Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"
план-конспект урока по математике (подготовительная группа) по теме

Конспект для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hot_semi_eshche_nam_net_formirue_my_byudzhet.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

«Хоть семи нам еще нет,

формируем мы бюджет»

Цель: продолжать вводить детей в мир экономических отношений;  закрепить с детьми понятия «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия.

Оборудование: два мольберта, иллюстрация семьи, фартуки для мам, галстуки для пап, бантики для малышей, платки для бабушек, шляпы для дедушек, иллюстрации с изображением пяти домов: панельный пятиэтажный, деревянный одноэтажный, кирпичный девятиэтажный, деревянный двухэтажный, кирпичный пятиэтажный, модель бюджета, две напечатанные стрелки и корзинки, напечатанные деньги, десять кошельков, две корзинки, игра «Семейный бюджет», кроссворд.

Ход занятия:

На мольберте расположена иллюстрация семьи.

Воспитатель: Ребята, кого вы сейчас видите на иллюстрации? (Ответы детей.) Как  этих людей можно назвать одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья и кто в нее входит! (Ответы детей.) 

Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого нам с вами надо разделиться на две группы, потому что у нас будет две семьи. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами.

Дети подходят к столу, на котором лежат фартуки для мам, галстуки для пап, бантики для малышей, платки для бабушек, шляпы для дедушек.

Воспитатель: У каждой семьи есть фамилия, посовещайтесь и придумайте себе фамилию. (Ответы детей.)

Воспитатель: У каждой семьи должен быть дом.

Выставляются картинки с изображением пяти домов: панельный пятиэтажный, деревянный одноэтажный, кирпичный девятиэтажный, деревянный двухэтажный, кирпичный пятиэтажный.

Воспитатель: Вы должны угадать, где ваш дом.

Первая семья, ваш дом не деревянный и не пятиэтажный.  (Ответы детей.)

Вторая семья – ваш дом третий слева. (Дети определяют свои дома)

Теперь определим этаж, на котором живет ваша семья

Первая семья живет ниже пятого, но выше третьего этажей.

Дети: На четвертом этаже.

Воспитатель: Вторая семья живет между шестым и восьмым этажами.

Дети: На седьмом этаже.

Воспитатель: Номер квартиры первой семьи меньше, чем 9, но больше, чем 7.

Дети: Номер восемь.

Воспитатель: Номер квартиры второй семьи на два больше, чем номер квартиры соседей.

Дети: Номер десять.

Семьи проходят за столы с цифрами, соответствующими номерами их квартир (8 и 10). На столах стоят пустые корзинки и лежат пять кошельков.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит на столе. (Ответы детей.) Что лежит в корзинке?

Дети: Она пустая.

Воспитатель: Что находится в кошельке?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Как деньги попали в кошелек к маме и папе?

Дети: Они получили зарплату за свой труд.

Воспитатель: Как деньги оказались у бабушки и дедушки?

Дети: Бабушка получила пенсию.

Воспитатель: А откуда у студента деньги?

Дети: Он получил стипендию.

Воспитатель: А почему у малыша кошелек оказался пустым?

Дети: Потому что малыш еще маленький и не может сам зарабатывать.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чем-то другом быть полезен своей семье?

Дети: Он может помогать по дому.

На доску с помощью магнита прикреплен круг, разделенный на четыре части.

Воспитатель: Давайте с вами еще раз повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату. (Помещает на сектор круга, где изображены мамы и папы, купюру.) Бабушка и дедушка уже не могут работать, находятся на заслуженном отдыхе и получают пенсию. Студент учится в институте и получает стипендию, потому что учеба – это тоже труд. (На сектор малыша помещается пустая карточка, так как у него нет заработка.)

А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (Варианты ответов детей.)

Все деньги, которые получают члены семьи, называется доходом семьи. Посмотрите на круг и скажите, из скольких частей состоит доход ваших семей?

Дети: Из трех.

Воспитатель:  А сколько частей не приносят дохода?

Дети: Одна часть.

Воспитатель: А теперь выньте деньги из кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи. (Дети выполняют задание.)

А как вы считали – деньги из всех кошельков или каждый из своего? (Ответы детей.) Почему? (Дети объясняют, как они считали и почему делали именно так.)

Как вы считаете, какая семья поступила более верно? (Ответы детей.)

Если люди живут вместе и называются одной семьей, они должны пользоваться одним кошельком.

Воспитатель предлагает сложить все деньги в одну корзинку, если они сами этого не предложат.

Воспитатель: Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзинке?

Дети: Доход семьи.

