Программа по работе с родителями, детей с ограниченными возможностями
материал по теме

Программа осуществляется в рамках Лекотеки в ГБОУ № 300. Работа направленная на работу с родителями имеющих детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

структурного подразделения «Лекотека»

ГБОУ д/с № 300

               

Программу разработали:

Руководитель структурного подразделения,

педагог-психолог – Семенова И.С.

Социальный педагог,

педагог-психолог – Мусалова Е.А.

  1. Пояснительная записка

В Лекотеке д/с № 300 одним из основных направлений  деятельности является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.  

Появление ребенка с проблемами  в развитии для любой семьи – сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной  помощи, в объективной информации, в психологической поддержке.

Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей  активной жизненной позиции в  преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.

Умение  наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех  в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи,  стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие – взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов.

Принципы взаимодействия специалистов и  семьи:

  1. Усилия специалистов  направлены на поддержку семьи, поскольку именно она играет в жизни ребенка главную роль.
  2. Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения  ребенка  составляется совместно с родителями, с учетом особенностей  развития  ребенка.
  3. Родители знакомятся  с  необходимым коррекционным и развивающим материалом (литературой, игровыми пособиями, игрушками), выполняют рекомендации специалистов в домашних условиях.
  4. Коррекционное взаимодействие специалистов и родителей с ребенком осуществляется посредством создания игровой среды.
  5. Занятия специалистов с ребенком проводятся совместно с родителями.
  6. Между Лекотекой д/с № 300 и родителями заключается Родительский договор.

Работа с родителями проводится в индивидуальной и групповой форме.

2. Индивидуальная работа с родителями

  1. Изучение проблем семьи (составление  социально-психологической карты, социального паспорта семьи)
  2. Индивидуальная работа с родителем (обучение родителей техникам взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии по программе «Российская лекотека»)
  3. Консультирование (по запросу родителей)

Изучение проблем и ресурсов семьи, понимание, какая помощь необходима  членам семьи – важная составляющая работы специалиста с семьей. С данной целью   нами разработана социально-психологическая карта семьи (см. Приложение), которая заполняется родителем совместно с психологом или социальным педагогом (за основу взята карта, описанная в книге М.Селигман,  Р.Б.Дарлинг «Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями в развитии»). Само по себе заполнение этой карты уже несет в себе психотерапевтический эффект, так как позволяет родителю  более  конкретно осознать проблемы ребенка и семьи,  и понять, насколько гармонично семья включена в социум.  

Анализ карты специалистом совместно с родителем позволяет получить не только информацию, но и выявить ресурсы семьи, стрессовый фактор, а также наметить пути помощи членам семьи. Данную карту можно использовать и как психокоррекционный метод, например, предложить родителю составить желаемую карту или карту будущего. Творческий подход в работе с социально-психологической картой позволяет специалисту совместно с родителем увидеть и обсудить дальнейшую  перспективу как для ребенка, так для родителя.

Социальным педагогом составляется вместе с родителем социальный паспорт семьи (бланк в Приложении).

На индивидуальных консультациях родителям оказывается психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка, обсуждаются актуальные для родителя вопросы.

Во время индивидуальной работы родители обучаются навыкам игрового взаимодействия с ребенком, а также отрабатываются стратеги и тактики общения, проводится работа по нормализации родительско-детских отношений. Наиболее полно данная работа представлена в программе «Российская Лекотека».

3. Групповая работа с родителями

  1. Лекторий
  2. Проблемно - ориентированная родительская группа

Лекторий для родителей «Воспитание «особого» ребенка»

Темы

- «Играем вместе с ребенком: создание предметно-игровой среды для «особого» ребенка»

- «Речевое развитие ребенка: игры и упражнения для развития речи»

- «Формирование навыков самообслуживания»

- «Игры и упражнения для развития моторики в повседневной жизни ребенка»

- «Применение методов глобальной коммуникации для обучения детей, имеющих проблемы в развитии».

- «Помоги мне стать самостоятельным: как развивать самостоятельность у ребенка»

Периодичность проведения лектория – 1 раз в месяц (по календарному плану работы подразделения), ведущие – специалисты Лекотеки. По материалам лектория оформляется информационные  папки для ознакомления родителями, которые не смогли посетить занятие.

