Цикл занятий "Мир театра"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Программное содержание: дать детям представление о театре; вызвать интерес к нему; познакомить с театральными терминами: «театр», «публика», «билеты», «касса», «спектакль»; учить взаимодействовать друг с другом, договариваться, действовать сообща, уметь выручать друга из беды; развивать умения разыгрывать несложные театральные этюды, спектакли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_teatra.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛ «МИР ТЕАТРА».

Занятие I.

Программное содержание: дать детям представление о театре; вызвать интерес к нему; познакомить с театральными терминами: «театр», «публика», «билеты», «касса», «спектакль»; учить взаимодействовать друг с другом, договариваться, действовать сообща, уметь выручать друга из беды; развивать умения разыгрывать несложные театральные этюды, спектакли.

Музыкальный репертуар: музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?», русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т. Ломовой, «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл Д.Савельева.

Художественный репертуар : Э. Мошковская «Вежливые слова».

Оборудование: тумба с надписью «касса», билеты на представление на каждого ребенка, программы для спектакля, куклы для спектакля би-ба-бо, фланелеграф и карточки с изображением животных, шапочки гусей и волка.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Театр открывается, все готово к началу представления. В кассе продаются билеты за вежливое слово. Читает стихотворение Э. Мошковской «Вежливые слова»:

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

  1. Проходите милый ежик, Вам билет в какой ряду?
  2. Мне поближе, плохо вижу, Вот...СПАСИБО! Ну, пойду! Говорит овечка:

-Мне одно местечко!

Вот мое БЛАГОДАРЮ - доброе словечко.

А вот и утка.

-        Кряк! Целый ряд для меня и для утят! И прокрякала утка: ДОБРОЕ УТРО!

Прискакал олень.

-ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень.
Уважаемые кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!

И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков, Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы, Стукнул зайца пожилого...

-Касса, выдай мне билет!

-Ваше вежливое слово?

-У меня такого нет!

-Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

-МНЕ БИЛЕТ!

-Нет! Нет! Не стучите - мой ответ! Не рычите - мой совет!

Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ! Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.

Музыкальный руководитель: Ребята, что же делать косолапому? (Дети называют вежливые слова, косолапый получает билет). Раз вы такие молодцы, то получайте билеты в театр! (Раздает билеты). Посмотрите, на билетах написано: название театра, название спектакля, начало представления, ряд, место, день когда нужно прийти и как проехать. Мы с вами пришли в театр, в гардеробе повесили одежду, получили номерок, нам предложили бинокль. Но у нас места близко, поэтому мы его не стали брать. У капельдинера мы купим программу. Вот она. Возьмите и вы себе по одной. Откройте и рассмотрите ее. В программе напечатано все, что нам интересно знать о представлении - какие актеры играют, кто сочинил пьесу и как она называется. Пьеса - это сочинение, написанное для представления в театре. А спектакль - это зрелище, которое представляют актеры, или как их еще называют, артисты. Запомнили? А теперь мы с вами пройдем в зрительный зал. Посмотрите, места, которые расположены ближе всего к сцене, называются партером, что в переводе с французского означает - «на земле». У нас билеты в партер. Занимайте свои места. Спектакль начинается!

Дети смотрят русскую народную сказку «Гуси - лебеди», которую показывают воспитатели.

Музыкальный руководитель: Понравился вам спектакль? Вы не устали? Давайте с вами поиграем.

Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?» русская народная мелодия «Как под яблонькой», обр. Т.Ломовой.

Музыкальный руководитель: Вы знаете, что при встрече все друг с другом здороваются: кто-то пожимает друг другу руки, кто-то снимает шляпу, кто-то трется носами. Посоветуйтесь и решите, как ребята в вашей группе друг с другом здороваются. Я считаю до десяти. За это время вы быстро придумаете и покажете, как ребята из вашей группы могут приветствовать друг друга при встрече. Приготовились? Начали! Считаю!

Проводится театральный этюд «Жест приветствия», его задача - научить детей договариваться друг с другом и, точно подчиняясь правилам, сделать задание. См. Приложение 2.