Воспитатель: А еще эти деньги принято называть бюджетом семьи.

Так из чего же состоит бюджет вашей семьи?

Дети: Из зарплат мамы и папы, пенсии бабушки и дедушки и стипендии студента.

Воспитатель: Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тетя. Уменьшиться или увеличиться бюджет вашей семьи?

Дети: Увеличиться, т.к. тетя будет отдавать свою зарплату.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет, из чего он состоит. Ребята, а для чего нужны нам все эти деньги? (Ответы детей.) Правильно, чтобы их тратить, а на что мы их будем тратить? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги, т.е. все, что мы тратим, называется расходом.

Но расходы бывают разные: основные (на то, без чего обойтись нельзя) и не основные (на то, без чего вполне можно обойтись).

Дети приводят примеры расходов.

Воспитатель: А чтобы лучше нам во все разобраться, предлагаю вам поиграть в игру.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением расходов.

Воспитатель: Ребята, давайте распределим расходы. Одна семья из карточек выберет основные расходы и расположит их с левого края стола, а другая – выберет не основные расходы и расположит их с правого края стола. Когда задание будет выполнено, проверите друг у друга правильность выполнения задания.

 (Дети выполняют задание.)

Закрепление нового материала на доске. Воспитатель вывешивает две корзинки со стрелками, одна стрелка над корзинкой, другая – под ней.

Дети помогают правильно поместить корзинки и стрелки.

Воспитатель: Дети, составьте для соседей задачу.

Задача для первой семьи: 10 – 5 =

Задача для второй семьи: 8 – 6 =

Дети: (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: А теперь я предлагаю  решить следующие проблемные ситуации.

  1.  Доход вашей семьи равен 5 тысяч рублей.

Ваша семья должна израсходовать

  1. на питание – 3 тыс. руб.
  2. на квартиру – 2 тыс. руб.
  3. плата за садик – 1 тыс.руб.

В итоге корзина пустеет.

По мере того как воспитатель называет расходы, которые должна сделать семья, дети вытаскивают из корзины соответствующую сумму.

Сделать вывод о том что, доходы равны расходам.

  1.  Доход вашей семьи равен 5 тысяч рублей.

Ваша семья должна израсходовать

  1. на питание – 1 тыс. руб.
  2. на квартиру – 2 тыс. руб.
  3. на отдых – 2 тыс. руб.
  4. плата за садик – 1 тыс.руб.

Воспитатель: Денег не хватило, от чего можно отказаться? (Ответы детей.)

  1.  Доход вашей семьи равен 10 тысяч рублей.

Ваша семья должна израсходовать

  1. на питание – 4 тыс. руб.
  2. на квартиру – 1 тыс. руб.
  3. плата за садик – 1 тыс. руб.
  4. купить маме новые туфли – 2 тыс. руб.

В корзине остается еще 2 тысячи.

Воспитатель: А папе надо срочно отремонтировать машину, это стоит 10 тысяч рублей. Где взять недостающие деньги?

(Дети предлагают свои варианты решения проблемы)

  1. Доход вашей семьи равен 5 тысяч рублей.

Ваша семья должна израсходовать

  1. на питание – 3 тыс. руб.
  2. на квартиру – 2 тыс. руб.
  3. плата за садик – 1 тыс.руб.

В корзине остается еще 4  тысячи.

Воспитатель: В корзине осталось 4 тысячи рублей, как называются эти деньги?

Дети: Накопления.

На мольберт помещается ватман с кроссвордом.

Воспитатель: А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем  по нашей теме – семейный бюджет. Если  мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Воспитатель: Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы вырастете, вы станете хорошими хозяевами и будете умело планировать свой семейный бюджет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по экономическому воспитанию «Семейный бюджет и расходы семьи»

Целью данного занятия заключается в том, чтобы расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет...

"Бюджет семьи" - методическое обеспечение НОД с использованием ИКТ

Презентация для занятия по ФЦКМ, для детей подготовительной группы...

Конспект ОД "Бюджет Семьи"

Конспект образовательной деятельности по экономическому воспитанию в старшей разновозрастной группе  «Бюджет семьи»...

"Планирование бюджета семьи"

Занятие по экономике в старшей группе детского сада....

Конспект мини – деятельности по познавательному развитию (экономика) в старшей группе детского сада «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет".

Данное занятие формирует представления  детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности, учит основам планирования семейного бюджета, обеспечивает усвоение детьми понятия &la...

Консультация "Бюджет бюджет семьи забота каждого ".

Материал будет полезен в работе воспитателям по финансовой грамотности ....