"Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"
методическая разработка по теме

"Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx108.61 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ТЕМА:     «ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО       РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА».

ВЫПОЛНИЛА: ШИХОВА Н. Ю. ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида»


Одной из наиболее поразительных тенденций в современной жизни является то, что мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма. Не менее удивительно и то, что, хотя люди и имеют достаточно высокое образование, позволяющее им зарабатывать себе на жизнь и полноценно использовать свое свободное время. Очень немногие имеют представление о себе, о своем организме, как функционирует их организм, почему происходят те или иные изменения в нем. А ведь именно от состояния организма зависит их жизнедеятельность! Такое положение дел не только удивляет, но и внушает опасения. Очень важно человеку быть жизнеспособным, здоровым.

             Быть здоровым - это естественное стремление человека. Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности - с помощью взрослого - помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать - невозможен) и происходит социализация личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс: взрослый, воспитатель, родитель, тем он будет эффективней.

Для решения данной проблемы я, работая с детьми дошкольного возраста 5-6 лет, поняла, что от фактора социализации во многом зависит перспектива развития человечества. Целенаправленная социализация связана с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и полового развития, со становлением самосознания личности.

Главная цель по самопознанию - это сформировать осознанную установку на здоровый образ жизни, научить детей с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.


По данной проблеме можно выделить три направления:

  1. Я.
  2. Мой организм.
  3. Здоровый образ жизни.

Задачи направления «Я»:

  1. помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать
    свою индивидуальность, особенность, неповторимость;
  2. формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство
    радости существования «Я - есть!»;
  3. воспитывать чувства собственного достоинства,
    оптимизма, привязанность к своей семье, своему роду,
    друзьям.

Задачи направления «Мой организм»:

  1. формировать у ребенка элементарные знания о своем
    организме, своем теле, своем здоровье;
  2. заложить основу системных знаний и гуманного
    отношения к людям.

Задачи направления «Здоровый образ жизни»:

  1. формировать культуру тела, ума и души;
  2. вызвать у детей желание беречь свой организм, обучать их
    способам заботливого отношения к себе;
  3. воспитывать потребность и умение заботиться о своем
    организме;

•  учить верить в свои силы и возможности, гордиться тем,

что он умеет делать.

Для того чтобы начать работу по данной проблеме, я провела с детьми диагностирование по всем трем направлениям.

Диагностирование детей по направлению «Я - есть»

Цель: помочь ребенку осознать свои особенности, неповторимость, отличие от других, развивать в детях чувство самоуважения, собственного достоинства.

Диагностирование детей по направлению «Мой организм»

Цель: заложить основу системных знаний о своем организме, воспитывать правильное отношение к своему организму.

Диагностирование детей по направлению «Здоровый образ жизни».

Цель: формировать устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, окружающим людям, расширить знания детей о пользе и вреде здоровью.

                       РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.

В результате диагностирования детей по всем трем направлениям были получены следующие результаты (Приложение №1).

Процесс познания ребенком самого себя будет полным только в том случае, когда ребенок имеет возможность реализовать свои знания в


разнообразной деятельности. Но, в свою очередь, излагаемые знания должны его к этому побуждать, стимулировать его активность.

Скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.

В соответствии с содержанием различного материала, его особенностями определяется стержневая деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - упражнение, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т.е. дополняют то, что не дает стержневая деятельность. Формы работы -коллективные, подгрупповые, индивидуальные. В своей работе по данной теме отдаю предпочтение методам поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным. Решая задачи развития представлений у детей по всем трем направлениям, использовались игры различного содержания, упражнения, занятия, задания для наблюдений, опытов. Например, для расширения представлений о своем теле - проводились занятия по темам: «Внутренние органы», «Наши помощники», знакомство со схематическим изображением человека. Так же развивалось представление о своей семье через игры «Маленькие помощники», «Кто больше назовет действий», через беседы: «Выходной в семье», «Семейная фотография». При помощи игр-иммитаций «Запомни мое лицо», «Кто лучше покажет позу», «Помирились-поссорились» у детей развивалось умение понимать эмоции других людей. Для развития представлений детей о принадлежности к женскому и мужскому полу, особенности их поведения использовались дидактическая игра: «Мальчик или девочка», упражнение «Знакомство». Формируя представления детей о пользе и влиянии на организм физических упражнений, объяснялось, какую роль играет упражнение на тот или иной орган человека.


Все это проводилось во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на занятиях, на прогулке и, обязательно в вечерний отрезок времени.

В решение данной проблемы вовлечены и родители. Информационная работа по данной теме проводится ежемесячно в виде анкет, консультаций, информационных листов и т. д., которые помещаются в «Уголок здоровья». Расположенный в группе, по таким темам, как «Будь здоров, малыш!», «Общение мальчиков и девочек», «Питание и здоровье дошкольника», «Тайная сила рук» (техника точечного массажа), «Упражнения для укрепления глаз», «тест-анкета» для выявления предрасположенности ребенка к различным видам деятельности.

Вывод:

На данный период дети имеют представление по направлению «Я - есть»: о себе, о чувствах самоуважения, собственного достоинства, о своих личностных качествах и отличительных особенностях (имя, отчество, фамилия). Об общем ходе возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек), проявлений возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; знают о семье, родственных отношениях, о культурных традициях своей семьи.

По направлению «Мой организм» знают о своем организме, о назначении различных органов человека, что у каждого органа свои определенные функции и назначения, и ни один орган не может существовать без другого. Организм - единое целое. Если заболел - необходима помощь врача.

По направлению «Здоровый образ жизни» имеет устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, к окружающим людям и вредным привычкам и поступкам; могут уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей. Знают, как бороться с микробами, оказывать помощь


нуждающимся в ней, проявляя при этом чуткость, доброжелательность, сочувствие. Данные знания по всем трем направлениям дети с легкостью могут применить на практике как в детском саду, с друзьями, так и в семье.

Перспективные задачи:

 По направлению «Я»:

  1. развивать умение обращать внимание на свои переживания, свои
    поступки, отношения к другим;
  2. систематизировать знания детей о семье, уважение и любовь к родным
    людям, гордость за свою семью, ответственность за свое здоровье и
    бережное отношение к нему;
  3. способствовать активному развитию аналитико-синтетической
    деятельности у детей, развитию образного мышления.

По направлению «Мой организм»:

  1. активизировать знания о развитии того или иного органа;
  2. расширять представление детей о мире медицины, ее достижениях.

По направлению «Здоровый образ жизни»:

  1. учить заботится о своем здоровье и окружающих, о необходимости
    посещения врачей;
  2. расширять и укреплять знания о правилах безопасного поведения,
    отрабатывать их в игре и на практике.

Приложение №1

1. Диагностика по направлению «Я - есть».

  1. высокий
    ■ средний
  2. низкий

сент.2010г.   янв.2011г.

2.Диагностика по направлению «Мой организм».

□ высокий ■ средний

     НИЗКИЙ

сент.2010г.   янв.2011г.


З.Диагностика по направлению «Здоровый образ жизни».

                                                                                                                                                               □        Высокий

 ■ Средний

   Низкий

                                                                                                                                                           

         

 

                     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностное развитие ребенка.

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования.Федеральные государственные...

Заметки воспитателя о социально-личностном развитии ребенка-дошкольника.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать,музицировать,слушать сказки и рассказы, конструировать и т.д. Многообразие...

Картотека игр и игровых упражнений направленных на социально-личностное развитие ребенка.

Картотека игр и игровых упражнений направленных на социально-личностное развитие дошкольника....

Технология проектной деятельности как одно из позитивных условий социально-личностного развития ребенка

в материале описывается работа над проектом к Празднику  Победы в ВОВ...

Консультация "Использование национально-культурных традиций чувашского народа в социально-личностном развитии ребенка-дошкольника"

Выступление на городском семинаре-практикуме для педагогов ДОУ, студентов педагогического колледжа и родителей воспитанников...

02.06.2020 Консультация для педагогов "Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"

Консультация для педагогов"Социальное личностное развитие ребенка дошкольника, посредством создания оптимально-развивающей предметно среды"...

Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

В  этом документе говорится  о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...