Доклад к педсовету
методическая разработка (средняя группа) по теме

Исакина Татьяна Владимировна

Тема: Умственное развитие старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умственное развитие старших дошкольников.

После пяти с половиной лет, когда на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление у всех детей, кроме левшей, в связи с тем, что ребенок осознал себя как личность, и это может выразить словами, владея почти в совершенстве речью, способность к творчеству заметно угасает, у некоторых детей совсем, как будто бы они спустились с облаков на землю. Ребёнок способен сочинять не только сказки. Он перескажет книгу или фильм и отразит все то, что видит, а не то, что знал, — и это уже качественно новая ступень в его развитии. Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Ребенок  способен по отдельным признакам объединить предметы, оценивая их различия и сходство. Он уже может Вам толково объяснить, чем отличается, к примеру, стрекоза от бабочки, пчела от мухи. Ребенок открывает мир. После пяти малыш интересуется не только названием предмета, но также из чего он сделан (дерево, стекло). Он уже Твердо знает то, что мяч резиновый, а кукла — из пластмассы. У ребёнка есть даже собственное представление о всевозможных окружающих его физических явлениях. Он объяснит Вам, что такое электричество, магнит. Его воображение претерпевает значительные качественные изменения.

 Ребёнок становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляя требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Помимо времени он ориентируется также и в пространстве: на улице, в знакомом помещении, в своей квартире. Он знает, что такое кинотеатр, аптека, магазин, где покупают книги, где игрушки.

 Ребёнок прекрасно знает, что такое правда, и в то же время нам рассказывает небылицы, граничащие с ложью, хотя обычно осуждает ложь у других. И все-таки он честен, наивен, чист и даже благороден. К шести годам ребенок обычно уже имеет собственное представление о красоте. На цыпочках он входит в мир прекрасного: музеев, театров. Он с удовольствием прослушивает детские диски, заучивает песни. Ребёнок не просто любит театр, праздники. А сам пытается сыграть роль, обычно перевоплощаясь без усилий. Но если ему было раньше безразлично, какую взять на себя роль, теперь он хочет только положительную.

К шести годам ребенка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к краскам. Он с удовольствием рисует сам. На занятиях по рисованию пытается срисовывать с натуры, придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка возможно оценить развитие ребенка. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Рассматривая их, Вы можете узнать гораздо больше о собственном ребенке, чем знаете о нем. общаясь с ним. Теперь уже малыш рисует человека почти таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы видеть; с ушами, чтобы слышать; ртом, чтобы есть, говорить, и носом, чтобы нюхать. У человека начинает появляться шея. На нем - одежда, обувь. Ребенок вырисовывает многие детали. Чем больше мы находим сходства у нарисованного человека с настоящим, тем развитее  ребенок и лучше подготовлен к школе.

Труднее всего спрятать страх, который является во сне в виде тревожных сновидений и беспокоит ребёнка. К шести годам, вдруг осознав смысл  рождения и смерти, ребенок делает открытие, что он, как и другие, может умереть, причем не, только от болезней, но также от несчастных случаев, стихийных бедствий, странных обстоятельств. Смотря все время дома телевизор, ребёнок пугается воров, убийц и похитителей. Его волнует смерть чужих людей.

С пяти лет дети уже твердо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В пять лет в воспитании мальчика необходимо доминировать отцу, а девочки — конечно, матери. Отец воспитывает мужественность, мама — женственность. И с детства впитывая эти качества, малыш сумеет пронести их через всю сознательную жизнь. В шесть лет ребенку уже надо рассказать в доступной ему форме о том, как дети появляются на свет, где он родился, как и почему. Малыш дорос до понимания и этой тайны. Гораздо лучше, если он о ней узнает от родителей, чем от детей, играя во дворе. После пяти лет частные общения со сверстниками нередко переходят в дружеские отношения. У  ребенка появляются друзья. Он большую часть времени проводит с ними, и отношения партнерства между родителями и детьми сменяются взаимным отдалением.

 Немаловажную роль в умственном развитии ребенка играет речь. К концу шестого года у  ребенка словарный запас в среднем составляет четыре тысячи слов или даже больше, пассивный словарь превышает эту цифру. Ребенок бегло излагает свои мысли. Без труда находит в тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Он может подобрать синонимы, антонимы, определения, эпитеты, сравнения и уловить смысл простых пословиц, поговорок. Способен оценить, как исполнялся стих. Найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя. Обычно в этом возрасте ошибки у детей чаще всего морфологические. Ребенок путает родительный падеж во множественном числе существительных. К примеру, вместо выражения «нет ламп», он говорит «нет лампов».  Ребёнок пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает и вычитает в пределах десяти. Свои познания он применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. Ребёнок осваивает сложные игрушки, компьютер, компьютерные игры. Ребенок может больше часа играть не отрываясь на улице, отдав предпочтение спортивным играм.

К шести годам ребёнок уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен. Тщательно следит за внешним видом, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания. Он много знает, многое умеет. Ребёнок созрел для разных видов обучения как личность. Еще немного и... он станет первоклассником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...