Роль поисковой деятельности в формировании личностных качеств старших дошкольников и развитии их творческих способностей
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Дмитриева Лариса Владимировна

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poiskovoy_deyatelnosti.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Воспитатель:  Дмитриева Л.В.

                                                     МБДОУ № 1 д/с «Светлячок»

       Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, мы часто используем комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных  навыков, что очень важно для будущих школьников, как их интеграция (взаимопроникновение этих разделов друг в друга). Интегрированный метод обучения является для нас новым. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема, решая которую дети проявляют свою активность.

       Отечественные ученые выделили два типа детской активности:

1 – собственную активность ребенка,  полностью определяемую им самим.

2 – активность ребенка, стимулируемую взрослым.

           Развивая у детей моей группы познавательных и творческих способностей, попробовала использовать технологию проектирования, как одну из форм поисковой деятельности. Проектирование поводилось с учётом уважения личности каждого ребенка, принятие его целей, запросов, интересов и свободы всех участников в выражении субъективного мнения, в выборе,  как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.                        Дети охотно приняли проблему, которую я предложила.

            Играя на прогулке в игру «Кафе», дети с интересом «готовили» различные блюда, напитки. Угощали других детей и меня. Шёл разговор о любимых блюдах детей.  Вот тут я им и предложила написать с родителями рецепты любимых блюд.  

           Придя домой на следующий день в детский сад, дети рассказывали и показывали свои рецепты.  Их оказалось так много, что кто-то из девочек  предложил: «Давайте сделаем кулинарную книгу, как у моей мамы».  Дети поддержали идею, стали высказывать свои предложения, размышления, идеи.  В этом обсуждении я была соучастником, в каких–то  моментах стимулировала активность детей, замечая и поощряя их. Это помогло детям понять, что они делают правильно, а где ошибаются.

           Здесь проявились те два типа детской активности: собственная активность и активность, стимулируемая взрослым.

           Прочитав опыт работы детского сада № 138 города Москвы «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,  выяснила, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при участии и поддержке взрослого.

1 этап проектирования – это освоение проектирования (первые попытки детей решить проблему самостоятельно, но ведущая роль принадлежит воспитателю).

2 этап – это освоение проектирования. На этом этапе активность взрослого снижается.

3 этап – творческий – этап развития проектной деятельности. Этот этап характеризуется высоким уровнем интереса  детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе – развить и поддержать творческую активность детей, создать условия для самостоятельного определения цели, содержания предстоящей деятельности, выбора способа работы над проектом и организовать её.

          Так как я работаю с детьми подготовительной группы, решила  начать проектную деятельность сразу с третьего этапа. Вместе с детьми, используя алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования, определили этапы работы над кулинарной книгой:

  1. Проблема (цель) – создать книгу с кулинарными рецептами любимых детьми блюд.
  2. Мотивация – угостить родителей и сотрудников детского сада блюдами, приготовленными своими руками на утреннике, посвященному выпуску в школу.
  3. Распределить все принесенные рецепты на 4 группы: а) салаты,

б) вторые блюда, в) десерт, г) напитки.

      4. Нарисовать иллюстрации к рецептам блюд.

      5. Определить средства реализации проекта.

      6. Собрать рецепты и иллюстрации в одну большую книгу.

      7. Обсудить результат: ход работы, действия каждого, выяснить причины      

          успехов и неудач.

  1. Совместно определить перспективы развития проекта.

Выполняя этот проект, дети   делились  на две группы: одни сортировали рецепты, другие рисовали иллюстрации.  

       Определяя перспективы развития проекта, дети решили добавить в кулинарную книгу рецепты блюд, богатые витаминами для сохранения и укрепления здоровья.

        Таким образом, применяя в работе проектный метод, мы формируем личностные качества ребенка, необходимые для успешного обучения в школе (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды; подчинять свой темперамент, характер общим интересам; умение решать творческие споры; достигать договоренности; делиться собственным опытом; оценивать свои действия и действия товарищей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...

Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»

Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр...

«Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».

laquo;Влияние театрализованной деятельности на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника».«Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка к его душе»Л. С...

О РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена влиянию игровой деятельности на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, особенностям ее содержания, развития и влия...

Консультация для педагогов «Формирование личностных качеств ребенка дошкольника»

Познакомить педагогов с основными (базовми) личностными качествами человек, с тем как они формироуются и влияют на характер, направленность, мотивацию личности...

Формирование личностных качеств у дошкольников посредством обогащения образовательной деятельности здоровьеоринтированной кейс-технологией

Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положитель...


 

Комментарии

Здорово!!! Мне тоже пригодится в работе!!! Спасибо!!!