Музыкальный руководитель: На занятии много девочек и мальчиков, совсем разных. И с каждым нужно уметь договариваться и дружить. Сейчас мы с вами выучим песенку про разных поросят. Она называется «Песенка поросенка Хрюка».

Педагог исполняет «песенку поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева. Проводится беседа по тексту песни: о ком поется в песне, какие бывают поросята, похожи ли они на ребят. Песня исполняется снова, детям предлагается подпевать.

Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы друг с другом здоровались, как вы играли и пели. А вам понравилось в нашем театре? Тогда я даю домашнее задание. Придумайте название для нашего театра и нарисуйте эмблему. Что такое эмблема? Вот посмотрите. У меня здесь есть билеты разных театров. На каждом билете есть свой театральный символ. Он называется эмблема. А в нашем театре такого символа нет. Вся надежда на вас, ребята. До свидания!

Домашнее задание: нарисовать эскиз эмблемы детского театра с помощью родителей.

Занятие 2

Программное содержание: продолжать знакомить детей с понятиями: «зритель», «спектакль», «театр»; учить инсценировать небольшое стихотворение, взаимодействовать с партнером.

Музыкальный репертуар: «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б. Чайковского, сл. Д. Савельева, Э. Григ «Шествие гномов».

Оборудование: иллюстрации к музыкальным спектаклям, иллюстрации из оперных и балетных спектаклей, шапочки ворон.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие зрители! Как вы думаете, почему я к вам так обращаюсь? Наверно, потому, что мы все время с вами что-то смотрим. Ходим в музыкальный театр - смотрим музыкальное представление. А они, как известно, бывают разные. Хотите узнать, какие. Тогда милости прошу в наш театр. Правда я еще не знаю, как он у нас называется. ВЫ придумали дома название? Тогда сейчас посмотрим. Проходите и садитесь на стульчики.

Проводится беседа о названии театра, дети слушают названия, которое придумал каждый и пытаются выбрать самое красивое и самое подходящее. Затем музыкальный руководитель рассказывает о каком-либо театре. Можно использовать фрагменты аудио и видеозаписей или просто иллюстрации.

Музыкальный руководитель: Я вижу, вы немножко устали, поэтому предлагаю поиграть. Игра называется «Вороны». Я буду читать вам потешку про ворон, а вы будете воронами. (Читает стихотворение):

Вот по елочкой зеленой        Дети разбегаются по залу

Скачут весело вороны        и машут руками.

Кар, кар, кар! (громко)

Целый день они кричали,        Дети подпрыгивают на месте и машут руками.

Спать ребятам не давали, Кар, кар, кар! (громко)

Только к ночи умолкают        Дети присаживаются, сложив за спиной руки.

И все вместе засыпают Кар, кар, кар (тихо).

Игра проводится два-три раза с уточнением движений.

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами продолжим учить песенку, с которой познакомились на прошлом занятии. Как они называется? О ком в ней поется?

Ответы детей. Педагог поет песню а капелла, показывая направление мелодии, скачки голосом. Детям предлагается подпевать.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А теперь мы поиграем с вами в «передавалки». Возьмите свои стульчики и тихонько сядьте вместе со мной в круг. Я буду показывать, что нужно «передавать» друг другу. Начинаем!

  1. Передай улыбку соседу (дети по кругу «передают» улыбку друг другу).
  1. Передай соседу страшилку (каждый ребенок делает страшное выражение лица и передает другому).
  2. Передай по кругу смешилку (дети делают смешное выражение лица и «передают» по кругу).

Музыкальный руководитель: Послушайте стихотворение про старичка-лесовичка, которое написал Даниил Хармс, а потом мы попробуем его инсценировать. (Читает):

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-буда бе-бе-бе,

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да буль-буль-буль!

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах, ах, ах!

Игра проводится несколько раз. Дети изображают старичка, паука, стрекозу. Далее педагог предлагает детям вспомнить, какие еще маленьких человечков они знают, и послушать музыку Э. Грига «Шествие гномов».

Музыкальный руководитель: Скажите, о каких маленьких человечках вам рассказала музыка? Кого вы себе представили?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. А вам? А теперь домашнее задание: посмотрите, как родители чистят картошку, попросите их, чтобы они научили вас это делать.