Проблемно-ориентированная родительская группа

Данная группа создается с целью обсуждения актуальных проблем родителей  и мобилизации их внутренних ресурсов на решение жизненных трудностей, связанных с воспитанием ребенка.   Задачи:

  1. Обмен опытом между родителями по вопросам воспитания ребенка с нарушениями развития;
  1. Повышение самооценки и самосознания родителя;
  2. Оказание психологической поддержки;
  3. Формирование активной жизненной позиции родителя.

Встречи группы проводятся в доброжелательной, комфортной обстановке. Периодичность встреч зависит от запроса и возможностей родителей (примерно 1-2 раза месяц.)

Направление работы с группой

Направление

На что направлено

Ожидаемый результат

Личностная сфера

Осознание родителем личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Повышение уровня самооценки и самосознания родителя, принятия ответственности на себя в решении жизненных вопросов

Общение

Оптимизация межличностных взаимоотношений

Развитие психологических возможностей, коммуникативных способностей, расширения круга общения, активность  и самостоятельность в поиске необходимой помощи.

Информация

Приобретение новых знаний

Получение нового опыта, активная жизненная позиция.

Помощь участников проблемно-ориентированной группы заключается в том, чтобы дать друг другу стимул к самостоятельности и активности, к тому, чтобы у родителей желание активно помогать процессу социально-психологической коррекции своего ребенка.

Примерные темы, предлагаемые для обсуждения:

«Как играть с ребенком»

«Как научить ребенка самостоятельности»

«Роль отца в воспитании ребенка»

«Свободное время мамы»

4.Информационно-методические материалы для работы с родителями

  1. Рекомендуемая литература для родителей:
  1. «Обычные семьи, особые дети» /Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг/ 2007г.
  2. «Вестник по вопросам семьи и детства»/№10-11/ 2004г.
  3. «Путеводитель по учреждениям социальной защиты населения»
  4.  «Семья и работа» (Трудовые права беременных женщин и работающих родителей) 2008г.
  5. «Растем вместе с семьей» /Правительство Москвы, МГД/  2007г.
  6. «Вместе с Москвой – дружной семьей» 2008г.
  7. «Семьеведение» /Н.Ф. Дивицина/ 2006г.
  8. «Воспитание ребенка в неполной семье» /Я.Т. Николаева/ 2006г.
  9. «В стороне. (из опыта работы с аутичными детьми)» /И.Б. Карвасарская/ 2003г.
  10. «Дневник развития ребенка от рождения до 3-х лет» /А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина/ 2001 г.
  11. «В мире детских эмоции» /Т.А. Данилина, В.Я. Зедгинидзе, Н.М. Степина/ 2004г.
  12. «Социальная адаптация детей раннего возраста Синдромом Дауна»
  13. «Психология семьи и больной ребенок» /И.В. Добряков, О.В. Защиринская/
  14. «150 развивающих игр для дошкольников.  Играй и учись! от 3х. до 6 лет» /Пенни Уорнер/ 2007г.
  15. «125 развивающих игр (от 1до 3лет)» /Джеки Силберг/ 2008г.
  16. «Как развивается  ваш ребенок?» /Эрнст Й. Кипхард/2006 г.

  1. Сайты
  1. www invalid.ru
  2. www lekoteka.ru

  1. Методические папки
  1. Копилка игр (описание развивающих игр)
  2. Играя, развиваем, обучаем, воспитываем (рекомендации для родителей)
  3. Сборник  коррекционно -образовательных учреждений  г. Москвы

5. Приложения

  1. Анкеты
  2. Бланк социально-психологической карты
  3. Бланк социального паспорта
  4. Советы родителям, правила
  5. Протокол обследования родителей

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения ________________________________

Адрес, телефон __________________________________________________________

  1. Родители:

Мать (Ф.И.О.) __________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

Отец (Ф.И.О.) ___________________________________________________________

Возраст __________________________

Образование ______________________профессия ____________________________

Место работы ___________________________________________________________

  1. Состав семьи _______(чел.)                 Семья: полная/неполная

Другие ближайшие родственники ребенка (братья, сетстры, бабушки, дедушки) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Психологический климат в семье:

- гармоничные взаимоотношения

- частые конфликты

- затруднясь ответить

- другое ________________________________________________________________

5. Кто в семье преимущественно занимается воспитанием ребенка? ________________________

6. В какое время Ваш ребенок наиболее активен? (укажите время):

1-я половина дня ______________________ 2-я половина дня _________________________

7. Дневной сон ребенка (укажите время) __________________________________________

8. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

добрый                                любознательный

ласковый                                жизнерадостный

внимательный                        спокойный

послушный                                покладистый

заботливый                                самостоятельный

аккуратный                                общительный

другое ______________________________________________________________________

9. Какие отрицательные черты присущи Вашему ребенку? (подчеркните)

бросает предметы на пол

не выполняет просьбы взрослых

часто раздражителен

бьет и кусает сверстников

командует взрослыми

кричит, топает ногами

упрямится

другое _______________________________________________________________________

10. Ребенок чаще играет:

- со взрослыми

- с детьми

- в одиночестве

11. С какими предметами и игрушками любит заниматься Ваш ребенок?

