Тематический досуг "Во саду ли, в огороде"
материал (старшая группа) по теме

Невзорова Ирина Владимировна

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию вид деятельности, который меняет характер взаимодействия с родиелями детей, одновременно способствуя решению воспитательно-образовательных задач коррекции.

работая долгое время в логопедических группах, я заметила, что даже к концу периода изучния определенной лексической темы, знания детей остаются разрозненными, расчлененными. "Поставить последнюю точку" в изучении лексической темы помогают совместные с родителями интегрированные досуги, которые "соединяют" различные области знаний детей, обобщая и закрепляя их.

Досуги проводятся в музыкальном зале, готовятся совместно воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и родителями детей. В начале учебного года я составляю план проведения итоговых досугов с родителями согласно комплексно-тематическому принципу планирования. Родители охотно подключаются к подготовке таких досугов, они собирают материал для них совместной с детьми, продумывают свое краткое совместное выступление - сообщений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_sadu_li_v_ogorode.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида № 2305


3-й Митинский переулок, д. 6, корп. 2


Тел/факс: 753-32-02


Тематический досуг

 «Во саду ли, в огороде»

 (для старшего дошкольного возраста)

Подготовила и провела

воспитатель Невзорова И.В.

2011 год

Перспективный план проведения тематических досугов

по закреплению лексических тем, на 2011/12

учебный год (с участием родителей)

Месяц

Название закрепляемой лексической темы

Тематический досуг

Октябрь

«Овощи» и «Фрукты»

«Во саду ли, в огороде »

Ноябрь

«Осень», «Перелетные птицы»

«До свидания, осень»

Декабрь

«Одежда», «Обувь», «Головные уборы»

«Чудо - дерево»

Февраль

«Зима», «Зимние

забавы»

«Зимушка хрустальная»

Март

«Профессии»,

 «Моя семья»

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Апрель

     «Весна», «Цветы»

«Весна идет! Весне дорогу!»

Программное содержание:

  1. Закрепление лексических тем «Фрукты», «Овощи» (обогащение словарного запаса, закрепление лексико-грамматических конструкций)
  2. Развитие зрительной памяти, целостного восприятия предмета;
  3. Развитие воображения и логических форм мышления.
  4. Воспитание чувства коллективизма, умения поддержать товарища.
  5. Развитие детско-родительских отношений

Атрибутика:

  1. Макеты дерева и грядок (из оргалита и картона).
  2. Карточки с изображением овощей, фруктов.
  3. Соки в пакетиках (овощные и фруктовые).
  4. Карточки со схематическим изображением овощей и фруктов.
  5. Карточки с условными обозначениями – значками.
  6. Эмблемы с изображением лука и яблока – каждому ребенку.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихов об овощах и фруктах, рассматривание иллюстраций.
  2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
  3. Знакомство детей с познавательной информацией об овощах и фруктах.
  4. Продуктивная деятельность.

Ход досуга:

          Под музыку дети из команд « Яблочко » и « Лучок » заходят в зал и становятся

        полукругом.

   На них надеты шапочки овощей: капусты, репы, лука, огурца, моркови:

  1. Исполняется хороводная песенка « Угощайтесь, детки ! »
  2. Дети читают стихи « Добрый огород » и « Фрукты — радость  для  ребят», (тексты

    стихов прилагаются).

  1. Представление команд и капитанов команд.
  2. Задание « Подбери красивые слова »(можно сидя на ковре, в кругу и передавая мягкую игрушку)

- команда « Лучок » - для команды « Яблочко » и наоборот.

Пример. Яблочко (какое?) - круглое, красное, сладкое, кислое, кисло-сладкое, сочное, душистое, ароматное, наливное, спелое.

Лучок (какой?) - круглый, жёлтый, белый, сиреневый, хрустящий, душистый, сочный, сладко-горький.

  1. Задание капитанам команд: « Собери картинку » (баклажан, груша - 5-6 частей).
  2. Загадки (тексты прилагаются).
  3. Игра малой подвижности « Вершки и корешки »

(Называем овощ-вершок - поднимаем руки вверх, корешок - садимся).

8.        Сообщение - презентация о фруктах, (ребёнок вместе с мамой из команды « Яблочко »

    заранее  готовят интересное сообщение о фруктах тёплых краёв - цитрусовых). (текст

    сообщения прилагается, ребенку для активизации внимания можно дать в

     руки игрушечный микрофон, изображения фруктов выносятся но экран).

9.        Конкурс - эстафета « Собери овощи и фрукты в корзинки »

( Овощи (муляжи) и фрукты (муляжи) лежат в обруче  на полу. Дети двух команд стоят напротив него в двух колоннах. Рядом с каждой колонной - корзинки. Собираем овощи и фрукты в корзинки, родители могут принять участие в  этом конкурсе).

10.        Задание « Размести фрукты на дереве, (в саду), овощи - на грядке (в огороде).

(На полу лежат карточки с изображением овощей и фруктов изображением вниз. Дети под музыку перемещаются по залу, а на остановку музыки берут любую карточку7 и относят её в

 « сад » или « огород ».)

11.        Сообщение – презентация ребёнка и его мамы ( из команды « Лучок ») об овощах русского огорода (репе, тыкве, горохе). (текст сообщения прилагается, изображения овощей выносятся на экран).

12.        Задание  « Волшебный ящик » (проводится сидя на полу, в кругу).

В картонной коробке с зашторенным окошком — натуральные овощи и фрукты. Воспитатель подносит ящик к каждому ребёнку, и дети на ощупь определяют, какой фрукт или овощ им попался. ( это задание также можно предложить родителям)

для старшей группы: морковь, огурец, помидор, свёкла, лук, яблоко, банан, лимон, апельсин, слива, персик, груша.

      для подготовительной группы можно добавить картофель, чеснок, сладкий перец, баклажан, грейпфрут, гранат.

  1. Задание « Дорисуй и покажи » (с игровизорами) (на листах бумаги, вложенных в планшет-игровизор,  изображены элементы схематического рисунка овощей или фруктов, дети маркерами дорисовывают овощ или фрукт).
  2. Задание « Овощные и фруктовые ряды » - соотнесение схематического изображения овоща (фрукта) с его условным обозначением (значком). (На полу выкладываются две дорожки со значками, дети рядом с каждым значком кладут изображение овоща (фрукта).

      После выполнения каждого задания жюри подводит итоги. Количество заданий для детей старшей группы целесообразно сократить до 7-8.

     Используемая литература:

  1.  Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?» М, «Гном и Д», 2003 г.
  2. Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?» , «Гном и Д», 2003 г.

   


                      Приложение

 

Загадки:

Золотые, наливные

На ветвях они висят.

Они старых молодят.

                                           (Яблоки)

Отгадай мою загадку:

Плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид,

Жёлтой кожурой покрыт. Лакомство для обезьян.

Мы зовём его...

                                         (Банан)

Этот плод продолговатый.

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат.

Называется он...

                                        (Груша)

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей - дольки.

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим.

Все по долечке съедим.

                                      (Апельсин)

Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы...

                                      (Лимон)

В огороде пусто,

Если нет... (капусты).

Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам даёт.

                                      (Сахарная свекла)

Свернулась клубком. Укрылась хвостом. Гладкая, крепкая

И зовётся... (репкою).

Изогнутые, длинненькие,

А зовут их « синенькие ».

                                    (Баклажаны)

Тому, кто занемог,

Поможет...      

                                        (Чеснок).

Полезными витаминами.

Этот плод богат.

Северными апельсинами

Мы зовём...

                                       (Томат).


Стихи

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днём!

Тёплый луч по грядкам бродит. Мятой пахнет чернозём!

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой

Мёдом белого налива

У меня над головой.

Всё поспело, всё созрело –

Добрый будет урожай!

Здесь для всех найдётся дело.

Не ленись, да собирай!

Фрукты - радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете. Яблоки и апельсины.

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты -Витаминами богаты.

Фрукты - радость для ребят,

Их в садах для нас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим,

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,  

Джем, повидло, мармелад.

Чтоб порадовать ребят!


Примерные тексты сообщений по теме «Овощи»

  1. Репа:

Это овощ небольшого размера, круглой формы, желтоватого цвета с плотной тёмно-зелёной ботвой, относится к корнеплодам, т. к. накапливает питатель ные вещества в утолщённом корне..

Родина репы -  Европа и Азия  (в частности, Сибирь).  В древности репа счита лась пищей бедняков. А в России репу начали выращивать раньше всех дру гих овощей.

Из репы готовили множество вкусных блюд:

  1. варили похлёбку
  2. парили в русской печи
  3. использовали как начинку для пирогов
  4. готовили репный квас
  5. ели с мёдом
  6. варили с крупой (репник)

Репу можно и полезно есть в сыром виде, она вкусная и сладкая. В ней много витаминов, минеральных солей, фитонцидов (вещества, губительные для микробов)

Созревает репа в сентябре (осенью). В старину день сбора урожая репы называли « репорезом ».

Репа для русского народа -  герой самой поггулярной народной сказки (ка кой?), про неё сложены поговорки, пословицы (« проще пареной репы »), придуманы загадки (« в землю крошки, а из земли лепёшки)

2.        Тыква:

Это овощ размером от апельсина (декоративные сорта) до большого мяча (съедобные сорта). Форма у тыквы тоже самая разнообразная: вытянутая (словно бутылка), плоская, шарообразная; цвет кожуры варьирует от жёлто го, оранжевого до зеленовато-коричневого и тёмно-зелёного.

Кожура у тыквы при высыхании становится очень плотной, твёрдой. По этому в древности из тыквы делали посуду, музыкальные инструменты, до мики для птиц (скворцов).

Родина тыквы — Мексика, страна, где всегда тепло и солнечно, поэтому тыква - это теплолюбивое растение.

Тыква очень полезна (витамины, минеральные вещества). Тыкву исполь зуют для приготовления;

  1. оладий, блинов
  2. начинка для блюд из теста
  3. рисовой и пшённой каши с тыквой
  4. запекают в духовке
  5. жарят ломтиками на сковородке
  6. добавляют в салат

Можно есть и в сыром виде.

     Урожай тыквы собирают в конце лета - начале осени. Тыква может долго хранится и не терять своих полезных качеств.

3. Горох:

У гороха длинный вьющийся стебель с усиками, которыми он цепляется за опору. После цветения образуются стручки из двух половинок, в которых прячутся семена — горошинки.

Родина гороха — юг России, Крым, Кавказ. Зелёный горошек богат витаминами и является чемпионом по содержанию белка среди овощей. Белок — это вещество, необходимое для роста костей, мышц всех живых организмов.

Горох можно есть в свежем виде, а также использовать как:

  1. гарнир к мясным блюдам
  2. компонент салатов, винегретов
  3. варить гороховый суп и гороховую кашу

При выращивании гороха в земли образуется очень важное и нужное для всех растений вещество — азот, без него не вырастет не один овощ, фрукт или ягода, поэтому горох называют « зелёной фабрикой азота ».

Цитрусовые.

Лимон, апельсин, мандарин, лайм, помело, грейпфрут - все это цитрусовые растения. Они вечнозеленые.

Родина лимона - Индия и Индокитай. Название «лимон» от малайского «лемо» -полезный для матерей. Лимон и его сок богаты витаминами и борются с головной болью и гриппом.

Лимоны любят теплый климат субтропиков, где много морской влаги, света и тепла.

Немало вкусных блюд научились готовить люди из лимонов. Очень вкусен и полезен чай с лимоном!

Чай с лимоном.

Я друзей своих встречаю,

Тортом с чаем угощаю.

- Положите в чай лимон!

Хоть и очень кислый он,

Чай с лимончиком вкусней

И полезней для детей!

Лайм - близкий родственник лимона, и, хотя они очень похожи, именно лайм во многом полезнее, чем лимон. Считается, что лайм привезли с собой арабы из Индии во времена их завоевательных походов.

Родина апельсина - Китай. Слово «апельсин» переводится как «китайское яблоко». В России апельсины впервые стали выращивать в оранжереях при царских дворцах и подавали после царского обеда на десерт. Слово «оранжерея» происходит от французского «оранж» (апельсин).

Апельсиновые деревья и сейчас выращивают в теплицах.

Апельсин растет в теплице.

Мы идем с большой корзиной -

Собираем апельсины.

За окном мороз трескучий,

Сыплет снег из темной тучи.

Всякий может удивиться:

Как же вырос апельсин

Посреди седых равнин?

Апельсин растет в теплице -

Там особенный уход,

И тепло там круглый год!

Грейпфрут похож на апельсин, но мякоть его кислее и имеет привкус горечи. Этот фрукт растет гроздьями. На каждой - от трех до двенадцати или больше плодов, что делает его похожим на кисть винограда (отсюда и название: от англ. §гаре (виноград) и ггш! (фрукт)).

Помело от грейпфрута отличается более крупными волокнами и очень сладким вкусом. Помело считается одним из самых крупных цитрусовых фруктов. Масса плода может достигать 10 килограммов, диаметр - 30 сантиметров. Кожура обычно толстая. Цвет спелого фрукта - желтый.

Мандарин - праздничный фрукт, именно его запах напоминает нам Новый год.

Запах Нового года.

Вкусно пахнет Новый год!

Скоро, скоро он придет!

Пахнет он смолистой хвоей,

Мандаринов кожурою,

Пахнет сдобным тестом сладким

И ванильной шоколадкой!

Было время, когда на новогоднюю елку вешали на ниточках мандарины, завернутые в золотую и серебряную фольгу. Мандарин родом из Китая и Японии. Важных чиновников в древнем Китае называли «Мандарины»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект календарно-тематического планирования во второй младшей группе «Во саду ли, во огороде».

«Обновление содержания обучения и воспитания, форм дошкольного образования  дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида в условиях федеральных государственных требований» {C}{C}...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

План-конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Идём копать картошку» (тематическая неделя ««Во саду ли, в огороде») Автор: Федькушова Н.В.

Цель: расширять у детей знания об окружающем миреЗадачи:    - закреплять у детей знания о картофеле,- учить детей собирать урожай картофеля,- развивать чувство коллективизма,- воспитыва...

Тема: «Во саду ли в огороде. Фруктовый сад и овощная грядка» Ежедневное планирование тематической недели в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы

Тема: «Во саду ли в огороде. Фруктовый сад и овощная грядка»Развернутое содержание работы: Расширять представления детей о фруктах и  об овощных культурах. Учить различать и называть ...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Во саду ли в огороде"

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по теме: "Во саду ли в огороде"...

Тематическая неделя "Во саду - ли в огороде"

Цели: расширять представления детей об овощах , фруктах, ягодах; Формировать представление о взаимосвязях человека и щедрых  даров природы; поощрять стремление детей отражать свои впечатления в р...