Домашнее задание: детям - узнать, как чистить картушку, родителям - показать детям, как это делается.

Занятие 3

Программное содержание: продолжать знакомить детей с театральной терминологией; познакомить с устройством зрительного зала; показать детям, как актер-кукловод показывает кукольный спектакль.

Музыкальный репертуар: «Кремена» А. Арский; «Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. А. Пассовой.

Оборудование: ширма со сценой для спектакля «Колобок», шапочки персонажей, колобок сделан из воздушного шара, шаблоны на каждого ребенка для домашнего задания.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, уважаемые зрители! Как вы думаете, где, в каком месте к вам могут так обратиться? (Ответы детей). Правильно, в цирке, в театре. Сегодня мы с вами снова отправляемся в театр. Давайте вспомним, как называется место, где продают билеты? Правильно, касса. Мы с вами снова покупаем билеты на представление за вежливое слово. Пожалуйста, пройдите и купите билеты на сегодняшнее представление. (Дети покупают билеты и проходят в зрительный зал). ВЫ забыли у капельдинера купить программу, тоже за вежливое слово. Посмотрите, какой сегодня спектакль? Как он называется? Да, это «Колобок». Вы уже знаете, что места в зрительном зале называются по-разному. Например, слово партер, как я вам уже говорила, обозначает места, ближе всего расположенные к сцене, по-французски - «на земле». Раньше, очень давно, прямо на земле, сидели простые горожане, которые приходили на представление. По бокам внизу - ложи, что переводится как «помещения». В каждой такой ложе, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуар. Он расположен на одной высоте со сценой. А сверху над бенуаром тоже расположены ложи. Они образуют бельэтаж. Вот сколько новых слов вы сегодня узнали. А теперь я расскажу вам, что такое сцена. Это место в театре, где разыгрывается представление. Сцену от нас сейчас скрывает занавес. Но вот свет в зале гаснет, занавес открывается и начинается спектакль!

Сказку «Колобок» может показывать один педагог, а колобок может быть сделан как кукла-марионетка из воздушного шарика. Пока колобок катится по лесу, педагог меняет шапочки зверей. Роль бабки и деда можно исполнить с помощью масок на палочке. Детей знакомят с новым видом кукол: куклы-марионетки. Педагоги по своему усмотрению могут показать любой другой спектакль.

Музыкальный руководитель: Понравился вам спектакль, ребята? Давайте пройдем на сцену и посмотрим, как этот спектакль был создан. Наша актриса поможет нам разобраться в этом.

Детям показывают «кухню» спектакля: как педагог быстро меняет шапочки, как двигается колобок. По желанию, дети пробуют сами поучаствовать в спектакле.

Музыкальный руководитель: Понравилось вас участвовать в спектакле? Попробуйте дома для родителей устроить такой спектакль сами. Шапочки волка, зайца, лисы, медведя можно сделать из вот этого шаблона. Посмотрите. Вырезаем разные уши из цветной бумаги вот так или из картона. Зайчику уши оставляете длинными и раскрашиваете маску в светло-серый цвет. Для волка - другие уши: лишнее отрезаете, для лисы ушки рыжие, для медведя коричневые. А «бабушку» и «дедушку» можно сделать, используя большие маски, закрывающие все лицо. Из чего в нашей сказке сделан колобок? Правильно, из большого воздушного шара. Итак, новое задание вы получили. А теперь заглянем 8 огород к бабушке и дедушке и посмотрим, что у них растет на грядках. Послушайте песню «Огородная - хороводная».

Педагог исполняет песню «Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. А.Пассовой. после песни проводится беседа по тексту, дети рассказывают, какие овощи растут, повторяют слова при повторном исполнении.

Музыкальный руководитель: Проверяем с вами старое домашнее задание. Кто видел, как родители чистят картошку? Все! Молодцы! Тогда за работу.

Проводится игра на имитацию движений «Как варили суп». Педагог читает стихотворение, дети выполняют все движения по тексту.

Музыкальный руководитель:

Правой рукою чищу картошку,

Шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою,

Картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке,

Разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу

И на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь, зажигаю горелку,

Сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук,

Воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку,

В горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою,

Ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку,

Перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою,

Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит.

Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

Супчик готов! «Угощайте» друг друга!

Музыкальный руководитель: А теперь я приглашаю вас потанцевать. Мы выучим с вами новый танец «Кремена».

Педагог с детьми разучивает новый танец «Кремена» музыка А.Арского.

Музыкальный руководитель: Мне очень понравилось, как вы занимались.

Музыкальный руководитель раздает каждому ребенку шаблоны для домашнего спектакля и объясняет родителям, как нужно помочь ребенку в его работе над домашним спектаклем. В детский сад предлагается принести фотографии, где изображен ребенок в его работе над спектаклем, рисунки, домашние заготовки.

Приложение: следующее занятие можно посветить разбору домашних спектаклей с участием родителей.

Занятие 4

Программное содержание: продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом; познакомить с героем уличного театра Петрушкой.

Музыкальный репертуар: «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б.Чайковского, сл. Д.Савельева, «Про козлика» муз. Г. Струве, сл. В.Семернина.

Оборудование: «волшебный мешочек», игрушка Петрушка, шапочки козы, козлика, собаки, барашка, коровы; куклы для спектакля «Зимовье зверей».

Ходя занятия.

Музыкальный руководитель встречает детей у музыкального зала. У него в руках игрушка Петрушка. Он рассказывает детям об уличном театре, о бродячих артистах, о кукле Петрушке.

Музыкальный руководитель:

Эй, здорово, ребятишки,

Мои знакомые девчонки и мальчишки!

Эй, девчонки-подружки, веселушки, хохотушки,

Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы.

Будем шутки шутить да гостей веселить.

Эй, честной народ, отдохни немножко,

Петрушка к вам пришел поразвлечь немножко.

Музыкальный руководитель: Ребята! Петрушка приглашает вас к себе в гости. Проходите и садитесь не на стулья, а вот здесь, на коврике, перед ширмой, за которой вы все и увидите.

Проводится Игра с Петрушкой «Волшебный мешочек», петрушка описывает предмет, а дети его отгадывают.

Музыкальный руководитель: А теперь Петрушка будет загадывать вам загадки, а вы - отгадывать. Петрушка загадывает загадки про домашних животных и птиц. Дети отгадки показывают.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним песенки про домашних животных, которые вы уже разучивали. Если вы затрудняетесь, то я вам подскажу.

Педагог исполняет музыкальные фрагменты песен «Про козлика» муз. Г.Струве, сл. В. Семернина, «Песенка поросенка Хрюка» муз. Б.Чайковского, сл. Д.Савельева. Дети вспоминают песни и исполняют их. Музыкальный руководитель предлагает детям инсценировать песню «Про козлика».

Затем проводится игра в «превращалки»: дети делятся на пары, один их которых «скульптор», а другой «глина». «Скульптор» превращает «глину» в домашнее животное. Детям необходимо объяснить это задание поподробнее. Изображающий «глину» не должен сопротивляться, а «скульптор» работает нежно, не причиняя «глине» боль. Можно использовать подручный материал: накладные уши, хвосты. На счет «три» животное оживает и живет, пока педагог считает медленно до десяти. Нужно показать, как оно ходит, как и чем питается. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами.

Музыкальный руководитель: Скажите, а что труднее: быть «скульптором» или «глиной»? Попробуйте дома побыть «скульпторами». Но глиной у вас будет ваша рука. Слепите из нее какое-нибудь существо, вдохните в него жизнь и пусть оно оживет. Попробуете? Тогда до встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИДЁМ В ТЕАТР" - цикл бесед о театре

        Для чего, и почему, театр так важен в жизни ребёнка - мы уже говорили во вступительном слове: "Театр - это самый короткий и продуктивный путь к формированию со...

Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста

Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству...

Цикл занятий бесед о театре

Цикл занятий бесед о театре...

Цифра 5. Занятие из цикла "Математический театр"

Занятие из цикла "Математический театр" (программа "Радуга")...

ЦИКЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ "ТЕАТР В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытыва...