одними из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений являются познавательно-речевое и социально-личностное развитие. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается высоким.

        У детей нашей группы по результатам мониторинга, наблюдается незначительный количественный рост словарного запаса, и его качественного развития, имеются дефекты звукопроизношения, ограниченный запас общих сведений и представлений, а так же наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы.

        В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса, т.е. увеличение словарного запаса в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.        

        Для достижения хороших результатов в образовательных областях, мы решили использовать малые фольклорные формы, в частности пословицы. Хочется отметить важность чудодейственного значения пословиц, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства. Если их произносить выразительно, с разной интонацией, с удивлением, осуждением, сожалением, радостью и т. п., а также сопровождать жестами, мимикой, они побуждают детей к желаемому поступку, а именно, сдерживать агрессию, дружить, сопереживать, трудиться, одним словом способствовать сплочению детского коллектива.

        Овладеть значениями слов, осмыслить суть пословиц, детям поможет исследовательская деятельность. В ходе экспериментирования дети наглядно видят их смысловое значение, учатся живо реагировать на происходящее, выражать собственное мнение, анализировать и делать выводы. В речевом развитии детей пословицы превращаются в наших верных помощников, они способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, учат правильно выражать свои мысли, поступки.

        Таким образом, способствовать развитию речи детей, сплотить детский коллектив, сформировать нравственные качества и дружеские отношения друг к другу и окружающей действительности нам помогу наши верные помощники – сокровища народной культуры.

 Цель: формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с жанром устного народного творчества – пословицы.

2. Формировать представление о роли и значении пословиц.

3. Побуждать детей самостоятельно находить смысловое значение, использовать в речи пословицы выражая с их помощью своё отношение к окружающему.

4. Развивать связную, диалогическую речь детей, интонационную и мимическую выразительность речи, обогащать словарный запас, активизировать поставленные звуки в речи, свободное общение со взрослыми и детьми в различных формах и видах детской деятельности.

5. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, внимание, творческие способности.

6. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

7. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.

  • Ожидаемые результаты в образовательной деятельности с детьми:

1. Повышение уровня показателей в речевом развитии детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, понимание лексического значения слов используемых в пословице, умение правильно выражать свои мысли.

2. Развитие социально-коммуникативных навыков: умение сотрудничать и общаться с детьми, взрослыми в совместной деятельности.

3. Развитие навыков в исследовательской деятельности: умение доказывать смысл пословицы через практическую деятельность и экспериментирование.

  • Ожидаемые результаты на уровне родителей воспитанников:

1. Повышение уровеня педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей.

2. Активное участие родителей в мероприятиях, направленных на речевое развитие детей.

3. Сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу: совместная экспериментальная и продуктивная деятельность по иллюстрированию пословиц дома.

Этапы работы над проектом:

I этап - подготовительный

1. Постановка цели проекта, то есть выявление проблемы (начальное педагогическое обследование детей);

2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

5. Разработать консультаций для родителей.

6. Подобрать домашние задания для выполнения с родителями.

II этап – организационный

1. Организовать развивающую среду по теме проекта в соответствии с ФГОС к предметной развивающей среде.

2. Организовать введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы;

3. Организовать включение родителей в проектную деятельность.

III этап – практический

1. Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных приёмов по расширению знаний дошкольников о пословицах.

2. Работа по плану с детьми, родителями.

3. Решение педагогических ситуаций с детьми

4. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

IV этап – заключительный

1. Презентация детьми домашних заданий.

2. Изготовить альбом с пословицами (совместная работа родителей и детей). 

3. Презентация проекта «Речевой ручеёк народной мудрости»

 Механизм реализации проекта

В ходе подготовительного этапа нами была выявлена проблема в речевом и социально-коммуникативном развитии детей. Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Затем прошла предварительная работа по разработке и сбору материала, необходимого для реализации цели проекта.

Организационный этап проекта включил в себя следующие мероприятия:

  • Создание предметно развивающей среды:

1. Разработать и оформить дидактические игры по данной теме.

2. Подобрать произведения художественной литературы, в которых отражается смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.

3. Оформить совместно с родителями альбом иллюстраций к пословицам

4. Подобрать материал для оказания консультативной и практической помощи родителям по использованию пословиц в общении с детьми.

5. Пополнить центр экспериментирования необходимым материалом.

  • Работа с родителями:

1. Проведено ознакомительное родительское собрание: «Развитие речевой компетентности детей и приобщаем их к истокам русской народной культуры через УНТ». Родители были познакомлены с целью проекта, задачами, им было предложено стать активными участниками.

2. Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает», о традициях семейного воспитания.

3 Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлечь родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.

  • Работа с детьми:

Для введения в ход проекта детей были проведены следующие мероприятия:

1. НОД «Книга-источник знаний», знакомство с пословицами.

«Заплатка» Н.Носов  (поспешишь - людей насмешишь);

«Айога» нанайская сказка (кто любит трудиться, тому на месте не сидится);

«Мороз Иванович» В. Одоевский (как аукнется, так и откликнется; что посеешь, то и пожнёшь);

«Что сказала бы мама?» (друг познаётся в беде)

2. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс бесед нравственно и этического характера: «Иносказательный смысл пословиц», «Что такое дружба?», «Хорошо ли быть злым?», «Труд на общее благо», «О плохих и хороших поступках», «О взаимовыручке и поддержке». Дети рассуждали, пробовали высказать своё мнение. Во время бесед педагогу необходимо следить за речью детей. Затем детям был задан проблемный вопрос «Как же нам проверить правоту пословиц?»

3. Исследовательская деятельность «Докажи смысл пословицы экспериментально»

«Берись дружно – не будет грузно» ( эксперимент- подними гирю)

«Легко сломать – трудно сделать» (эксперимент – сколько времени уйдёт на постройку и разрушение постройки, сравнить». Наблюдение результатов эксперимента, формулировка выводов)

4. Д/упражнение «Собери пословицу».

В практический этап входят мероприятия по реализации основных видов деятельности по плану проекта совместно с родителями.

  • Работа родителей и детей

Дети группы были поделены на мини группы, каждая из которой получила одну пословицу. Родителям каждой мини группы было дано домашнее задание

1. Обсудить с ребёнком смысловое значение «О чём говорит пословица?»

2. Доказать смысл пословицы экспериментально.

-«Без труда не вытащить рыбки из пруда» - эксперимент «Поднять уровень воды в стакане»

-«Что посеешь, то и пожнёшь» - эксперимент «Моё отражение в зеркале»

-«Один в поле не воин» - эксперимент «Переломи веник».

3. Выполнение детских творческих работ «Нарисуй пословицу» (совместно с родителями)

        На заключительном этапе был проведён анализ деятельности, обобщение результатов работы, каждая мини группа рассказала о своей пословице, дополняя друг друга, в группе создан альбом с пословицами. На этом же этапе прошла презентация проекта «Речевой ручеёк народной мудрости»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 77 «Эрудит» Педагогически й проект «Речевой ручеёк народной мудрости » Автор: Старченко Светлана Михайловна

Слайд 2

Паспорт педагогического проекта Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители . Направленность деятельности: интегрированная (исследовательская, познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая ). Тип проекта : речевой, познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный Продолжительность : один месяц.

Слайд 3

Актуальность педагогического проекта Низкий уровень компетентности детей в образовательной области «Речевое развитие» Приоритетные направления деятельности дошкольных образовательных учреждений: - познавательно-речевое - социально-личностное развитие. Реализации образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией с другими образовательными областями через пословицы посредством исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности. Задачи: 1. Познакомить с жанром устного народного творчества – пословицы. 2. Формировать представление о роли и значении пословиц. 3. Побуждать детей самостоятельно находить смысловое значение, использовать в речи пословицы выражая с их помощью своё отношение к окружающему. 4. Развивать связную, диалогическую речь детей, интонационную и мимическую выразительность речи, обогащать словарный запас, активизировать поставленные звуки в речи, свободное общение со взрослыми и детьми в различных формах и видах детской деятельности. 5. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, внимание, творческие способности. 6. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 7. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.

Слайд 5

Ожидаемые результаты в образовательной деятельности с детьми: 1. Повышение уровня показателей в речевом развитии детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, понимание лексического значения слов используемых в пословице, умение правильно выражать свои мысли. 2. Развитие социально-коммуникативных навыков: умение сотрудничать и общаться с детьми, взрослыми в совместной деятельности. 3. Развитие навыков в исследовательской деятельности: умение доказывать смысл пословицы через исследовательскую деятельность и экспериментирование. Ожидаемые результаты на уровне родителей воспитанников: 1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей. 2. Активное участие родителей в мероприятиях, направленных на речевое развитие детей. 3. Сплочение семьи ребёнка общими интересами к одному делу: совместная экспериментальная и продуктивная деятельность по иллюстрированию пословиц дома.

Слайд 6

Этапы и механизм реализации проекта: I этап – подготовительный начальное педагогическое обследование детей и зучить и проанализировать литературу по данной теме; р азработать перспективный план работы с детьми и родителями; р азработать учебно - методическое сопровождение к проекту; р азработать консультаций для родителей. п одобрать домашние задания для выполнения с родителями. II этап – организационный о рганизовать развивающую среду по теме проекта в соответствии с ФГОС к предметной развивающей среде. о рганизовать введение детей в ход проекта через НОД с формулировкой проблемы; о рганизовать включение родителей в проектную деятельность.

Слайд 7

Этапы и механизм реализации проекта: III этап – практический в недрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных приёмов по расширению знаний дошкольников о пословицах. р абота по плану с детьми, родителями. р ешение педагогических ситуаций с детьми п одведение итогов, анализ ожидаемого результата. IV этап – заключительный презентация детьми деятельности , доказывающая правоту данной пословицы. изготовить альбом с пословицами (совместная работа родителей и детей ). презентация проекта «Речевой ручеёк народной мудрости»

Слайд 8

Организационный этап п редметно-развивающая среда р абота с родителями

Слайд 9

р абота с детьми: -чтение художественных произведений ; -знакомство с пословицами с рассматриванием иллюстраций; -беседы; -дидактические игры.

Слайд 10

р абота с детьми: -экспериментирование Пословица «Берись дружно, не будет грузно» микровывод : Если взяться за дело дружно, то будет легко и быстро.

Слайд 11

р абота с детьми: -экспериментирование Пословица «Легко сломать – трудно сделать» микровывод : На создание постройки уходит больше времени, чем на её разрушение

Слайд 12

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Один в поле не воин»

Слайд 13

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Один в поле не воин»

Слайд 14

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

Слайд 15

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

Слайд 16

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Что посеешь, то и пожнёшь»

Слайд 17

Практический этап р абота родителей и детей п ословица «Что посеешь, то и пожнёшь»

Слайд 18

Заключительный этап Презентация домашних заданий

Слайд 19

вывод Систематическая работа со старшими дошкольниками по использованию пословиц способствуют их пониманию и осознанию. Необходимо использовать богатейший материал словесного творчества народа, так как малые формы фольклора способствуют речевому и интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".

В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....

Народная мудрость о воспитании

Пословицы и поговорки о воспитании детей могут быть использованы для работы с родителями в консультациях, родительских собраниях для повышения педагогических знаний родителей....

Копилка народной мудрости: "Каша - сила наша!"

На Руси каша испокон веков занимала важней­шее место на столе русского народа, она явля­лась основным блюдом, как богатых, так и бед­ных людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Хранилище народной мудрости

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста...

Народная мудрость горцев о семье и внутрисемейных отношениях.

Этот материал поможет узнать о культуре, обычаях одного из республик России -  Дагестан. Поможет обогатить знания о роли семьи, традиций народа в воспитании подрастающего поколения....

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «РУЧЕЁК» (НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

создание условий для физического развития детей старшего дошкольного возраста через народные подвижные игры....