Развиваем и корректируем.
статья (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Статья об опыте работы с детьми имеющими трудности в развитии. В приложении Программма социально-личностного роста детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_i_korrektiruem.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Развиваем  и корректируем.

 Е. И. Макарова.

Перед каждым родителем еще в детском саду стоит вопрос о том, как подготовить ребенка к школе, как суметь предвидеть и предупредить школьную неуспеваемость и дезадаптацию, как избежать трудностей в общении? Как не навредить собственному ребенку?  И для меня, как для психолога, эти вопросы звучали вполне актуально. Как организовать работу так, чтобы на все хватало времени, чтобы не упустить ничего из виду, чтобы охватить все сферы развития ребенка?  Как организовать консультативную деятельность, если у меня это учреждение стало вторым местом работы, дополнительным к основному, и по нагрузке занимало всего половину ставки. Хочется поделиться своими впечатлениями от этой деятельности и опытом работы.

Коррекционно-развивающая работа в детских садах строится по-разному. Хотя, кажется, что и нового в ней ничего нет. Масса специальной литературы, множество авторских программ, но в каждом учреждении присутствуют свои особенности, существуют свои проблемы. Вот и в нашем коллективе получилось так, что сложились особые условия. Так как учреждение комплексное и состоит из детского сада, с присутствием детей раннего возраста и начальной школы. Возрастной диапазон  значительный и содержит много трудностей, для хорошо развитой и отлаженной системы образования. Но для меня, как для педагога – психолога, показалось это очень удобным. Так  как есть возможность  наблюдать детей и взаимодействовать с ними  практически с 2 лет и до10, фактически до среднего звена школы. Удобно отслеживать особенности развития, характерные проявления, поведение, возможность вырабатывать рекомендации с учетом «знания» ребенка с раннего детства.

К сожалению, есть и свои «минусы». Так как учреждение находится в сельской местности, педагогических кадров катастрофически не хватает, постоянно происходят перестановки, в связи с текучестью. Также возрастной ценз коллектива достаточно преклонного возраста, а это свидетельствует о том, что есть проблемы «выгорания» педагогов, частые заболевания.

Тем не менее, для оказания помощи более слабым детям, хотелось построить работу таким образом, что бы все возрастные группы получали должное внимание специалистов.

В начале моей деятельности, как обычно начала с выявления детей группы риска. Для этого использовала методы наблюдения и диагностики различных сфер. Также проводила обследования по запросам педагогов, администрации, родителей. Для работы с детьми, у которых наблюдалась педагогическая запущенность, применяла следующую систему психологической коррекции:

На первом этапе для определения индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, подлежащих коррекции, таких как:

  1. Дисгармония развития.
  2. Нестабильность, ригидность нервной системы.
  3. Неразвитость производности психических процессов в сравнении со сверстниками.

Применялись следующие педагогические приемы:

  1. Понимание.
  2. Сочувствие.
  3. Снятие напряженности.
  4. Рационализация воспитательно-образовательного процесса.
  5. Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
  6. Личностная перспектива.

А также психологические методы:

  1. Развитие произвольности в двигательной сфере.
  2. Развитие произвольности в познавательной сфере.
  3. Развитие произвольности в общении и поведении.
  4. Когнитивная тренировка.
  5. Терапия средствами искусства.

На втором этапе определения свойства субъекта деятельности

Предметы коррекции

  1. Дисгармония мотивов учения
  2. Школьная тревожность.
  3. Низкая учебно-познавательная активность.
  4. Несформированность основных учебных умений.
  5. Слабая обучаемость.

Педагогические приемы

  1. Позитивное стимулирование.
  2. Авансирование успеха.
  3. Акцентуация достижений ребенка в деятельности.
  4. Парциальная оценка результатов.
  5. Наглядные опоры в обучении.
  6. Комментируемое создание учебных ситуаций элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опт детей.
  7. Поэтапное формирование умственных действий.
  8. Опережающее консультирование по трудным темам.
  9. Щадящая учебная нагрузка.

Психологические методы

  1. Снижение значимости учителя.
  2. Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
  3. Десенсибилизация к оцениванию.
  4. Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
  5. Релаксация и эмоциональное отрегулирование школьных страхов.

