Проект по русской народной сказке "Кот, петух и лиса" Вторая младшая группа
материал по художественной литературе (младшая группа)

Богданова Светлана Сергеевна

в проекте прописана вся деятельность,в приложениях содержиться весь материал к занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_skazke.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»

во 2-й младшей группе №3

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №67»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

                                                                                                          Составила:

Воспитатель Богданова С.С.

2011 год.

Проект «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса».

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети группы.

Актуальность проекта: На сегодняшний день проблема организации воспитательно-образовательной работы по знакомству дошкольников с русской народной сказкой не решена. Затруднение вызывает проектирование образовательной области "Чтение художественной литературы". Особенно в младших группах, где образовательный процесс основан на совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей (т.е. уход от занятий). Такая модель реализации образовательных областей является единственно возможной для младшего дошкольного возраста (3-5 лет).

Работа в этом направлении ведется и является одной из актуальных. Недостаточная изученность данного процесса, а вместе с тем и необходимость организации образовательной работы в группе на основе новых требований и повышении качества дошкольного образования в целом обуславливают актуальность выбранной темы проекта.

Цель проекта: обобщить опыт воспитательно-образовательной работы по знакомству детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи проекта: 

рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста на основе ФГТ;

обеспечить познавательное развитие детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению;

обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества;

учить детей участвовать в совместном обсуждении услышанного, выражать восприятие текста во внешнем действии, эмоционально реагировать на прослушанное произведение;  умело сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности для постижения детьми окружающего мира, его понимания и воспитания любви к прекрасному как основы нравственности человеческой личности;

 приобщать детей к сказкам для создания  базовой основы их общей культуры.

Гипотеза проекта: в проекте я исходила из предположения о том, что если в процессе чтения русской народной сказки использовать многоаспектный подход, то познавательное и коммуникативное развитие детей будет наиболее  эффективным потому, что в основе данного подхода лежит:

- умение отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать повторяющуюся песенку лисы;

-учить решать проблемные ситуации;

-использование продуктивных видов деятельности для закрепления сюжета сказки.

План реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Ожидаемые результаты этапа

Сроки проекта

1.Чтение русской народной сказки

Непосредственно организованная деятельность

Знакомство со сказкой и решение проблемных ситуаций.

5-31 декабря 2011 года.

 

2. Мы рисуем (работа в тетради)

Совместная деятельность воспитателя и детей

Развитие мелкой моторики рук, закрепление округлой формы

3. Собираем пазлы

(работа в тетради)

Совместная деятельность воспитателя и детей

Закреплять умение раскладывать детали картинки в соответствии с обозначенными контурами. Развивать логическое мышление, память.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми

Области итеграции

Этап проекта

Цель

Чтение

художественной литературы

Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса»

Учить внимательно слушать текст. Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать желание прочитать сказку.

/Конспект занятия, прил.№1/

коммуникация

Путешествие в музей «Русская изба»

-познакомить с предметами старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде;

-в качестве экспонатов представлены казанок, ухват, чугун, ложки расписные, печь, гусли, крынка с горохом, русский народный костюм.

/План экскурсии, прил.№2/

Продуктивная

Деятельность                    

«Книжкино царство»

(работа в книжном уголке)

-учить детей с помощью взрослого показывать сказку на фланелеграфе пиктографическим методом;

-развивать речевую активность;

-организация тематических выставок, конкурсов. /приложение №4, Фотовыставка/

Социализация

Коммуникация

Коллективная работа

«Наши любимые сказки»

- развивать творческую активность детей, используя продуктивную деятельность (рисунки, аппликация, поделки из пластилина, природного материала).

/Схема совместной деятельности с детьми, прил.№3 /

Социализация

Коммуникация

Решение проблемных ситуаций

- учить, опираясь на поставленные вопросы, делать выводы, способствующие выходу из затруднительной ситуации;

- развивать речь детей;

-способствовать развитию познавательной сферы (мышления, воображения, памяти).

/Задача решатся во всех видах деятельности/

Приложение №1(1)

Конспект проведения занятия

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Программное содержание: Учить внимательно, слушать текст. Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых  персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать желание прочитать книгу. Следить за осанкой детей.

Материалы и оборудование: текст сказки, иллюстрации к сказке, гусли; рабочие тетради и цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия: дети сидят полукругом на стульчиках.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса». Давайте я вам ее сейчас прочту, а вы внимательно послушаете.

(воспитатель во время чтения раскрашивает балалайку на листе с печатной основой)

- Жил - был старик, у него был кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понес ему есть, а петуха оставили дом стеречь. На ту пору пришла лиса:

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Так пела лисица, сидя под окном.  Петух открыл окошко, выставил головку и посмотрел: кто же тут поет? А лиса хвать его в когти и понесла в свою избушку.

Петух закричал:

- Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, отыми меня!

Кот услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой.

- Смотри же, Петя, - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе: она съест тебя и косточек не оставит.

Старик опять ушел в лес на работу, а кот понес ему обед. Старик, уходя, наказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисе уж больно захотелось скушать петуха. Пришла она к избушке и запела:

Кукареку, петушок,(делаются паузы, чтобы включить

ребенка в совместное чтение песенки)

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

Дам и зернышек.

Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:

- Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь съесть меня…и косточек не оставишь.

- Полно, Петя! Стану ли есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья - бытья посмотрел, на мое добро поглядел!

И она запела сладким голосом:

Кукареку, петушок, (делаются паузы, чтобы включить

ребенка в совместное чтение песенки)

Золотой гребешок,

Масляна головка,

Выгляни в окошко,

Я дала тебе горошку,

Дам и зернышек.

Петух выглянул в окошко, а лиса его хвать в когти. Закричал петух:

-Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

-Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко - съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же, слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.

Вот опять старик ушел на работу, а кот ему хлебы понес. Лиса подкралась пол окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит.

- Что это, - говорит лиса,- нынче Петя совсем онемел!

- Нет, лиса, не обманешь меня! Не выгляну в окошко!

Лиса бросила в окошко горошку да пшенички и снова запела:

Кукареку, петушок, (делаются паузы, чтобы включить

ребенка в совместное чтение песенки)

Золотой гребешок,

Масляна головка,

Выгляни в окошко,

У меня- то хоромы,

Хоромы большие,

В каждом углу

 Пшенички по мерочке:

Ешь, сыт, не хочу!

Потом добавила:

- Да посмотрел бы ты, Петенька, сколько у меня всяких диковинок! Полно, не верь коту! Если бы я хотела тебя съесть, то давно бы это сделала. А то видишь - я тебя люблю, хочу тебя в люди показать да уму - разуму научить, как надо на свете жить да покажись же, Петя! Вот я за угол зайду!

И притаилась за стеною…(Как вы думаете, что сделает Петя?)

Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти - и была такова! Петух закричал во все горло, но кот и дед были далеко и не услышали его крика.

Долго ли, коротко ли, воротился домой кот и видит: петушка нету, надо его из беды выручать. ( Что же делать?) Кот тотчас  нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к Лисицыной избушке. Пришел и начал играть на гуслях(показать детям гусли, объяснить, что это за инструмент, показать ,как они играют,3-4 детям дать попробовать поиграть):

-Стрень- брень, гусельцы, золотые струночки! Дома ли Лисафья, дома ли с детками?

Лиса думает: « Дай посмотрю, кто так хорошо поет!»

Вышла она за ворота, а кот размахнулся дубинкой, как стукнет ее - и отбил петуха. Обрадовался петушок, благодарит кота за свое спасение. Воротились они к старику и стали жить - поживать и добра наживать.

- Ребята, понравилась вам сказка? Кто в ней главные герои? Лиса добрая или злая? А петушок какой? Кот какой?

Физминутка: дети поочередно изображают животных: кота, петушка, лису, их действия в сказке.

Работа в тетрадях.

Дети рассаживаются на свои места за столы, где заранее разложены иллюстрации к сказке из тетрадей с печатной основой и карандаши на каждого ребенка.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию и скажите, кто на ней изображен? А кем нарядился кот в сказке? А какой музыкальный инструмент находится в его лапках? Молодцы! вот сейчас мы с вами будем кота раскрашиваться. Посмотрите на ваши подсказки внизу страницы и скажите ,какого цвета у кота рубаха? Какого цвета штаны? А сам кот, какого цвета? А балалайка у него в лапках?

- Ребята, теперь пальчиком обведите, все, что вы видите на картинке округлой формы (деревья, пенек, лапки и глазки у кота, мордочка).

Затем дети приступают к раскрашиванию, при этом  напоминается детям, как правильно сидеть за столом, как правильно держать карандаш и где должна находиться вторая рука. Так же уточняется, какого именно цвета нужно взять карандаш для раскрашивания той или иной части рисунка.

После окончания работы все рисунки выставляются на магнитную доску, рассматриваются, дается оценка, после чего все работы выставляются в родительский уголок.

Приложение №1(2)

Конспект проведения занятия

Собирание и наклеивание пазл по русской народной сказке «Кот, петух и лиса».

Программное содержание: Вспомнить и закрепить содержание сказки Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых  персонажей. Развивать эмоциональную отзывчивость.  Закреплять умение раскладывать детали картинки в соответствии с обозначенными контурами. Развивать логическое мышление, память. Следить за осанкой детей.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке; рабочие тетради, заготовки для наклеивания (пазлы по сказке), клей, салфетки, кисточки- все по количеству детей.

Ход занятия: 

Дети сидят на стульчиках полукругом, перед ними стоит магнитная доска, на которой располагаются иллюстрации к сказке.

-ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какой сказке принадлежат эти иллюстрации.

-Правильно, это сказка, которую мы с вами читали на прошлом занятии, и называется она «Кот, петух и лиса». А давайте мы с вами вспомним содержание этой сказки. С чего начинается сказка? А что произошло потом? Как лиса петушка зазывала? Послушался петушок кота? А как кот спасал петушка? Кем ему пришлось нарядиться, чтобы в последний раз выручить петуха из беды? А на каком старинном музыкальном инструменте он играл свою песенку лисе? (и т.д.)

- Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку.(на доску выставляется заготовки для пазл- основа и разрезные картинки). Сегодня мы с вами будем собирать пазлы к сказке, и наклеивать их на основу. Но что-то я не пойму никак, мне кажется, что к героям нашей сказки пришли гости с других сказок. Вы поможете мне разобраться?

Вот давайте, определим, какие герои были в нашей сказке: петушок был? А медведь? Кот был? А собачка? Так какие же герои пришли в гости с других сказок? Из какой сказки пришел медведь, а из какой сказки пришла собачка? Молодцы!

Физминутка : дети поочередно изображают животных: кота, петушка, лису.

- Ну, а теперь, ребята, проходим на свои места за столики и сейчас мы с вами займемся сборкой и наклеиванием пазл на основу. Посмотрите внимательно на ваши основы и скажите с какой детали мы начнем собирать(в углу основы дана подсказка, по которой дети подбираю необходимый элемент).Молодцы, а какую теперь деталь необходимо положить рядом, чтобы получился правильный рисунок и не нарушались контуры основы? Вот теперь мы можем наши пазлы наклеить, но сначала давайте вспомним правила наклеивания: как правильно держать кисть, какой стороной кладем деталь для наклеивания на доску, чтобы покрыть ее клеем, как намазываем, клей, что делаем потом, для чего нужна салфетка? и т.д.

Дети самостоятельно выполняют данный этап работы, воспитатель следит и оказывает помощь нуждающимся  детям.

- Ребята, ну а что же мы будем делать с нашими гостями? Давайте, чтобы они не скучали в одиночестве, мы их тоже поселим к нашим главным героям(аналогичным способом, что и в предыдущем этапе, определяется место положения картинок и наклеиваются на места).

Затем все работы выставляются на доску и положительно оцениваются, после чего помещаются в родительский уголок.

Приложение №2

План экскурсии  в музей «Русская изба».

  1. Познакомить детей с экспонатами выставки: казанок, ухват, чугун, ложки расписные, печь, гусли, крынка с горохом, русский народный костюм;
  2. Предложить детям поисследовать каждый экспонат, внимательно рассмотреть его, задать интересующие их вопросы;
  3. Русская народная игра «Ходит Васька серенький…»

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот.(показываем, как котик ходит на мягких лапках – делаем ладонями крадущиеся движения по столу - то правую, то левую руку ведем по столу к себе скользя по столу полусогнутыми пальцами; соединяем перед собой локти, скрещиваем направленные вверх предплечья, ладони располагаются тыльной стороной друг к другу, покачиваем кистями рук – показываем пушистый хвостик)

           Сядет, умывается,

Лапкой утирается,

Песенки поет: мяу-мяу!(гладим то пальчиками правой руки, то пальчиками левой руки свои щеки)

           Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.(пальчики, как ножки стучат по столу – бегают, ищут мышек; «кот притаился» - пальчики остановились, тихонько стучим на месте)

           Мышки, мышки, вот беда, (поднести руки к подбородку, взяться за       щеки, покачать головой и изобразить «беду».)

Разбегайтесь кто куда!

Не поймает кот! (руки разводятся в стороны, пальчики, как ножки стучат по столу, руки прячутся за спину, затем грозим указательным пальчиком)

Приложение №3

Схема совместной деятельности с детьми.

Коллективная аппликация «Наши любимые сказки».

Цель: развивать творческую активность детей, используя продуктивную деятельность Учить создавать работу из готовых форм; составлять узоры, композицию, располагая элементы по сторонам, середине, углам. Исходя из задуманного, учить создавать аппликацию на бумаге разной формы, аккуратно составлять и  выполнять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением. Развивать умение поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Материалы: кусок обоев длиной 1.2м, заготовки сказочных домиков, деревьев, персонажей по количеству детей; салфетки, кисточки, баночки с клеем по количеству детей.

Ход работы:

- Рассмотреть с детьми заготовки для предстоящей аппликации, вспомнить к какой сказке принадлежат эти герои, предметы;

- вспомнить содержание сказки, последовательность действий;

-распределить на бумаге заготовки в соответствии с содержанием сказки(каждый ребенок определяет с помощью воспитателя место нахождения его заготовки и, по возможности, старается запомнить это место );

-наклеивание персонажей сказки, предварительно вспомнив правила работы с принадлежностями для клея;

- рассматривание готовой композиции, определение правильности распределения главных героев в соответствии с содержанием сказки;

- вывешивание коллективной работы в родительский уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация русской народной сказки «Теремок» во второй младшей группе.

Цели:Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, развивать интонационную выразительность речи.Поб...

Конспект занятия по развитию речи "Перессказ русской народной сказки Пых" во 2 младшей группе.

С помощью настольного театра дети учатся вместе с воспитателем пересказывать небольшой по объему текст сказки, в игровой и занимательной форме закрепляют полученные знания по теме "Овощи-фрукты"....

Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели  иллюстрации, а также, если в сказку поигра...

План-конпект занятия. Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе

План-конспект   Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе.разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок», развивать коммуникативные навыки,  речев...

Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе.

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели, а так же, если в сказку поиграли....

Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе.

Общаясь с маленькими детьми и занимаясь с их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступны...

Педагогический проект - Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе

Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, ...