Главные вкладки

    "Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"
    методическая разработка по теме

    "Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nauchno.docx108.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    ТЕМА:     «ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО       РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА».

    ВЫПОЛНИЛА: ШИХОВА Н. Ю. ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида»


    Одной из наиболее поразительных тенденций в современной жизни является то, что мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма. Не менее удивительно и то, что, хотя люди и имеют достаточно высокое образование, позволяющее им зарабатывать себе на жизнь и полноценно использовать свое свободное время. Очень немногие имеют представление о себе, о своем организме, как функционирует их организм, почему происходят те или иные изменения в нем. А ведь именно от состояния организма зависит их жизнедеятельность! Такое положение дел не только удивляет, но и внушает опасения. Очень важно человеку быть жизнеспособным, здоровым.

                 Быть здоровым - это естественное стремление человека. Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности - с помощью взрослого - помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать - невозможен) и происходит социализация личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс: взрослый, воспитатель, родитель, тем он будет эффективней.

    Для решения данной проблемы я, работая с детьми дошкольного возраста 5-6 лет, поняла, что от фактора социализации во многом зависит перспектива развития человечества. Целенаправленная социализация связана с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и полового развития, со становлением самосознания личности.

    Главная цель по самопознанию - это сформировать осознанную установку на здоровый образ жизни, научить детей с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.


    По данной проблеме можно выделить три направления:

    1. Я.
    2. Мой организм.
    3. Здоровый образ жизни.

    Задачи направления «Я»:

    1. помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать
      свою индивидуальность, особенность, неповторимость;
    2. формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство
      радости существования «Я - есть!»;
    3. воспитывать чувства собственного достоинства,
      оптимизма, привязанность к своей семье, своему роду,
      друзьям.

    Задачи направления «Мой организм»:

    1. формировать у ребенка элементарные знания о своем
      организме, своем теле, своем здоровье;
    2. заложить основу системных знаний и гуманного
      отношения к людям.

    Задачи направления «Здоровый образ жизни»:

    1. формировать культуру тела, ума и души;
    2. вызвать у детей желание беречь свой организм, обучать их
      способам заботливого отношения к себе;
    3. воспитывать потребность и умение заботиться о своем
      организме;

    •  учить верить в свои силы и возможности, гордиться тем,

    что он умеет делать.

    Для того чтобы начать работу по данной проблеме, я провела с детьми диагностирование по всем трем направлениям.

    Диагностирование детей по направлению «Я - есть»

    Цель: помочь ребенку осознать свои особенности, неповторимость, отличие от других, развивать в детях чувство самоуважения, собственного достоинства.

    Диагностирование детей по направлению «Мой организм»

    Цель: заложить основу системных знаний о своем организме, воспитывать правильное отношение к своему организму.

    Диагностирование детей по направлению «Здоровый образ жизни».

    Цель: формировать устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, окружающим людям, расширить знания детей о пользе и вреде здоровью.

                           РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.

    В результате диагностирования детей по всем трем направлениям были получены следующие результаты (Приложение №1).

    Процесс познания ребенком самого себя будет полным только в том случае, когда ребенок имеет возможность реализовать свои знания в


    разнообразной деятельности. Но, в свою очередь, излагаемые знания должны его к этому побуждать, стимулировать его активность.

    Скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.

    В соответствии с содержанием различного материала, его особенностями определяется стержневая деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - упражнение, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т.е. дополняют то, что не дает стержневая деятельность. Формы работы -коллективные, подгрупповые, индивидуальные. В своей работе по данной теме отдаю предпочтение методам поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным. Решая задачи развития представлений у детей по всем трем направлениям, использовались игры различного содержания, упражнения, занятия, задания для наблюдений, опытов. Например, для расширения представлений о своем теле - проводились занятия по темам: «Внутренние органы», «Наши помощники», знакомство со схематическим изображением человека. Так же развивалось представление о своей семье через игры «Маленькие помощники», «Кто больше назовет действий», через беседы: «Выходной в семье», «Семейная фотография». При помощи игр-иммитаций «Запомни мое лицо», «Кто лучше покажет позу», «Помирились-поссорились» у детей развивалось умение понимать эмоции других людей. Для развития представлений детей о принадлежности к женскому и мужскому полу, особенности их поведения использовались дидактическая игра: «Мальчик или девочка», упражнение «Знакомство». Формируя представления детей о пользе и влиянии на организм физических упражнений, объяснялось, какую роль играет упражнение на тот или иной орган человека.


    Все это проводилось во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на занятиях, на прогулке и, обязательно в вечерний отрезок времени.

    В решение данной проблемы вовлечены и родители. Информационная работа по данной теме проводится ежемесячно в виде анкет, консультаций, информационных листов и т. д., которые помещаются в «Уголок здоровья». Расположенный в группе, по таким темам, как «Будь здоров, малыш!», «Общение мальчиков и девочек», «Питание и здоровье дошкольника», «Тайная сила рук» (техника точечного массажа), «Упражнения для укрепления глаз», «тест-анкета» для выявления предрасположенности ребенка к различным видам деятельности.

    Вывод:

    На данный период дети имеют представление по направлению «Я - есть»: о себе, о чувствах самоуважения, собственного достоинства, о своих личностных качествах и отличительных особенностях (имя, отчество, фамилия). Об общем ходе возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек), проявлений возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; знают о семье, родственных отношениях, о культурных традициях своей семьи.

    По направлению «Мой организм» знают о своем организме, о назначении различных органов человека, что у каждого органа свои определенные функции и назначения, и ни один орган не может существовать без другого. Организм - единое целое. Если заболел - необходима помощь врача.

    По направлению «Здоровый образ жизни» имеет устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, к окружающим людям и вредным привычкам и поступкам; могут уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей. Знают, как бороться с микробами, оказывать помощь


    нуждающимся в ней, проявляя при этом чуткость, доброжелательность, сочувствие. Данные знания по всем трем направлениям дети с легкостью могут применить на практике как в детском саду, с друзьями, так и в семье.

    Перспективные задачи:

     По направлению «Я»:

    1. развивать умение обращать внимание на свои переживания, свои
      поступки, отношения к другим;
    2. систематизировать знания детей о семье, уважение и любовь к родным
      людям, гордость за свою семью, ответственность за свое здоровье и
      бережное отношение к нему;
    3. способствовать активному развитию аналитико-синтетической
      деятельности у детей, развитию образного мышления.

    По направлению «Мой организм»:

    1. активизировать знания о развитии того или иного органа;
    2. расширять представление детей о мире медицины, ее достижениях.

    По направлению «Здоровый образ жизни»:

    1. учить заботится о своем здоровье и окружающих, о необходимости
      посещения врачей;
    2. расширять и укреплять знания о правилах безопасного поведения,
      отрабатывать их в игре и на практике.

    Приложение №1

    1. Диагностика по направлению «Я - есть».

    1. высокий
      ■ средний
    2. низкий

    сент.2010г.   янв.2011г.

    2.Диагностика по направлению «Мой организм».

    □ высокий ■ средний

         НИЗКИЙ

    сент.2010г.   янв.2011г.


    З.Диагностика по направлению «Здоровый образ жизни».

                                                                                                                                                                   □        Высокий

     ■ Средний

       Низкий

                                                                                                                                                               

             

     

                         



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект Тема: «Сюжетно ролевая игра как одно из условий социально личностных отношений детей»

    Игра-это не просто деятельность с различными игрушками и предметами.В игре моделируются социальные отношения и именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстник...

    Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника

    Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    В материале содержится информация о формирование у детей  дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений  и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....

    ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

       По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычн...

    Формирование основ безопасности и жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника

    В статье рассказано о правилах поведения ребёнка, от которых зависит его здоровье и безопасность....

    «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».

    Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...

    Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

    Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....