На третьем  этапе.

Подструктура личности:

  1. Свойства субъекта общения.

Предметы коррекции:

  1. Высокая тревожность.
  2. Слабая социальная рефлексия.
  3. Трудности общения.
  4. Неадекватное поведение.
  5. Низкий социальный статус.

Педагогические приемы:

  1. Доверие к личности ребенка.
  2. Формирование реально осознаваемых мотивов поведение.
  3. Формирование реально действующих мотивов поведения.
  4. Анализ конфликтных ситуаций.
  5. Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
  6. Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения со сверстниками.

Психологические методы:

  1. Игровая коррекция поведения в группе.
  2. Развитие позитивного общения.
  3. Ролевое научение.
  4. Коммуникативные игры и упражнения.
  5. Статусное перемещение детей.
  6. Расшатывание традиционных позиционных ролей.

 На четвертом этапе

Подструктура личности:

  1. Свойства субъекта самосознания.

Предметы коррекции:

  1. Нерушимый образ Я.
  2. Неадекватная самооценка.
  3. Неудовлетворенные притязания на признание.
  4. Комплекс неполноценности.

Педагогические приемы:

  1. Безусловное принятие ребёнка.
  2. Выборочное игнорирование негативных поступков.
  3. Эмоциональное «поглаживание» ребёнка.
  4. Позитивное побуждение к деятельности и общению.
  5. Ожидание завтрашней радости.

Психологические методы:

  1. Идентификация.
  2. Зеркальное отражение.
  3. Подтверждение уникальности ребенка.
  4. Развитие позитивного восприятия других.
  5. Самовнушение (я хочу, я могу, я буду).

Для реализации такой системы нам было необходимо включить в работу весь коллектив педагогов. Для этого мы провели семинары, где не только обучали педагогов приемам и методам работы с «особыми» детьми, но и помогали в решении их личных проблем, разрабатывали рекомендации, игры для каждого возраста. Выработали основные принципы работы с «особыми» детьми. Для нас они выглядели так:

  1. Создай оптимальные условия для развития ребёнка, даже если у него есть педагогическая запущенность, детям свойственна собственная познавательная активность, что предполагает способность к определенным усилиям для преодоления интеллектуальных трудностей.
  2. Оптимальные условия, это прежде всего – определение и использование зоны ближайшего развития, поддержка и развитие собственных мотиваций ребенка.

К сожалению, и то, и другое в некоторых группах и классах выглядело неудачно. И дети очень быстро теряли интерес к процессу. КАК ЖЕ БЫТЬ? Что – то нужно было сделать, что бы мотивация ребёнка на занятиях была необходима самому ребёнку, что бы развитие и познание стимулировалось самим процессом, а не чем-то внешним?

Это, скорее всего основной вопрос как для психолога, ведущего развивающие и коррекционные занятия, так и для воспитателя, учителя, которые проводили свои плановые занятия и уроки.

Помня о неповторимой индивидуальности каждого ребенка и учитывая трудности развития «особых» детей, мы определили чего делать ни в коем случае нельзя:

  1. Нельзя выставлять дошкольникам отметки.
  2. Нельзя устраивать соревнования друг с другом.
  3. Нельзя одновременно дисциплинировать и думать вместе с ребёнком.
  4. Нельзя обещать награды вне самого процесса.

Кроме того, что в нашем саду и школе находилось достаточное количество педагогически запущенных детей, очень многие к тому же были с плохой речью. Эту проблему тоже было необходимо решать.

Мы стали добиваться открытия в начале логопедического пункта, затем речевой, а позже и коррекционной группы.

Добавилось специалистов. Стали подробнее анализировать проблемы каждого ребёнка, выявлять общие трудности в группах, классах.

Наблюдая общую тенденцию некультурного поведения и общения во многих семьях  мы понимали необходимость коррекции и развития эмоциональной сферы, а также сферы общения, как дошкольников, так и младших школьников. У меня были разработки таких занятий, я их проводила, но, к сожалению, быстрого результата по всему учреждению в целом, получить не удавалось. Хотя занятия и проходили интересно, детям они нравились, особенно игры и различные игровые упражнения. Тем не менее  педагоги и родители отмечали, что характер взаимоотношений между сверстниками, а также между взрослыми и детьми постепенно менялся в лучшую сторону. Мы решили, что занятий психолога было крайне недостаточно.

И тогда мы разработали программу социально-личностного роста для дошкольников и младших школьников и назвали ее «ЗДРАВСТВУЙ». Посредством этой программы мы рассчитывали значительно расширить знания детей, дать возможность получить им необходимые навыки общения. Занятия имели определенный порядок, длительность их была учтена для всех возрастных категорий. Пособия и материалы необходимые для реализации программы обеспечили и предложили на рассмотрение коллективу.

Педагогический совет её одобрил и все включились в работу. Дополнительно оформили стенды с наглядными материалами, для детей в классах и родителей в группах. И лёд тронулся.

Параллельно во всех классах и группах начали активную работу с родителями. Организовали родительский всеобуч. На все родительские собрания постоянно приглашали всех специалистов, на которых они могли ответить на все вопросы родителей, рассказать о своих требованиях к занятиям, дать родителям конкретные рекомендации по различным видам деятельности детей. Для родителей подготовительных к школе групп открыли клуб, где встречаясь, можно было обсуждать самые разные проблемы, знакомиться с поэтапным прохождением детьми программы образования, уделять внимание возникающим у детей трудностям в обучении.

С каждым месяцем популярность и необходимость психологического консультирования в родительской среде возрастала. Мамы и папы стали обращаться не только для того, чтобы поинтересоваться результатами тематических диагностик, но и для решения каких-то своих  трудностей и проблем взаимоотношения с детьми.

Особое место в работе с детьми по-прежнему занимали  ребята группы «риска». Они представляли собой также различные  проблемы. Для педагогов и родителей мы разработали следующие рекомендации.

Рекомендации по работе с замкнутыми детьми

Этих детей характеризует уход в себя, отстраненность от мира, а в некоторых случаях – боязнь окружающего мира. Такой ребенок может испытывать определенные страхи.

Негативные  черты: эмоциональная холодность, в том числе, к родным и близким. Чаще всего не имеет друзей.

  1. Не принуждайте  детей к общению. Не раздражайтесь, если ребенок отказывается от общения.
  2. Старайтесь не делать за ребёнка то, что он может делать сам, и не пытайтесь общаться «за ребёнка».
  3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, лучше сравните его сегодняшние успехи, с тем, что было вчера.
  4. Дайте ему почувствовать принадлежность к детскому коллективу.
  5. Привлекайте ребёнка к «вынужденному» общению со сверстниками и взрослыми (попросите узнать, принести, передать информацию).

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Ребенку важно как он выглядит в глазах других: в неудобных, неоднозначных ситуациях эти дети испытывают тяжелейший стресс.

Такой ребёнок внушаем.

  1. Не ставьте таких детей в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Включайте его в общественные, посильные дела.
  3. Поощряйте самостоятельность.
  4. Стимулируйте личную ответственность.
  5. Сохраняйте ровные открытые отношения. Ребёнок должен понимать ваши чувства к нему.
  6. Негативизм ребёнка отнесите к поступку, а не к личности в целом.
  7. Если уровень притязаний ребёнка завышен, помогите найти адекватное решение.
  8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Если ребёнок расстроен, дайте время успокоиться, но не удаляйте его из детского коллектива.
  9. Задача педагога – научить таких детей спокойно относится к ошибкам, воспитывать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения  проблемы.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми.

  1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
  2. Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в разговоре с ними не используйте жаргонные, бранные слова – это не даст им права оскорблять вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  3. Общайтесь на равных, но впадайте в зависимость от них.
  4. В общении с такими детьми учитывайте возможность бурных реакций.
  5. Бурные реакции останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, при минимуме слов.
  6. Обсуждайте с ребёнком его поведение только после успокоения.
  7. Мстительный ребёнок может длительное время ждать, что бы отомстить, поэтому лучше не отвергать его.
  8. Выясните в беседе с ребёнком, как возникают его агрессивные реакции, постарайтесь найти позитивный выход из возникшей ситуации. Предлагайте свое решение только в дополнение к сказанному ребёнком.
  9. Дайте ребёнку постоянное общественное поручение.
  10. Необходимо учитывать, что агрессивный ребёнок может быть раболепным перед сильным, жестоким со слабыми, необходимо понимать этот механизм, учитывать это в работе, не давать себе обижаться на такого ребёнка.
  11. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в определенный момент это перестает действовать, и не будет иметь эффекта убеждения.
  12. «Воинственность» ребёнка можно снять демонстрацией своего спокойствия.
  13. Найдите повод, что бы похвалить ребёнка спустя некоторое время после проступка. Он должен убедиться: претензии педагога относились к его поступку, а не к личности в целом.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

  1. По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребёнка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд.
  2. Гиперактивного ребёнка необходимо чаще поощрять, подбадривать для закрепления нового стиля поведения. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  3. Во время уроков, индивидуальных занятий до минимума ограничьте отвлекающие внимание факторы (картины, стенды, таблицы, не относящиеся к теме занятия).
  4. Инструкции должны быть конкретными, краткими, ясными, однозначными. Говорите четко, спокойно неторопливо.
  5. В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик, агрессивность) не делайте грубых замечаний, резких движений. Только тогда, когда ребёнок успокоится, его поведение можно обсудить.
  6. Такому ребёнку необходим зрительный контакт с педагогом, что помогает сконцентрировать внимание. Оптимальное место  гиперактивного ребенка в центре.
  7. Создавайте ситуации успеха, так как эти дети особенно нуждаются в признании сверстниками.
  8. Вводите проблемное обучение, используйте элементы игры, соревнование. Больше давайте творческих, развивающих заданий, избегайте монотонной деятельности
  9. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если задание большое, разбейте его на части, периодически контролируйте ход работы над каждой из частей.

Благодаря созданным условиям и подобной организацией работы, нам удалось значительно изменить климат в коллективе, а самое главное получать хорошие результаты по работе с «особыми» детьми. Также в корне изменилось отношение большинства родителей к вопросам воспитания детей. Большой процент включенности  родителей в педагогический процесс, способствовал улучшению результатов.

Надеюсь, что наш опыт может быть использован в подобных учреждениях, а также молодыми специалистами для работы.

Ниже предлагаю программу «ЗДРАВСТВУЙ».


АКТУАЛЬНОСТЬ.

Многие педагоги, учителя и воспитатели считают, что и им и детям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к школе, ДОУ. Они говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени вместе, родители смотрят телевизор, а дети проводят время за компьютером. Число детей растущих без «присмотра» взрослых  значительно возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее количество детей живет с одним из родителей. Дети меньше занимаются спортом, многие не регулярно питаются. Учителя говорят о том, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные» как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей. Им с трудом удается слушать других.

Мы живем в эпоху полную противоречий. И у детей, и у родителей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в то же время, они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием, готовностью помочь окружающим. Хотя появилось немало способов экономии времени, как раз времени нам и не хватает. Увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

На детей давят изменения не только в школе и дома. Они чувствуют, что и в профессиональной жизни происходят полные драматизма изменения. Рынок труда стал придирчивым. Для многих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать,  должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Эти проблемы заставили нас пересмотреть многие позиции в воспитании детей и взяться за создание «программы», которая позволила бы приблизиться к их решению.

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие  приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

У детей 6-го года жизни, возможно сформировать следующие умения общения со сверстниками:

1-й ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность); установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон, общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции).

2-й ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.

Шестой год жизни характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных и явления природы.

Для них важно общение, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно «перестроиться» тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника – для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке, помощи взрослых. Поэтому важно, чтобы родители и учителя, вместе с психологами, вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребёнку эффективную помощь.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая все новые субъективные трудности.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребёнок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

БЛОК № I:

Формирование умения общения со сверстниками дошкольников и младших школьников.

БЛОК № II

Коррекционно – развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста.

ЦЕЛИ:

Дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений.

Формировать социально – значимые черты личности ребёнка, осознанное отношение к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Научить общению взрослых, детей и подростков. Сохранять хорошие взаимоотношения с другими людьми, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам.

ЗАДАЧИ:

  1. Сформировать эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям.
  2. Развивать эмоциональную регуляцию поведения детей, предупреждать и снижать тревожность, страхи, повышать уверенность в себе.
  3. Приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.
  4. Воспитание самого себя.


«Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить  по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

А.Н. Острогорский

Схема программы

Программа социально-личностного

Развития детей дошкольного и

Младшего школьного возраста

Формирование

общения со сверстниками у дошкольников

Формирование общения со сверстниками у младших школьников

Осознание себя как личности Формирование образа “Я”

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки (портрет выпускника начальной школы)

Структура программы

Практический курс

1. Для детей дошкольного возраста от 3-х до 6-ти лет

Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и в играх

2.  Для детей 6-7 лет

Помощь в адаптации первоклассникам в школе

3. Для детей 7-9 лет

Строить особые личностные, деловые, оценочные отношения

4.  Для детей 9-10 лет

Развитие самосознания и формирование образа “Я”

Теоретический курс

  1. Для педагогов и родителей.

Особенности коммуникативной деятельности детей в условиях семьи и коллектива

Развитие у детей навыков общения. Коррекция взаимоотношений и возникающих трудностей.


Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Для детей от З-х до 6-ти лет

Для детей от 6-х до 7-ти лет

Для детей от 7-х до 10-ти лет

1

Языки общения (навыки общения с внешним миром)

1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки)

1

1

1

2. Как я помню, что я помню (что мы помним друг о друге)

1

1

1

3. Язык жестов и движений

1

1

1

4. Язык чувств (наши эмоции)

1

2

2

Культура общения (Этикет)

2

1. Cсекрет волшебных слов (приветствие благодарность)

1

1

1

2.Давай поговорим (как слушать собеседника, и вести себя во время разговора)

1

2

2

3.Телефон (правила общения)

1

1

1

Как мы видим друг-друга

3

1. Я и другой (мы разные – умение общаться).

1

1

2

2. Дружба (давай никогда не ссориться)

1

1

1

3. День рождение (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

1

1

1

4. Мы улыбаемся (от улыбки станет всем светлей)

1

1

1

Я учусь владеть собой

4

1. Такие разные настроения

1

2. Как справиться с плохим настроением

1

1

3. Как стать уверенным в самом себе

1

2

4. Как добиться успеха

1

2

5. Учиться говорить себе стоп

2

2

6. Как победить свой страх.

1

1

2

Умей владеть собой

5

1. Умей расслабляться

1

1

1

2. Умей контролировать себя (свои поступки, эмоции)

1

2

3. Не хочу быть плохим, (формирование понятий (“нельзя”, “надо”)

1

1

1

Тайна моего “Я”

6

1. Кто такой “Я” (мой авторитет)

1

2

2. Я сам (ощущение собственной значимости)

1

2

3. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

1

1

4. Маленькие рыцари и дамы (формирование мужественности и женственности)

1

1

5. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов)

1

1

1

15

28

34

Продолжительность занятий для детей 3-х – 6-ти лет 20-25 минут

Продолжительность занятий для детей 6-ти -7-ми 30-35 минут

Продолжительность занятий для детей старше 7-ми - лет 35-45 минут

Литература:

Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» М.2002 г.

Крючкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М. 2002 г.

Шепицина Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения». СПб 1996 г.

Семенака С.И. «Уроки добра» М. 2002 г.

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать» Генезис 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корректирующая работа педагога (средняя группа)

Материал для индивидуальной работы воспитателя с детьми средней группы детского сада....

Как корректировать поведение ребенка

Советы для родителей как скорректировать поведение ребенка...

Советы родителям "Как корректировать поведение ребенка?"

Статья поможет  родителям   пересмотреть вопросы воспитания детей, наметить стратегию коррекции поведения ребенка...

Как корректировать поведение ребенка

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Как корректировать поведение гиперактивного ребенка"

Важно знать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную пит...