Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnye_promysly_bez_kartinok.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

с детьми  подготовительной  к  школе  группы

Составитель:

воспитатель  высшей  квалификационной  категории

Костерева  Надежда  Николаевна

Интеграция образовательных областей:

 «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

«Художественное  творчество»,  «Музыка»  

Используемые  технологии:    

здовьесберегающие, ИКТ, работа с моделью

Цель:  формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)

Задачи:

  1. Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.
  2. Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров.
  3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных  промыслах.
  4. Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи.
  5. Развивать творческую  фантазию,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка.
  6. Обогащать  словарный  запас  детей.
  7. Развивать  связную  речь.
  8. Развивать внимание, познавательную  активность.
  9. Развивать логическое мышление, память.

Материал:

  1. Компьютер.
  2. Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей. (Приложение 1)
  3. Составление модели гжельского промысла  (Приложение 2)
  4. Аудиозапись русской народной  песни "Во поле березка стояла"
  5. Конверт с аудиодиском.
  6. Магнитофон.
  7. Аудиозапись  слов сказочницы – хранительницы русского  народного промысла.
  8. Картинки разных видов подносов.
  9. Разрезные картинки «Дымковская игрушка»
  10.  Хохломские ложки.
  11. Картинки с элементами  росписи и картинки с предметами росписи (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)
  12. Листы бумаги разной формы и размера.
  13. Трафареты.
  14. Кисти, краски.

Предварительная работа:

  1. Беседы о русских  народных  промыслах  России.
  2. Рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных  промыслов.
  4. Рисование  (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись  по  доске)
  5. Раскраски на данную тему.
  6. Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
  7. Заучивание стихотворений  и  сказки о Гжели  с детьми.
  8. Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские  народные  промыслы  России»

В группе  организована  выставка   «Народные  промыслы  России».

Воспитатель: дети, я сегодня  получила  

сказочное  письмо,  давайте  посмотрим,  

что  в  письме.

Дети: давайте посмотрим.

Воспитатель с детьми  открывают  

конверт  и находят в нем аудиодиск.

Воспитатель включает аудиозапись:

 «Дети, я сказочница-хранительница  

русских  народных  промыслов,  очень  

торопилась  к  вам  в  гости  с  сюрпризом,  

но  злой  сказочный  волшебник  заколдовал  

все  тропинки  на  моем  пути.  Помогите  

найти  волшебные  ключики,  тогда  я  смогу  

найти  к  вам  дорогу, их 6  и они в вашей  группе.  

 А  помогут  вам  ваши  знания  русских  

народных  промыслов! Спешите!»

Воспитатель: дети,  а что такое русские  народные

 промыслы?

Дети: это то, что мастерили  русские  люди…

Воспитатель: да,  русские люди – удивительный  

народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  

ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод  

осенних  листьев. Своими  руками  русские  люди  

тоже   творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  

и  много  других  предметов, не для музеев и выставок,

а для своей семьи, своих детей.

 Так появились русские народные промыслы.

Ну, что ж,  поможем  сказочнице – хранительнице  народных  промыслов,  найдем  волшебные  ключики.

Дети: да.

Воспитатель: тогда в путь.  Мы  с  вами  отправляемся  в  Подмосковье.  А куда, я вам подскажу:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  (Гжель)

Дети: гжель.

На  экране  ноутбука  появляется  первый  слайд  с  изображением  посуды  - Гжель.  Дети  рассматривают  узоры  гжельской росписи.

 

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель  называют  васильковой  и  незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: где расположен узор?

Дети:  в центре…

Воспитатель: а  Слава  знает  сказку  про Гжель?  Хотите  послушать?

Рассказ  Славы:  В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину

чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё

предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

 

Воспитатель: спасибо, Слава, замечательная сказка.  Дети, давайте  найдем  на  нашей  выставке  гжельскую  посуду  и  сувениры.

Воспитатель  с  детьми  подходят  к  выставке,  находят  Гжель  и  обсуждают  узор  росписи.

Воспитатель: дети,  а  как  можно  назвать  одним  словом  изделия  Гжельских  мастеров?

Дети: гжельская керамика.

Воспитатель: а сейчас  выложите на ковре  модель  работы  гжельских  умельцев.

