До школы осталось три месяца.
статья (подготовительная группа) по теме

 

imageБыть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе –

Значить быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер, А. Л.Венгер

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_shkoly_ostalos_tri_mesyaca.....docx109.76 КБ
Файл kakie_rod_takie_i_deti.docx15.21 КБ
Microsoft Office document icon seminar_po_preemstvennosti.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

До школы осталось три месяца.

Как избежать проблемы при адаптации к школьным условиям?

Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе –

Значить быть готовым всему этому научиться.

Л.А. Венгер, А. Л.Венгер

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Летние месяцы пролетят как миг. Совсем скоро вы, утирая слезы умиления, будете любоваться своим первоклашкой во дворе школы. Но после первого сентября наступят будни, и станет ясно – был ли ребенок готов к школе.

        Выделяют несколько критериев готовности к школе:

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

ПОЧЕМУ ОН НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?

Именно этим вопросом начинают задаваться родители первоклассников, еще полгода, назад рвавшихся в школу.

 Попытаемся разобраться в причинах столь печального явления. Одна из них – это резкое изменение отношений ребенка с окружающим миром. До недавнего времени в жизни вашего ребенка царила Её Величество игра, которая по сути своей была непосредственной и импульсивной. А учеба требует от малыша, так называемого произвольного поведения, т.е. умения управлять своими действиями и поступками. Именно его часто и не хватает младшим школьникам. Почему?

Прежде всего, потому, что дети этого возраста часто не могут предвидеть последствия своих поступков. Поэтому первым условием формирования произвольного внимания является воспитание у ребенка умения видеть последствия своих поступков. Как это сделать? Постараться объяснить ребенку, к чему может привести тот или иной его поступок. Однако это не всё. В регулировании произвольного поведения огромную роль играет ещё и способность ставить цель и добиваться её. Помогите ребенку: не ругайте его за несделанное. Подбодрите его и предложите принять новое решение, но с учетом его реальных возможностей. Важно создать такие условия, при которых ваш ребенок действительно сможет добиться успеха. Чтобы выполнение уроков не казалось ребенку непосильной задачей, разбейте всё домашнее задание на порции, за выполнение каждой из них ребенок будет получать оценку.

Школьная жизнь с первых шагов – это очень непростое, но интересное приключение для вашего ребенка. И, как всякое приключение, она таит в себе не только новое впечатления и возможность познать окружающий мир, пребывание в ней сопряжено с опасностями и разочарованиями. Так постарайтесь же помочь своему сыну или дочери не потерять интерес к учению, не очерстветь и не замкнуться в самом себе. Пусть ребенок идет в школу с радостной улыбкой, а не потому, что его заставили или этого требует общество. И тогда все получится.

Кто знает, может быть сейчас в вашей семье растет будущий гений, и мы все будем гордится, что нам повезло жить с ним в одной стране…..

ТЕСТ НА ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

ПРОВЕРИМ СЛУХ, РЕЧЬ, ЛОГИКУ...

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

УМЕНИЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ПРАВИЛАМ И КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ?

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ КРИТЕРИЕВ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА?

УМЕЕТ ЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ?

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы – время, градусник – ... (температура)», «глаз – зрение, ухо – ... (слух)».

Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст.

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, поселок.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх - низ).

16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «сани», «зубы», «дубы», «сани», «зубы», «осы».

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмета).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 мин).

25.Сохранять стройную, хорошую осанку, в положении сидя.

Упражнения на развитие внимания, мышления, памяти:

1. Самое первое из них - упражнение на нахождение отличий. Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.

2. Для выполнения другого упражнения возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберите или переставьте. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.

3. Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно. 

4. Еще одно упражнение на развитие памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую вы ему показывали первоначально.

5. Развитию мышления отлично способствует игра "Что здесь лишнее?". Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается т остальных. Таким признаком может быть цвет, форма, размер или класс (например, дикие животные и домашние животные).

6. Наконец, для развития речи заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки, ил составлять рассказы по картинкам, а самое главное - как можно больше общайтесь со своим сыном или дочерью на самые разные темы.

 Литература:

  1. . Венгер Л.А,. Л.Венгер А.Л,Готов ли ваш ребенок к школе? М., «Знание», 1994г.
  2. Коноваленко С.В. До школы три месяца!?. Альбом заданий и упражнений.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64с.
  3. Рогов Л.А. Настольная книга практического психолога в образовании .М., «Владос», 1995г.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Какие родители - такие и дети»

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно

относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение

социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более

энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство

собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считаю что ребенку не следует

предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их

воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров

нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители

разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Темперамент

Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма. Наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Соотношение возбуждения и торможения, их быстроты и силы позволило ученым выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).

Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных

обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое.

Темперамент определяет динамику психической жизни, становление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо проявляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться воспитателями.

Учет темперамента необходим при организации жизнедеятельности группы, ее среды, начиная с расстановки мебели.

Например, для детей-сангвиников - жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, в группе выделяется пространство, где они могут организоваться для игр. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, для этого в группе необходимо иметь спортивный комплекс (качели, канат, кольца) или разнообразное физкультурное оборудование.

Флегматики - более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение. Для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться.

Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по возможности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения.

Меланхоликам дается время для сосредоточения, их чаще поощряют и подбадривают.

В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе партнера по желанию, независимо от темперамента. При этом основная задача воспитателей - разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпераментов.

Одна из важнейших задач работы детского сада - подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как умение начинать и заканчивать работу одновременно, работать в едином темпе. Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка.

Воспитатели должны помочь выпускникам в успешной адаптации к школьному обучению:

• учить ребенка-холерика и ребенка-сангвиника четко соблюдать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку;

• учить ребенка-меланхолика проявлять настойчивость, преодолевать неуверенность в себе; поощрять инициативу, отмечать его положительные черты, давать ему высказаться;

• вовлекать ребенка-флегматика в активную деятельность, создавать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми.

Используемая литература:

1. В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья» 2001г.;

2. А. Зотов «Как снизить агрессивность детей» Дошкольное воспитание, 2003г., № 8;

3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.



Предварительный просмотр:

 Проблемы преемственности
дошкольного и начального образования

      Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5—7 лет.
      Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
          Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
      Концепция преемственности дошкольного и начального образования базируется на следующих
принципах:
      — непрерывности развития ребенка;
      — общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
      — развития творческих способностей у детей;
      — развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
      — развития и укрепления здоровья личности;
      — развития духовно-нравственных убеждений личности;
      — развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
      — преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
      Основаниями для
реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
      — ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
      — создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
      — организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
      — подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
      — обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.      В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.

 В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
      — развитие эмоционально-волевой сферы;
      — развитие коммуникативных навыков;
      — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
      — сохранение здоровья дошкольников.
      Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом,
целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Основными
принципами подготовки к обучению являются:
      — единство развития, обучения и воспитания;
      — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
      — комплексный подход;
      — систематичность и последовательность;
      — вариативность и вариантность;
      — сознательность и творческая активность;
      — наглядность;
      — доступность и достаточность.
      В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается
игра и продуктивная деятельность.
      Основными
задачами подготовки к обучению являются:
      — охрана и укрепление здоровья;
      — развитие психических функций и качеств личности;
      — обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
      Содержание подготовки детей к обучению построено на
интегрированной основе.
      В основе
интеграции лежат следующие принципы:
      — интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
      — взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
      — широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
      — частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.

Готовность к обучению в школе

      К концу подготовительного периода у детей, как считают психологи 1, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.
      
Физиологическая готовность к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями. В основе критериев лежит способность ребенка переносить возросшие нагрузки, связанные с началом систематической учебной деятельности, интеллектуального и физического напряжения, т. е. ослабленные дети.
      
Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности, как считают психологи, связано с возрастным кризисом 6—7 лет. Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Он переживает переходную ступень: он уже не дошкольник, но еще и не школьник.
      Л. С. Выготский считал, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется прежде всего как утрата детской непосредственности. Л. С. Выготский предполагал, что такая потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Дифференциация становится возможной лишь тогда, когда возникает обобщение своих переживаний. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, представляют собой нечто целое. Переживания ребенка сиюминутны, они существуют как отдельные моменты жизни и являются относительно скоропреходящими. Ребенок начинает манерничать, кривляться, капризничать. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное: ребенок строит из себя шута. В 6—7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я голоден», «я сердит», «я добрый», «я злой» и т. д. 6—7-летний открывает сам факт своих переживаний. Отсюда возникают некоторые особенности, характеризующие кризис 6—7 лет.
      Переживания приобретают смысл, благодаря которым у ребенка возникает новое отношение к себе.
      Рассмотрев кризис 6—7 лет, можно сделать следующий вывод: за внешними проявлениями — кривлянием, манерничаньем, капризами, которые наблюдаются в этом возрасте, — лежит потеря ребенком непосредственности; потеря непосредственности есть следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни; дифференциация возможна тогда, когда возникает обобщение переживаний; на основе такого обобщения у ребенка впервые появляется самооценка, ребенок вступает в новый период жизни, в котором начинают формироваться первые моменты самосознания. Одной из причин формирования самосознания является изменение отношения к среде.
      Появление кризиса в 6—7 лет говорит о возникновении социальной готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка происходит формирование его внутренней социальной позиции.
      
Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств.
      Сформированность личностной и социально-психологической готовности ребенка к школе предполагает наличие новой «внутренней позиции школьника». Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых условиях. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
      Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.
      Целью подготовки к обучению в предлагаемой концепции является всестороннее развитие детей 5-летнего возраста, позволяющее им успешно овладеть школьной программой.
      Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.
      Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

С соответствии с действующими программами обучения и воспитания детей в дошкольных учебных учреждениях, шестилетний ребенок дол жен иметь такие знания и навыки:

МАТЕМАТИКА

  1. Различать и правильно называть цифры от 1 до 10.
  2. Считать предметы в пределах десяти (линейно, по кругу, хаотически).
  3. Знать состав числа в пределах пяти.
  4. Сравнивать количество предметов, делать из неодинакового количества предметов одинаковое.
  5. Знать понятие «пара».
  6. Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, весу. Располагать их в порядке увеличения (уменьшения).
  7. Измерять предметы с помощью условной мерки.
  8. Различать геометрические фигуры и находить похожие на них предметы:

- плоские: круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник;

- объемные: куб, шар, цилиндр.

9. Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов, пользоваться планом-схемой.

10. Знать понятие «слева», «справа», «вверху», «внизу».

11. Знать названия дней недели.

12. Различать понятие «сейчас», «впоследствии», «раньше», «позже».

13. На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут также попро сить продемонстрировать такие дополнительные знания и навыки:

14. Различать количественный и порядковый счет.

15. Различать и правильно называть по порядку числа от любого числа в пределах 20.

16. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

17. Ориентироваться в счете в пределах 100. Считать до 100 десятками.

18. Уметь соотносить число с количеством предметов.

19. Считать предметы в пределах 20.

20. Знать состав числа в пределах 10.

21. Уметь решать простые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 20.

22. Понимать отличие между цифрами и числами.

23. Понимать отношение между числами в пределах 20, использовать знаки «+», «—», «>», «<», «=».

24. Знать единицы измерения: килограмм, литр, метр, сантиметр, час, минута.

25. Знать, что в неделе семь дней, в месяце — четыре недели, в году — двенадцать месяцев.

26. Определять по календарю число и месяц.

27. Определять время по часам (с точностью до получаса).

ЛОГИКА

  1. Владеть элементарными приемами классификации: объединять предметы по общим признакам, делить их на группы, находить лишний предмет в группе.
  2. Владеть приемами сравнения: умением устанавливать признаки сходства и отличия между предметами и явлениями (по количеству, длине, ширине, толщине, высоте, объему, внешним признакам).
  3. Владеть приемами систематизации: умением располагать предметы в опре деленном порядке, устанавливать между ними определенную последова тельность на основании двух и более признаков.
  4. Уметь рассуждать: обосновывать, доказывать и отстаивать правильность своих мыслей, используя при этом связки «и...», «...если, то...», «...потому, что...».
  5. Делать правильные выводы на основе предложенных ситуаций или условий.
  6. Владеть навыками решения логических задач, находить логические ошибки на рисунках.
  7. Уметь воспроизводить последовательность действий и составлять связный рассказ по картинкам

ВНИМАНИЕ

  1. Иметь устойчивое внимание (уметь выполнять задания, не отвлекаясь, в течение приблизительно 15 минут).
  2. Уметь находить 5—7 отличий между предметами.
  3. Уметь держать в поле зрения б—8 предметов.
  4. Уметь находить 5—7 пар одинаковых предметов.
  5. Уметь выполнять задания по образцу.
  6. Уметь копировать узор или движение.
  7. На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут также попросить продемонстрировать такие дополнительные знания и навыки:
  8. Находить нужные цифры, буквы и даже слова среди ряда других цифр, букв, слов.
  9. Находить лишние буквы в словах.
  10. Ориентироваться в понятиях «сзади — спереди», «сверху — снизу», «слева — справа» в разных, не совсем обычных ситуациях.
  11. Уметь отличать на слух нужные цифры, буквы, слова из их общего потока.

ПАМЯТЬ

  1. Запоминать б—8 предложенных слов или предметов.
  2. Запоминать ряды цифр (4—6) зрительно или на слух.
  3. Запоминать фразы из 8—10 слов и повторять их.
  4. Запоминать и рассказывать стихи, считалки, загадки.
  5. Пересказывать близко к тексту сказки и рассказы.
  6. Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

  1. Иметь развитые гибкость, координацию и слаженность работы рук.
  2. Завязывать узлы и бантики. Шнуровать обувь. Застегивать пуговицы.
  3. Лепить из пластилина, работать с конструктором, по образцу складывать фигуры из бумаги (кораблик, самолет).
  4. Вырезать ножницами несложные фигуры из бумаги, делать аппликации.
  5. Складывать пазлы без посторонней помощи.
  6. Правильно держать карандаш, ручку, кисточку. Регулировать силу давления на письменную принадлежность, контролировать направление и наклон во время письма и рисования. Правильно сидеть за столом.
  7. Иметь развитый глазомер (определять центр, середину фигур и листа бумаги, сравнивать расстояние между изображенными предметами и их относительные размеры).
  8. Обладать развитым пространственным воображением (слева, справа, вверху, внизу).
  9. Обладать навыками разных видов штрихования прямыми и плавными кривыми линиями готовых контуров.
  10. Во время раскрашивания и штрихования не выходить за контуры рисунков.
  11.  Обводить рисунки по пунктиру или по контурной линии.
  12. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков.

На собеседовании при поступлении в школу ребенка могут попросить продемонстрировать некоторые дополнительные знания и навыки:

  1. Передавать на рисунке форму предмета, пропорции, расположение частей.
  2. Располагать изображения предметов на листе бумаги в определенном порядке.
  3. Копировать простые рисунки.
  4. Писать буквенные и графические элементы на странице в клеточке и косую линию.
  5. Писать печатные буквы и цифры на странице в клеточку.
  6. Писать слова и простые предложения печатными буквами.
  7. Переписывать печатными буквами 2—3 предложения с доски, из книги, под диктовку.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  1. Понимать и употреблять слова, обозначающие названия предметов, признаки уметов и действий, связанных с темами: «Я сам», «Семья», «Семейные отношения», «Морально-этические отношения между людьми», «Народные изделия», «Русские наряды и традиции», «Дорожное движение», «Пригла шаем в гости», «Спорт», «Профессии», «Детский сад», «Культура», «Люди», «Быт, мебель, одежда, обувь».
  2. Самостоятельно подбирать антонимы, синонимы, сравнения, родственные слова.
  3. Уметь отличать на слух и правильно произносить звуки родной речи.
  4. Вести диалог на предложенные темы, используя традиционные обороты речи.
  5. Самостоятельно, полно, последовательно и логично составлять рассказы из 7—10 предложений, опираясь на картинки или по памяти.
  6. Свободно и близко к тексту пересказывать небольшие литературные произведе ния (полностью, по частям, выборочно).
  7. Употреблять в разговоре простые и сложные предложения, прямую и косвенную - речь, образные слова, эпитеты, сравнения.
  8. Составлять предложения и словосочетания из предложенных слов. Иметь представление о вопросительных, повествовательных и восклицательных пред ложениях.
  9. Выполнять различные упражнения на словообразование. Объяснять смысл поговорок и фразеологизмов.
  10. Отвечать на вопросы по содержанию сказки, фильма, картины и т. д.
  11. Повторять скороговорки, отгадывать загадки, знать и выразительно рассказы вать несколько стихотворений.
  12. Знать этические нормы общения.
  13. Активный словарь ребенка должен насчитывать до 5000 слов.

Переход в начальную школу

      Начальное школьное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от последующих этапов образования: в начальной школе начинается первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; происходит становление самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности — учебной; закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и углубляются в основной школе.
      Начальное образование является базой всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям.
      В связи с этим перед начальной школой стоят
следующие задачи:
      — научить приемам учебной деятельности;
      — развить интеллектуальные, духовные и физические задатки;
      — сформировать познавательные процессы;
      — помочь реализовывать интересы и склонности;
      — выработать личные нравственные убеждения;
      — сформировать бережное и заботливое отношение к окружающей среде;
      — сформировать навыки общественного поведения;
      — сформировать стремление брать на себя ответственность;
      — научить пониманию, знанию и приемам деятельности в коллективе;
      — воспитать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
      — создать условия для успешного перехода в основную общеобразовательную школу;
      — создать условия для развития у обучаемых независимого творческого мышления;
      — создать условия для развития учеников, обладающих разными способностями и возможностями.

 Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Интеллектуальное развитие не сводится к сумме усвоенных ребенком знаний, умений, хотя это тоже немаловажный факт. Родители часто удивляются, когда ребенок, умеющий читать, писать, считать, оказывается не готов к школьному обучению. Приведем пример с овладением ребенком порядковым счетом. Воспроизведение заученной по памяти последовательности чисел (умение считать до определенного числа) не означает, что ребенок готов к усвоению математики. Главное — это развитие мыслительных операций: сравнения, комбинирования, анализа, внутреннего плана действий (действия в уме), обобщения, умений выделять существенное в предметах, понятиях и явлениях окружающего мира, производить классификацию понятий. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую последовательность. У ребенка должны быть развиты процессы восприятия формы, цвета, величины предмета (знание основного набора фигур, основного цветового спектра), целостности образа (умение видеть целое раньше частей).
      Среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:
      — когнитивная (интеллектуальная) готовность — словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), обучаемость (ориентация на зону ближайшего развития — усвоение нового с помощью взрослого);
      — эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией);
      — личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
      Методы диагностики критериев готовности ребенка к школьному обучению могут варьироваться, меняться из года в год, что обеспечивает всем детям равные условия (кто-то проходил обследование в прошлом году, кто-то узнал задание от знакомых и т. д.).
      При подборе методов необходимо соблюдать ряд важных условий. Методы должны быть короткими и простыми. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование должно происходить на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий должен быть подобран так, чтобы ребенок мог его выполнить. Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 6—7 лет, так как они могут выдерживать интеллектуальную и эмоциональную нагрузку в течение ограниченного времени (в среднем индивидуальное обследование должно занимать 45 минут). Проводить диагностику готовности к обучению лучше в интервале 10—15 часов. В вечернее время информированность результатов снижается из-за усталости детей.
      Многолетняя практика по приему детей в первый класс показывает, что сама ситуация обследования является стрессовой для родителей и детей. Хотя чаще беспокоятся родители, чем дети. Для снятия напряжения и тревоги возможно информировать родителей о плане и содержании обследования. В некоторых случаях обследование ребенка проходит в присутствии родителей. Детям необходимо предоставлять возможность быть успешными: задания должны быть доступными и интересными.

Скоростные характеристики психических процессов можно надежно замерить с помощью теста Тулуз-Пьерона, входящего в предлагаемый нами диагностический комплекс [44].

Важно знать, не только с какой скоростью, но и в течение какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, то есть необходимо оценить его произвольное внимание. Маленький ребенок может долго заниматься тем, что его привлекает, но сосредоточенное выполнение неинтерес ной работы у него получается с большим трудом или не получается вообще. На уроке отнюдь не все бывает интересно, и это нормаль но. Объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение), нарушения внимания, имеющие нейрофизиологическую основу (ММД), в нашей Методике оцениваются с помощью теста Тулуз-Пьерона.

Тест Тулуз-Пьерона дает информацию и о более общих характеристи ках работоспособности, таких, как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, пери одичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

Важно знать не только характеристики работоспособности, экстраполированные на урок, но и общую энергетическую обеспе ченность деятельности ребенка: успевает ли он восстанавливать свои ресурсы и посильной ли будет для него школьная нагрузка. Для этой цели нами используется цветовой тест Люшера в обработке К. Шипоша [39]. При наличии ММД типичны проблемы и с энергетическим обеспечением деятельности. Если такая связь явно обнаруживается, то необходимо информировать родителей о недопустимости перегрузок (посещение дополнительных кружков, занятий) как угрозы здоровью детей. Эта же методика показывает, влияют ли хронические заболевания, имеющиеся у ребенка, на общее энергетическое обеспечение его деятельности или они не снижают общей активности обменно-восстановительных процессов, нужно ли проявлять особую осторожность и ограничивать общую загружен ность ребенка или ее можно постепенно наращивать.

Следует остановиться еще на одной характеристике, непо средственно связанной со спецификой работы учащихся на уроке и выделяемой всеми исследователям и в качестве необходимой для оценки школьной готовности. Это — умение работать по инструкции. Для оценки этой способности в свое время Д. Б. Элькониным была создана методика «Графический диктант». Способность действовать по инструкции принято связывать, хотя и не вполне правомерно, с развитием произвольности и волевого самоуправления. Как отмеча ется в литературе и показывают наблюдения, этот навык значительно легче формируется у ребят, посещавших детский сад. Именно там, на основе подражания у них закладывается база для формирования общей установки действовать по «безличному» распоряжению: оде ваться, гулять, обедать, строиться и пр. Новое, что требуется в школе от ребенка, который не посещал детский сад, это реагировать, когда прямое обращение лично к нему отсутствует. Учитель обращается к классу и ни к кому конкретно. Когда «домашний» ребенок начинает идентифицировать себя с классом («мы читали, мы ходили обедать»  и пр.), тогда как бы автоматически у него начинает функционировать установка к действию и при безличных обращениях или общих ин струкциях. В нашей практике были случаи, когда при поступлении в школу дети не справлялись с графическим диктантом, но уже че рез пару недель после восприятия себя частью класса они вполне осваивали принцип работы по общей инструкции и не имели никаких проблем в обучении.

С другой стороны, всем известны случаи, когда крайние визуалы особенно кинестетики со слабым речевым развитием практически и надолго выпадают из общей работы класса. Однако их неспо собность действовать по инструкции вызвана в большей степени непониманием чисто речевой формы обращения. Если учитель, об ращаясь с заданием к классу, использует двигательно-визуальные стимулы наравне с речевыми, то и визуалы, и кинестетики понимают и реагируют вполне адекватно. Следовательно, дело не в самом умении работать по инструкции, а в отсутствии у некоторых учащихся речевых эквивалентов для более «удобных» им двигательных или зрительных образов. И, соответственно, выправлять ситуацию надо не тренингами самоконтроля, а развитием речи. Надо постоянно просить детей переводить в речевую форму все, что они видят или делают. То есть формировать у них аудиальную систему доступа к своему внутреннему опыту.

Выделим еще две интегральные характеристики, о которых надо иметь представление, для того чтобы адекватно оценить готовность ребенка к школе. Это:

- способность к адаптации;

- личностный потенциал обучения и развития.

Принято выделять три сферы адаптации [36], частичное или пол ное изменение которых провоцирует адаптационные перестройки:

  1. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнеде ятельности;
  2. адаптация к новой социальной среде при смене сферы или круга общения;
  3. адаптация к изменившейся ведущей деятельности.

У первоклассника радикальные изменения происходят во всех трех сферах, поэтому кризис адаптации может происходить исклю чительно остро. (Для сравнения можно указать, что при переходе в 5 класс дети имеют дело только с частичными преобразованиями в общих условиях, режиме жизнедеятельности и круге общения.) По этому, изучая готовность ребенка к школе, важно оценить его адапта ционные резервы.

Важно знать и эмоциональную самооценку ребенка. При устой чивой положительной самооценке ребенок спокойно переносит свойственные периоды адаптации, трудности и неудачи, понимая, что они временные, сохраняя привычный уровень активности.

И, наконец, необходимо выяснить, имеет ли он эмоциональную поддержку в семье, особенно со стороны матери (или другого наиболее близкого для него человека).

Окончательные выводы об особенностях развития ребенка и о его готовности к школьному обучению могут быть сделаны только на основании сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в диагностический комплекс, с обязательным, привлечением дополнительных качественных интерпретаций по про ективным тестам.        

Желательно, чтобы родители (и учителя) не просто выслушали  заключение психолога, но и получили на руки письменную «Психологическую характеристику» (Приложение 5), отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. В процессе беседы с психологом родители могут что-то  упустить, неверно понять, вообще не обратить внимания на какую-то информацию, если она не согласуется с их мнением о ребенке. Кроме этого многое вскоре просто забывается. Поэтому необходимая помощь ребенку может быть не оказана вовремя. Когда у родителей имеется письменное заключение, оно является и напоминанием, и руководством к действию.

Лучше, если информация представлена в характеристике не словесно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен крестиком в соответствую щей колонке таблицы. В таблице «Психологическая характеристика» наглядно отражается уровень развития ребенка в зависимости от того, где в основном — справа (хорошо), слева (слабо) или в центре (норма) — располагаются крестики. Крестики в слабой зоне, да еще с восклицательными знаками (что соответствует уровню патологии) сразу бросаются в глаза, но в то же время они менее «оскорбитель ны» и меньше травмируют родителей, чем та же самая информация, выраженная словами. Если же придать словам обтекаемую и смяг ченную форму, как это принято в психологических характеристиках, то потеряется определенность и действенность сделанных выводов. Учителям также желательно предоставлять такие психологические характеристики. Объективная фиксация результатов обследования необходима и самому психологу, если он собирается дальше рабо тать с ребенком.

По результатам обследования можно проводить не только ин дивидуальную работу с родителями, детьми, учителями, но и родительские собрания. Родителям выдаются характеристики их детей, а психолог объясняет, как ими пользоваться.

  1. Дается характеристика четырем выделенным уровням раз вития психологических качеств (столбцы таблицы), делается акцент на том, что среднего уровня уже достаточно для успешного обучения в школе.
  2. Объясняются смысл каждого психологического качества, его влияние на успеваемость и самочувствие ребенка в за висимости от того, в какой графе стоит крестик. Говорится о том, с какими проблемами может столкнуться ребенок и что надо предпринять в том или ином случае.
  3. Проводится совместный анализ тех психологических качеств, которые необходимо рассматривать в сравнении: речь и мышление, речевое и образное мышление, память и мыш ление, скорость переработки информации, внимательность и зрительно-моторная координация.

Таким образом, слушая психолога, родители смогут сами оце нить проблемы и возможности своего ребенка.

Тест Тулуз-Пьерона позволяет выявить и медлительных детей. Достаточно часто встречаются дети, которые работают с высокой точностью (зоны IV-V), но очень медленно (скорость в зоне II). В этих случаях необходимо выяснить, с чем связана медлительность, как она может осложнять процесс обучения, что следует предпринимать для профилактики. Уточнить это можно, наблюдая за ребенком во время индивидуального обследования.        

Если на речевые тесты ребенок отвечает быстро, то его медлительность имеет ограниченный характер и не распространяется на сферу речевого взаимодействия. Следовательно, он будет нормально воспринимать на слух объяснения учителя в процессе урока. А осложнения у него могут появиться только при выполнении письменных работа либо он не будет успевать, либо будет низким качество работы. В этом случае надо больше внимания уделять отработке навыков письма дома, но нельзя делать это «механически». Следует помнить, что скорость выполнения письменных работ напрямую зависит от навыков чтения и счета. Бесполезно заставлять ребенка быстро писать, палочки, буквы или цифры. Этим можно довести его до невроза, но быстрее писать он не сможет. Только беглое чтение и формирование представительства числового поля в голове ребенка переводят выполнение письменных работ на качественно другой, более высокий уровень, превращая механическое срисовывание в собственно письменную деятельность. Скорость будет повышаться по мере автоматизации и свертывания, навыков чтения и счета. Можно, конечно, поработать и над моторикой. Если ребенок не устал при выполнении домашнего задания и готов поработать, то можно предложить ему написать еще 2-3 строчки в черновике, повторив основное задание, которое он проделал в про писи.

Медлительность в деятельности может быть вызвана и повышенной тревожностью ребенка, его неуверенностью в себе. Об этом  могут свидетельствовать высокие значения тревожности по тесту  Тэммл — Дорки — Амен и характерный рисунок дерева (маленькое,  тонкие ствол и ветви, слабый нажим и пр.). Тревожные дети склонны  к излишним самопроверкам. Особо медленно они действуют в новых условиях и когда что-то приходится выполнять впервые. Если навыки  отработаны, эти дети могут действовать быстро. По мере привыкания  к новой обстановке они начинают работать значительно быстрее. Эмоциональная поддержка окружающих и успехи в деятельности, способствующие снижению тревожности, приводят и к нормализации скоростных показателей у этих детей.

Наши исследования показали, что на самооценку и общее эмоци ональное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений с взрослыми в школе и дома. Особенно значимой оказывается позиция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с матерью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощущение поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку стано вится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от матери критикой, принуждением, резким ограничением игр и раз влечений. По нашим данным, для подавляющего большинства перво классников с повышенной тревожностью основным ее источником оказываются нарушение положительного эмоционального контакта с матерью (до 90% случаев).

Для оказания помощи детям в этой ситуации можно обратится к методам работы таких опытных детских психотерапевтов, как, напри мер, Снайдеры [37]. Они показали, что в первую очередь в подобных случаях надо работать не с детьми, а с их ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Таким образом, чрезмерно ответственным матерям необходимо объяснить состояние ребенка, ориентировать их на более ласковое отношение к нему в этот период. Матери необходимо понять, что нельзя с ребенком заниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, мать должна по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно, чтобы сама мать была спокойной, так как ребенок может просто «заразиться» ее тревожным состоянием, не понимая его причины. Если мать постоянно напряжена, фиксирована на школьных успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повышенной тревоги. В тех случаях, когда матери после консультации психолога успокаивались и меняли характер своих взаимоотношений с ребенком, его эмоци ональное состояние через 2-3 недели приходило в норму.

Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Дело в том, что инструкция к тесту дается только в самом общем виде, который позволяет ре бенку начать работу. Однако задания в тесте не однородны, и детям приходится самостоятельно несколько раз частично трансформи ровать и конкретизировать общий подход к их выполнению. Если дети с этим не справляются, то самостоятельность мышления пока не развита. Даже если развитие речи и мышления в индивидуальном тестировании у них оценивается высоко, все равно первое время в процессе обучения им частично будет требоваться помощь взрослых. Самостоятельно разбираться в заданиях и работать эти дети еще не умеют, и этому их надо учить.

Общие выводы об успешности обучения можно сделать только после сравнительного анализа уровней развития па мяти и мышления ребенка. До того как начнутся процессы интеллек туальной интеграции (10-12 лет), память и мышление развиваются относительно независимо. Также независимо они могут обеспечивать деятельность и поэтому часто выступают как антагонисты. Память как более «древний» и поэтому «сильный» процесс более интенсивно развивается с самого рождения. Мышление формируется позже, и часто его развитие тормозится в том случае, если память сильна. У ребенка просто не возникает потребность в какой-либо обработке информации, так как и без этого он может легко запомнить и дословно воспроизвести значительный по объему материал. Замечательная память таких детей обычно радует учителей и родителей.

Наши исследования показали, что дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением, действительно, в начальной школе не имеют особых проблем, могут учиться и на «отлично». Трудности ожидают их в средней школе. От детей начинают требовать умения думать и понимать, то есть делать как раз то, чему они не научились. Основной проблемой становятся уроки физики и математики. Но даже с историей или биологией может быть не все гладко. Такие дети легко пересказывают материал, но при ответах на вопросы, которые требуют анализа, они начинают испытывать серьезные затруднения. Если мышление и память «не объединяются» в начальной школе, то потом этот процесс протекает гораздо сложнее

      Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
      Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
      
Рекомендации:
      — изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;
      — выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;
      — расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;
      — необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
      — владение техникой и культурой общения с родителями;
      — преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;
      — переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.
      
Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:
      — родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.

        В своем выступлении я постаралась сделать акцент на основные направления работы по преемственности дошкольного и школьного образования. В заключении хотелось бы сделать вывод о преемственности дошкольного и школьного образования на примере школ и детских садов города. Для этого был сделан сравнительный анализ банка данных на детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи ДОУ на начало периода и на конец периода, по школам на начало периода. Эти данные приведены в таблице:

№п/п

Процессы

ДОУ - начало периода

ДОУ – конец периода

Выпуск ДОУ

Набор –

школы (1 классы)

%

1.

Мышление

205

70

135

19

14

2.

Память

159

66

93

19

20

3.

Внимание

188

73

115

19

16.5

4.

Эмоционально-волевая сфера

72

50

52

3

6

5.

Самооценка

26

10

16

5

31

6.

Мотивация

22

20

2

-

-

7.

Межличностные отношения

26

2

24

-

-

Из таблицы видно, что первоклассники, которые внесенные в банк данных, составляют контингент до 20% вновь зачисленных. В категорию вновь зачисленных входят первоклассники:

- обучающиеся по специальным (коррекционным) программам 7, 8 вида;

- дети, не посещающие детские сады;

-  дети, выпущенные из логогрупп.

  Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств. Целью подготовки детей к школе является не создание каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Исходя из наших данных, можно сказать, что в городских ДОУ и школах цели подготовки детей к школьному обучению выполняются на достаточно высоком уровне.

Директор ЦДК                                                        Т.А.Желтобрюхова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Мамина школа" от 8 месяцев до 1.5 лет

План кружка предполагает занятия с детьми и родителями в детском сада во 2 половину года....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Двенадцать месяцев»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной  к школе группе «Двенадцать месяцев».Цель: развитие когнитивных функций  у дошкольников.Задачи:1. Поддерживать интерес  к...

До школы остался год

Рекомендации родителям по вопросам подготовки детей к школе....

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Осенние месяцы»

Цель: узнавать и определять по описанию осенние месяцы, выделять их сходства и различия; развиваить смекалку, любознательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к при...