Кубанские игры и сказки
материал на тему

Подборка кубанских игр и сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskie.docx714.88 КБ

Предварительный просмотр:

Кубанские

народные

игры

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она переле тает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

  1. шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
  2. если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не пой мал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

Развивает: внимание, ловкость 

«Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

-           Пеку, пеку хлибчик!

-           А выпечешь?

-           Выпеку!

-           А убежишь?

-           Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.

Ручеек

Играющие встают парами друг перед другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается коридор. Тем кому пара не досталась, идет к истоку, началу «Ручейка», и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (ищет свою пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идет в начало «ручейка».

Удочка

На земле чертится круг. В центре встает водящий, выбранный по жребию. Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Водящий вращает по кругу шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие следят за передвижением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек проходит около их ног. Тот, кто мешочек задел, становится водящим.

Займи мое место

Одного из участников игры выбирают ведущим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуют круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой

Коснусь вербой.

Беги за мной

Хоп!

Сказав «Хоп!», ведущий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Кто не успел занять свободное место, тот и ведущий.

Метелица

Играющие берутся за руки и образуют круг, один становится в круг. Дети ходят вправо и влево и поют

«Метелица, метелица, чом  старий не жениця?

Ой, як ему жениться, як никому журится».

После пения этой песни стоящий в кругу берет одного, по своему желанию, за руку и кружится влево и вправо, потом берет следующего, кружится с ним, а затем с первым выбранным меняется местами, теперь он стоит в центре круга.

Просо

Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.

Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.

Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спра шивает: «Пойдешь просо жать?». Тот отвечает: «А боль шое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противопо ложный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгу том. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.

Правила игры:

  1. если жгутчику не удается ударить убегающего иг рока, то этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему, игроку и т. д.

Развивает: внимание, гибкость, ловкость 

Крашенки

Вариант 1

Дети соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде они одновременно раскручивают свои Крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Вариант 2

Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают Крашенки. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Вариант 3

Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни! К бою готов!» игроки бьют Крашенки любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший.

Завивайся плетенышек

Все играющие берутся за руки и вытягиваются в шеренгу. Стоящая (по большей части – девочка) на правом фланге ведет за собой всю шеренгу и проходит по руки между двумя, стоящими на левом фланге; за ней идут все, за исключением последних двух; затем они становятся лицом к лицу. Первая, что водит шеренгу, опять проходит под руки между вторыми и третьими, играющими с левой стороны, затем – между третьими и четвертыми и т.д. Таким образом все играющие становятся в две шеренги, обращенные друг к другу передом. Когда таким образом «заплетают плетень», то играющие на распеве тянут: «Заплетися, плете-е-нушек». После того как заплетется плетень, начинается обратное движение, причем играющие тянут: «Расплетися, плетенушек».

Перетяжка

Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, веревку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за палку, веревку эту же, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Грыбаки (Крестик)

Цель игры: развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становят ся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоя нии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры:

  1. если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» ста новятся позади всех пар;
  2. если «грыбаки» не поймали ни одного из бегу щих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
    Развивает: выносливость 

Каши

Цель игры: развитие ловкости, силовой выносливо сти.

На игровой площадке дети становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каши!» Мяч подскакивает, а играющие пытаются его поймать. Тот, кто поймал мяч, садится верхом на того игрока, который вместе с ним протянул руку к мячу, и снова бьет мяч о землю, остальные игроки стараются его пой мать и т. д.

Развивает: ловкость, силовую выносливость 

В три бабки

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего кон ца, другой берется выше его руки и т. д. Последний иг рок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а дру гой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (баб ки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья — шагов на 30—40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебега ют к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удоб ной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегу щих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать бли же и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начи нают игру. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз.

Правила игры:

  1. выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; за бежав за ту или иную бабку, играющий вполне обезопасен от удара;
  2. кроме удара противника, стоящие в поле получа ют право бить мяч еще и тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету.

Развивает: ловкость, меткость. 

Обыкновенный жгут

Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстро ты движения.

Для игры выбирается водящий — жгутчик. Осталь ные дети садятся на игровой площадке в кружок на не большом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кру гом со жгутом в руке, иногда наклоняется, делая вид, что предложил кому-нибудь из сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того, как жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и ударяет им игрока. Этот игрок становится новым жгутчиком, а пре дыдущий садится на его место. Если же кто-то из сидя щих игроков найдет жгут за своей спиной, то он встает и бежит за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько уда ров, пока тот не сделает круг и не займет освободившее ся место.

Правила игры:

  1. играющие не имеют права ни оглядываться, ни передвигаться с места, ни сообщать соседу, что ему положили жгут.

Вариант игры: играющие стоят, держа руки за спи ной. Жгутчик незаметно передает кому-нибудь из игроков жгут, а тот, кто его получает, пытается бить своего соседа до тех пор, пока он не обежит весь круг и не ста нет на свое место.

Развивает: быстроту движения, внимание, ловкость 

Пятнашки

Один из играющих, по жребию, становится «пятнашкою», а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой» и т.д.

Кубанские

народные

сказки

КАЗАК И ПТИЦЫ

    Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.

   Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.

   Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.

   Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань – быстрая и бурлящая – покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.

   Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

   Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.

   С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.

   Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

   

И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит – шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” – думает, и вышел во двор.

   Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята – бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.

   Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

   А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.

                     НЕПУТЕВАЯ СОБАКА 
  Жил да был в одной кубанской казачьей станице очень добрый казак. И было у того казака славное хозяйство: быки, лошади, кролики, птицы и прочие животные. И была у него еще породистая собака.
Собака эта была английской породы и чтобы она была здоровой и красивой, кормить ее нужно было один раз в день. Хозяин растил ее еще с того времени, когда она была щенком, правильно кормил и оберегал ее. Собака росла красивой, здоровой, но было у нее мало ума. Как ни пытался казак учить ее, она все равно выделывала иногда такие штуки, которые были ему неприятны. Но каждый раз он прощал ее и снова ухаживал за ней.
А у казака был сосед. Очень злой, вредный и льстивый кацап. Он не так давно поселился рядом с казаком и постоянно строил ему всякие козни. Вредил казаку.
И вот однажды кацап соседу говорит:
- Слушай, друг, отдай мне свою собаку. Зачем она тебе нужна?
- Как это - зачем? - Удивился казак.– Я ее люблю и хочу, чтоб она стала мне настоящим другом. Никому я собаку не отдам.

- Ну, хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я сделаю так, что она сама ко мне прибежит.
Казак ничего ему не ответил. На том и разошлись.
А так как у соседей между дворами была общая ограда, кацап и начал каждый день подкармливать собаку казака. Что сам ест, то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки ей дает. Бегала она к кацапу полакомиться, бегала и через некоторое время перебежала к нему совсем.
Опечалился казак, сидит и думает: "Чем же я своей собаке не подошел? Что не так сделал?”
А собака живет у кацапа и радуется. Новый хозяин ей все позволяет, кормит несколько раз в день самой вкусной едой и разрешает вволю гулять с другими псами.
Поначалу так оно и было. А спустя время привязал ее кацап к тяжелой цепи и не отпускал. А кормить стал, чем попало, лишь бы не сдохла.
Долго ли, коротко ли, но завыла собака от такой жизни. Она сделалась злой, противной и некрасивой. А по ночам издавала страшный вой.
Казак слышал и видел это, но ничего не мог поделать. Его собака сама сделала выбор…
А однажды выходит он из хаты, глядит, а у крыльца его собака сидит. Увидела старого хозяина, легла к его ногам и скулит, а из глаз слезы катятся.
Посмотрел на нее казак, помолчал с минуту и все простил. Стал снова заботиться о ней и кормить, как следует. И собака постепенно стала здоровой и красивой. И стала она хозяину настоящим другом.

                           КАЗАК И СОЛНЦЕ

 Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.

  Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.
Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.
Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:
- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.
И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба и теплого солнца.
Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.
А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:
- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.
Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.
По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула.
Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.
Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.
И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.
С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.
 И счастье после этого никогда не покидало казака.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубанские игры для дошколят

  В прошлом в казачьей семье было много детей. И не последним делом  была для них организация своего досуга. Вот и выдумывали иногда сами  дети, а иногда  взрослые различные...

Картотека. Кубанские игры

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)    Играющие становятся рядом, рука в руке.    Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подны...

Сценарий физкультурно-познавательного развлечения "Кубанские игры и забавы"

Сценарий для проведения физкультурного праздника с использованием народных (в данном случае казачьих) игр и забав. Расчитан на старшую и подготовительную гркппы....

"Кубанские игры"

Развлечение для детей....

"Кубанские игры как элемент регионального компонента в воспитании детей». В копилку воспитателя.

Родина – это самое ценное, что есть у каждого человека. С самого детства люди приобщаются к обычаям, традициям, условиям жизни той местности, где они родились. Главной задачей обучения в р...