Дети выкладывают  модель и рассказывают  по  ней  о  работе  мастеров Гжели.

  

Воспитатель: дети, посмотрите, а вот и первый ключик, мы его нашли! Надо спешить  и идти дальше, а куда мы отправимся, я опять вам подскажу:

Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это
…  (Жостовский поднос)

Дети: жостовский поднос.

Дети с воспитателем  подходят к ноутбуку.

На  экране  появляются  жостовские  подносы.

Дети  рассматривают  подносы.

Воспитатель: правильно, дети, а где живут

мастера жостовских подносов?

Дети: в селе  Жостово.

Воспитатель: давайте подойдем к нашей  

выставке и найдем  жостовский  поднос.

Дети и воспитатель подходят к выставке и

находят поднос.

Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?

Дети: в селе  Жостово  делают металлические подносы,  название их похоже на слово «жесть», а это  «металл».


Воспитатель: а  чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.


Воспитатель: а какие  цвета  использовали мастера, когда расписывали подносы?

Дети: они пользовались  красками:  красной, и желтой, и зеленой, и синей.

Воспитатель: правильно! А какие элементы росписи жостовских подносов  вы знаете?

Дети:  «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе»,  «в раскидку»,  «с угла», «венок» и «полувенок».

Воспитатель: молодцы! Дети,  на  столе  карточки  и  два  подноса:  жостовский и пластмассовый.  Разложите  карточки  в  подносы, но  так,  чтобы  в  жостовском  подносе  были  карточки  с  изображением  только  жосточских подносов, а во втором подносе  все  остальные.

  Дети  раскладывают  карточки  в  подносы,  объясняя  свой  выбор.

Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик!

Мы  нашли его и помогли нам ваши знания.

Продолжим наш путь. 

 Есть, дети, старинный  город.  Там  живут  веселый  

народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни,

мебель, посуду яркими цветами и сказочными

птицами. Что это за город?

Дети:  Городец.

Ребенок: 

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают, 

Будто в сказку нас зовя.

На  экране  ноутбука  появляется  слайд с

изделиями городецкой  росписи.

Дети  рассматривают  предметы.

Воспитатель: а   какой  росписью  расписаны  

доски  и другие  предметы?

Дети:  городецкой росписью.

Дети  и воспитатель подходят  к  выставке и

находят  предметы,  расписанные  городецкой  росписью.

Воспитатель: а   какими  красками  и  приемами  пользуются  городецкие  мастера?

Дети: городецкие мастера пользовались голубой,  розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.

  Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение.   Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это  оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Ребенок: 

Городец  смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини.

Дети  и воспитатель любуются  досками и

другими предметами,  расписанными  городецкой  

росписи.

Воспитатель: дети, а вот и третий волшебный ключик, значит,  вы все правильно  рассказали про замечательных  городецких  мастеров. 

И мы поспешим в село Дымково.

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.

Воспитатель:  в селе Дымково делают

дымковские игрушки. Вы с ними уже  хорошо  

знакомы.  Посмотрите  на  них.

На экране  ноутбука  появляется  слайд  с

 изображением  дымковских  игрушек.

Воспитатель:  посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

                                                 Ребенок: 

                                        У этих игрушек,
                                       У этих зверюшек,
                                       Веселая, яркая гамма цветов
                                       А сколько полосок, штрихов
                                       Завитушек, колечек и точек
                                       И разных кружков.
 

 Воспитатель:  ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.  Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

Дети и воспитатель  возвращаются  к  выставке

 и  рассматривают  дымковские  игрушки.

Воспитатель: а   какие  элементы  росписи  

дымковской  игрушки  вы  видите?

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми

и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и

точками.

Воспитатель:  а   какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель:  правильно, поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от  такого  хоровода  красок!  Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с  нарядными  хвостами!  А  из  чего  сделаны  дымковские  игрушки?

Дети: из  глины.

Воспитатель:  значит,  это  какие  игрушки?

Дети: глиняные.

Воспитатель:  а глиняные игрушки могут разбиться?

Дети: да.

Воспитатель:  дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.

Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»

Воспитатель:  а   вот  и  четвертый  волшебный  ключик!  Вы  молодцы!  Все  знаете я, думаю,  скоро к нам  придет  гостья -  сказочница хранительница русского  народного  творчества  и  принесет  для  вас  сюрприз, мы обязательно освободим  ее и поможем  найти  путь. Дети,  мы  уже  нашли  4  ключика,  сколько  ключиков  нам  осталось  найти? 

Дети: два.

Воспитатель: правильно, идем дальше!  

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку.  На  экране  русские  матрешки.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли

матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от

Москвы, жили замечательные художники,

которые придумали  и создали первую матрешку.

Она понравилась детям и взрослым. В большой

кукле пряталось целое семейство, одна другой

меньше. Матрешка  считается  символом  России.

Дети  рассматривают  матрешки.

 Воспитатель предлагает подойти к выставке и найти  русских  матрешек.


Воспитатель:  дети,  посмотрите здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных

платках, расписных передниках, розовощёкие,

 с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а

внутри такая же красавица, только поменьше.

Открываем ещё, а там и того меньше.

 

Ребенок: 

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

Воспитатель:  а  вот и  пятый  волшебный  ключик!  Давайте  поспешим!

Дети подходят к ноутбуку.

Воспитатель: слушайте подсказку, она поможет разыскать последний  ключик:

                          Ветка плавно изогнулась
                         И колечком завернулась
                         Рядом с листиком трехпалым
                         Земляника цветом алым
                         Засияла, поднялась
                         Сладким соком налилась
                         А трава, как бахрома
                         Золотая…  
(Хохлома)

Дети: хохлома.

На  экране  ноутбука  появляется   слайд,  где  изображена  хохломская посуда.

Воспитатель:  всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  Давайте рассмотрим хохломские изделия на нашей выставке.

Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают хохломские  изделия

.

 

Воспитатель:  а как мастер  делает  такие  чудеса?

Дети:    мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.

Воспитатель:  одно  удовольствие есть из такой

посуды! А русский народ даже играть выучился на

деревянных ложках.  

Дети, а вот и последний шестой ключик!

Мы нашли их, значит,  скоро  у нас будут гости!

В  группу  входит сказочница-хранительница

народных промыслов.

Сказочница-хранительница:

 здравствуйте, дети, спасибо вам за помощь.  

Знания  о  русских  умельцах  помогли  вам  

отыскать  волшебные ключики, и  дорога  к  вам  

в  группу  стала  свободной.  

А   вот  и  мой  сюрприз  для  вас.

Сказочница-хранительница  раздает  детям  

хохломские  ложки.

Музыкальная  пауза.

Дети под  русскую  народную  мелодию  «Во  поле  березка  стояла»  танцуют  с  хохломскими  ложками. Гостья танцует с детьми.

Сказочница-хранительница:  спасибо, дети, во т порадовали!  А  какая красивая выставка! Вижу я, что знаете вы  много о творениях  русских  мастеров!  Храню я богатство русских мастеров,  и хожу  по России, рассказываю всем о красоте  русских  народных  промыслов! Пора мне в дорогу, до свидания!

Воспитатель:  дети, а давайте  к нашей выставке добавим свои работы и оформим вернисаж  «Народные  промыслы  России?

Дети:   давайте!

Воспитатель:  но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой  росписи. Готовы?

Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.

Воспитатель:  молодцы!

Проходите к столу и приступайте к работе!

Вы сегодня настоящие матера русского народного промысла!

Дети рисуют, используя трафареты, на  выбор выбирают любую роспись. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности. Тема: «Россия – Родина моя», в старшей группе.

Тема: «Россия – Родина моя»Цель: создание условий для уточнения знания детей о государственных и неофициальных символах России в процессе образовательной деятельности. Задачи: Обучающие:Расширить...

Конспект занятия «Народные промыслы России»

Программное содержание:- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивно...

План-конспект совместной деятельности "Достопримечательности России"

План-конспект совместной деятельности в подготовительной группе...

Конспект занятия "Народные промыслы России " в подготовительной группе

ЗадачиОбразовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.Побуждать к стремлению состав...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»

Конспект совместной деятельности педагогас детьми старшей группыпо теме «Экскурсия по экспозиции «Народные промыслы России»...

Конспект занятия "Народные промыслы России"

Занятие по народному декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста....