Доклад для педсовета
статья (подготовительная группа) по теме

Попова Ирина Владимировна

 

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_zhurnala.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на не посредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.

Например, необычности постановки вопроса: «Как с помощью 2 палочек сложить на столе квадрат?» заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых, тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основных группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида:  

  1. математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования и т.д.
  2.  Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады))

Составление геометрических фигур

Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной  фигуре.

Материал: у детей на столах счетные палочки.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям отсчитать 5 палочек.

-Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник?

-Сколько потребуется палочек для составления 2-х треугольников?

У вас только 5 палочек, но из них надо составить только 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать и составляйте.

Примеры:   

1. составить 2 = треугольника из 5 палочек

2. составить 2 = квадрата из 7 палочек

3. составить 3 = треугольника из 7 палочек

4. составить 4 = треугольник из 9 палочек

5. составить 3 = квадрата из 10 из 10 парочек

6. из 5 палочек составить квадрат и 2 = треугольника

7. из 9 палочек составить квадрат и 4 = треугольника

8. из 10 палочек составить 2 квадрата (большой и маленький).  Маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри больного.

9. из 9 палочек составить 5 треугольников ( 4 маленьких треугольника, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой)

10. из 9 палочек составить 2 квадратах и 4 треугольника. (из 7 палочек составляю 2 квадрата и делят на 2 треугольника палочками).  

11. Составить     два   равных   треугольника   из    5    палочек;

12. Два    равных    квадрата    из    7    палочек;

13. Три   равных     треугольника   из    7   палочек;

14. Четыре  равных   треугольника    из    9    палочек;

15. Три  равных    квадрата   из    10   палочек;

16. Из  5 палочек  составить   квадрат   и   2  равных  треугольника

17.Из   10  палочек  2  квадрата:  большой   и  маленький   и  4   треугольника  (из   7  палочек  составляют   2  квадрата   и  делят   на    треугольники   2   палочками).

Преобразование одной фигуры в другую.

        

С целью развития логического мышления с дошкольниками нужно проводить различные несложные логические задачи и упражнения. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур. С детьми 5-7 лет логические упражнения используют в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи(формирование количественных, пространственных представлений).

1. Переложить одну палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону (рис. 1)

2. В фигуре состоящей из 9 квадрата, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. (рис. 2).

3. В фигуре из 6 квадратов убрать 3 палочки чтобы осталось 4 квадрата. (рис.3)

4. В фигуре похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата (рис 4)

                                    Задачи – шутки.

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их в большей мере проявится находчивость, смекалка, понимание юмора, нежели познание в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями, как правило, второстепенными:

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
  2. Как с помощью одной палочки образовать на столе  треугольник?
  3. Сколько концов у палки? У двух палок?
  4. Если курица стоит на одной ноге весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах?
  5. У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?

                 

Занимательные задачи в стихах:

- Сколько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)

- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

( отдать одно яблоко вместе с корзиной).

- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

Загадки, занимательные вопросы, логические вопросы, поговорки и пословицы.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются: загадки, занимательные вопросы, логические вопросы, поговорки и пословицы.

Используя такой материал, у детей развиваются не только математические способности, но и умение анализировать предметы с количественной, пространственной, временной, логической точки зрения.

  1. Два конца, два кольца, а по середине гвоздик.
  2. Четыре ноги, а ходить не может?
  3. Кто в году 4 раза переодевается?
  4. Какая цифра будет показывать больше, если ее перевернуть вверх ногами?
  5. На что похожа половина апельсина?
  6. Когда черепахе исполнится 100 лет, что будет дальше?
  7. На дуде 3 ветки, на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на дубе?
  8. Один ум хорошо, а два лучше.
  9.  Два сапога пара

10. Убить двух зайцев

    11. Семеро одного не ждут.

На своих занятиях я стараюсь использовать весь этот материал. Стараюсь подбирать стихи, считалки, делаю подборку задач на логическое мышление, пословиц, крылатых слов, сказок и, конечно же, физминуток. Применение занимательного материала повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие. В процессе игры нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в желание учиться.

                                                                     Литература.

              1.З.А.Михайлова    Игровые   занимательные   задачи   для  дошкольников.  М. «Просвещение»,   1990.

              2.М.Фидлер     «Математика   уже   в  детском   саду».  М   «Просвещение»,    1981.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...