"Планирование бюджета семьи"
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Грязнова Татьяна Михайловна

Занятие по экономике в старшей группе детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование бюджета семьи.18.04 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия по экономике в старшей группе детского сада.

           Тема:  «Планирование бюджета семьи»

           Цель: Учить детей понимать, что такое «бюджет семьи» из чего он складывается.  Подводить детей к пониманию того, что у каждой семь свой доход. Развивать представление детей о том, что входит в «бюджет семьи», что такое «необходимый набор», как распределяется бюджет семьи.

            Материал: Деньги 40000, карта-схема «бюджет семьи», картинки папа-мама, игрушка мальчик Хочу-хочу

          Литература: А.Д. Шатова «Тропинка в экономику»

          Ход:

 Воспитатель: (в группу заходит Хочу-Хочу, плачет) «Хочу пирожное, хочу морожное, а мама не покупает!» Подожди, Хочу-хочу объясни нам, почему мама не может купить тебе мороженое?

Х-х: Она говорит, что денег нетууу, а я хочуу.

Воспитатель: А давай вместе с ребятами разберёмся, почему мама так говорит. Ведь и наши дети, тоже иногда не могут понять, почему мама отказывается покупать им вкусняшки. Бюджет семьи – это совместный доход папы и мамы, то есть все деньги, которые заработала мама и все деньги, которые заработал папа, они складывают в общую кучку. В некоторых семьях живут бабушки и дедушки, они тоже складывают свою пенсию к доходу мамы и папы.

Дети: У них получается больше бюджет?

Воспитатель: Правильно, тогда у них получается бюджет больше.

Но эти деньги не лежат у родителей просто так, как мы уже знаем существует «необходимый набор» на который родители должны потратить деньги. Что в него входит?

Дети: оплата за свет, воду, тепло, еду.  Потому что мы этим пользуемся каждый день и всё это нам необходимо.

Воспитатель: Молодцы. А еще я вам хочу сказать, что у каждой семьи свой доход, он может быть маленьким, средним и большим.

Дети: Потому что у кого то в семье двое детей. А у кого-то один, а есть ещё и трое детей и бабушка болеет. А за свет и воду и отопление всё равно деньги отдавать надо, и кушать надо каждый день.

Воспитатель: Правильно вы говорите. А вот теперь давайте все вместе попробуем распределить бюджет и посмотреть хватит ли нам денег на разные вкусняшки, которые вы просите у родителей каждый день. (беру деньги, и на ватмане начинаю чертить таблицу) Мама с папой заработали 40000. За свет у них ушло 1000 руб, за отопление 3000 руб, (откладываю деньги в разные кучки), за воду им надо заплатить 2000 руб, ЖКО 1000 руб, на еду они оставили 6000 руб. Это «необходимый набор». Вроде деньги остались? И можно радоваться, но подумайте что ещё надо семье? Может что то нужное, необходимое?

Дети: за садик и школу надо заплатить, а у меня штаны порвались, а у меня сапоги старые и мама сказала купит новые. А бензин тоже надо, а у мамы есть кредит, она всегда за него платит. А у меня брат учится и мы за нег платим.

Воспитатель: Вот видите ребята, в каждой семье есть ещё свои потребности. Надо оплатить за садик, надо оплатить за школу, за проезд, купить одежду,

Заправить бензин, а если кто-то болеет, надо купить лекарства. Многие дети учатся в институтах платно, а у многих есть кредит. (раскладываю деньги по кучкам). Вот посмотрите, у нас получилось, что мы почти все деньги разделили. Это и называется планирование бюджета семьи. Когда родители распределяют, куда и сколько надо заплатить.

Дети: А у моих родителей мало денег, а у моих много. Нам на все хватает.

Воспитатель: Это называется доход. У кого-то родители получают хороший доход, а у кого то нет. У каждого человека и в каждой семье свой доход. Чем выше доход, тем больше у семьи возможностей, что-то купить. А если доход низкий, то человек покупает только самое необходимое.

Ну что, Хочу-хочу, теперь ты понял, что такое «бюджет семьи» и как он распределяется.

Х-х: даа, я понял, я больше не буду кричать «Хочу мороженое», а спокойно спрошу у мамы, есть ли у неё возможность купить мне его.

Воспитатель: Правильно, ведь ваши родители очень стараются каждый на своём рабочем месте. Чтобы потом получить хорошую зарплату, поэтому вы должны уважать и ценить труд всех людей. А домашним заданием будет, вместе с родителями составить бюджет семьи и посмотреть, останутся ли «лишние» средства на вкусняшки.

«Зачем дошкольнику экономика?» на этот вопрос я  нашла ответ в программе «Тропинка». Начала работать по данной теме …..и поняла, что детям экономика нужна, она им интересна. Началось всё с простого вопроса ребёнка «Я хочу, а мама мне не покупает», «почему не покупает?» «говорит нет денег» и тут мы начали разбираться, что такое деньги, зачем они нужны, как их зарабатываю, куда они уходят. Дети знакомятся с новыми профессиями, узнают зачем нам реклама, что можно и что нельзя рекламировать. Как «ненужная» реклама приносит «вред бюджету семьи», дети учатся планировать свои «желания» и рассматривать их с точки зрения «полезности». Дети узнали, что «бюджет семьи» это совокупный доход мамы и папы, который распределяется сначала на необходимое, а «необходимым» оказалось не шоколадки и конфеты, а электричество, вода, отопление.  Дети стали свидетелями всех экономических интересов, которые решает семья, так как в наше время дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни, они бездумно и безжалостно ломают, портят вещи, выбрасывают игрушки. С помощью программы А.Д.Шатовой «Тропинка в мир экономики» дети начинают понимать, что такое чужой труд, почему его следует уважать, что родители вкладывают много сил, для благосостояния семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бюджет семьи" - методическое обеспечение НОД с использованием ИКТ

Презентация для занятия по ФЦКМ, для детей подготовительной группы...

Конспект ОД "Бюджет Семьи"

Конспект образовательной деятельности по экономическому воспитанию в старшей разновозрастной группе  «Бюджет семьи»...

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Бюджет семьи»

Тема: «Бюджет семьи».      Цель. Ввести детей в мир экономических отношений.Задачи:- познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход;- развивать...

организованная образовательная деятельность "Бюджет семьи"

Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать а...

«Бюджет семьи, доход, расход».

Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению...

Консультация "Бюджет бюджет семьи забота каждого ".

Материал будет полезен в работе воспитателям по финансовой грамотности ....