Куклы                                                вода

Кубики                                        крупа

Мячи                                                песок

Машинки                                        бумага

Резиновые игрушки                                фломастеры

Меховые игрушки                                мамина косметика

Игрушки на веревочке                        детская и взрослая одежда

Пластмассовые банки с крышками        Коробки, хозяйственные предметы (посуда и т.д.

Другое _______________________________________________________________________

12. Какие навыки, на Ваш взгляд, необходимо развивать у Вашего ребенка:

- общение со сверстниками

- общение со взрослыми

- навыки самообслуживания

- игровую деятельность

- развивать речь

- развивать интеллект

- развивать любознательность

- развивать творческие способности

- кроме этого __________________________________________________________________

13. Какая помощь для Вас актуальна в данный момент?

- психолого-педагогическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка;

- помощь в оформлении документов, льгот и т.д.

- информационная (какая именно?) _______________________________________________

- другая (укажите какая) ________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В «Лекотеке» планируется работа специалистов в форме родительских встреч «Искусство быть семьей» (лекторий, тренинги, консультации).

        Предлагаем Вам принять участие и высказать Ваше мнение о планируемых мероприятиях.

  1. Хотели бы Вы посещать занятия для родителей?

ДА                НЕТ

  1. С какой периодичностью Вы можете посещать мероприятия:

- 1 раз в неделю

- 1 раз в две недели

- 1 раз в месяц

  1. Какие проблемы для Вас актуальны в настоящее время:

- взаимодействие с ребенком (проблемы общения, поведения ребенка)

- взаимоотношения в семье

- личное время родителя

- хобби, досуг семьи

другое:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие темы Вам интересны:

 «Как играть с ребенком»

«Как научить ребенка самостоятельности»

«Роль отца в воспитании ребенка»

«Свободное время мамы»

Другие темы (укажите какие) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Опросник для родителей

Уважаемые родители! С целью отслеживания динамики в развитии Вашего ребенка, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Ф.И.О. родителя _____________________________________________________________

Дата заполнения ____________________________

  1. С каким настроением Ваш ребенок идет в ЛЕКОТЕКУ?

- с хорошим,  идет с желанием;

- не хочет идти, капризничает;

- бывает по-разному;

- другое ________________________________________________________________

  1. Какие изменения (как положительные, так и отрицательные) Вы наблюдаете у ребенка с начала посещения ЛЕКОТЕКИ? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как изменилась игровая деятельность Вашего ребенка?

- игры ребенка стали разнообразнее;

- ребенок стал играть с игрушками, с которыми раньше не играл (укажите, с какими) ________________________________________________________________

- ребенок стал привлекать к совместным играм маму, папу, других родственников;

- ребенок стал активнее использовать речь во время игры (комментировать игровые действия, вступать в диалог с партнером по игре);

- другое _______________________________________________________________

  1. Оцените по 5-ти бальной шкале психолого-педагогическую помощь, оказываемую Вашему ребенку специалистами ЛЕКОТЕКИ

1       2       3       4     5

  1. Оцените по 5-ти бальной шкале психолого-педагогическую помощь, оказываемую Вам по вопросам воспитания и развития ребенка (рекомендации, беседы, консультации, методические материалы)

1       2       3       4     5

  1. Ваши замечания, предложения, пожелания по организации работы ЛЕКОТЕКИ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Социальный паспорт семьи

Ф.И.О.       ___________________________________________________________________

(ребенка) ____________________________________________________________________

Наличие инвалидности (имеется или нет)_______________________________________

Адрес постоянного или временного проживания (подчеркнуть):

Город ___________________  улица______________________________________________

Дом ______ квартира _______ контактный телефон ______________________________

Социально-бытовой статус:

1.Ребенок родной ________________ усыновление____________ опека ______________

2.Бытовые условия проживания:

 отдельная квартира, комната в коммун. кв-ре, арендуемая кв-ра (подчеркнуть)

 Этаж ________ Лифт ___________

Наличие необходимой предметной среды(степень ее приспособленности для жизнедеятельности и личного развития ребёнка)_______________________________

___________________________________________________________________________

Обеспечение ребенка индивидуальными средствами реабилитации (при наличии мед.показаний)____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально- средовой статус:

1.Состав семьи (кол-во членов семьи проживающих на одной площади:




2.Социальный состав семьи: многодетная, полная, неполная (подчеркнуть)

3.Какой по счету брак для каждого из родителей_________________________________

4. Родители:

Мать Ф.И.О. ___________________________________________ возраст_______________

Образование __________________ Место работы _________________________________

Должность____________________ Режим рабочего дня_____________________________

Отец Ф.И.О. ___________________________________________возраст________________

Образование __________________ Место работы _________________________________

Должность____________________ Режим рабочего дня____________________________

5. Старшее поколение семьи

Бабушка Ф.И.О. ________________________________________ возраст______________

Образование __________________ Место работы_________________________________

Должность____________________

Отец Ф.И.О. ___________________________________________возраст_______________

Образование __________________ Место работы ________________________________

Должность____________________

6. Сестры и братья:

Количество     __________________________     Возраст    _________________________

Состояние здоровья __________________________________________________________

7. Психоэмоциональная  атмосфера в семье: спокойная, конфликтная (подчеркнуть)

____________________________________________________________________________

8.В каких лечебных учреждениях наблюдается и получает медицинскую помощь ребенок_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9.Материальное обеспечение:

Пособия____________________________________________________________________

Льготы_____________________________________________________________________

Оздоровительные путевки____________________________________________________

Другие источники доходов__________________________________________________

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.
  15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Советы Хеймо Лангинвайния (опубликованные в книге «Пегас», изданной Союзом инвалидов в Финляндии).

Самолечение утомления

  1. Перестаньте отрицать проблему. Остановитесь. Поразмышляйте. Выслушайте свой организм, свои мысли и чувства. Вам разрешено быть усталой.
  2. Не уединяйтесь, завяжите контакты с другими. Не делайте все сами.
  3. Изменяйте условия или уходите.
  4. Снизьте скорость и отдохните. Старайтесь найти важнейшие проблемы и решайте их.
  5. Научитесь говорить нет. Говорите только за себя и откажитесь от неумеренных просьб.
  6. Научитесь отдавать. Не старайтесь все делать сами. Отдайте другим часть Ваших забот.
  7. Переоцените Ваше достоинство. Оберегайте силы, сосредоточиваясь только на существенном.
  8. Старайтесь быть умеренным во всех областях жизни. Осознайте собственные желания, связанные с Вашей личной жизнью и работой.
  9. Заботьтесь о своем физическом здоровье. Правильно питайтесь, достаточно спите, проходите регулярно медосмотры.
  10. Не волнуйтесь напрасно. Напрасные переживания ничего не меняют. Научитесь терпеть неудачи. Сохраняйте Ваше чувство юмора и завяжите контакты с хорошими, интересными  людьми. Будьте разумно ленивыми. Заботьтесь о своем психическом здоровье.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Целью деятельности Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей до 7  лет с нарушениями в развитии для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

  1. В Лекотеку принимаются дети до 7 лет по заявлению родителей (законных представителей), на основании заключения окружной психолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровья ребенка.

  1. Занятия с детьми в Лекотеке проводятся специалистами в индивидуальной или групповой форме, не реже 2-х раз в неделю, в сопровождении родителей. Продолжительность занятия зависит от психофизического и психоэмоционального состояния ребенка (не более 40 мин.)

  1. Родители принимают активное участие в занятиях, повышают свою психолого-педагогическую компетенцию (посещают консультации специалистов, родительские собрания,  выполняют рекомендации специалистов, изучают психолого-педагогическую литературу и т.д.).

  1. Для составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка  и отслеживания динамики развития проводится  психолого-педагогическое обследование ребенка.

  1. С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде социальный педагог (или педагог-психолог) осуществляет выезд на дом воспитанников 2 раза в год по согласованию с родителями.

  1. При посещении Лекотеки ребенку и родителям обязательно иметь сменную обувь, при необходимости – комплект сменного белья, индивидуальные средства гигиены для ухода за ребенком.

  1. Своевременно сообщать специалистам Лекотеки о болезни ребенка или невозможности посещать занятия по уважительной причине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Сообщение к Педагогическому совету Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

   Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.     Работе с родителями детей с О...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....

Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...