Праздник славянской письменности и культуры.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Федосова Марина Ивановна

Сценарий, посвящённый празднованию Дня славянской письменности и культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник славянской письменности и культуры.

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать  любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- познакомить со старославянским  алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

   миру;

-

       

  Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям. Воспитатели в народных костюмах заходят  в зал и останавливаются за детьми.

Воспитатель1             По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2              Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Воспитатель1               Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Воспитатель2                Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон.

Реб.                               Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором)                               Мы – славяне!

Реб.                                   Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором)                             Мы – славяне!

Реб.                                 Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором)                               Мы – славяне!

Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Звучит колокольный звон.  Мальчики  садятся на места.

Девочки перестраиваются в центре зала парами.

Хоровод с платочками «Берёзы» И. Матвиенко

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель1    

      Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.  

Раскрывает свиток, показывает азбуку.

Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Воспитатель2            Как называется эта азбука?

Дети (хором)           Кириллица!

Воспитатель2            А почему она так названа?

Дети                         В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель2          Посмотрите повнимательней на эти буквы.

                                  Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель1          Каждая буква в древней славянской азбуке была                                                    

                                  Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

                                  старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

                                  Названия букв напоминали людям об их жизни:

                                 «добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

                                 Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей

                                 волшебной азбуки.

Звучит отрывок хора «Славься» М.И. Глинки.

Дети берут буквы и прячутся за волшебной книгой.

Выходит ребёнок с буквой.

Реб.         Здравствуйте, дети! Угадайте, какая это буква? Верно, меня

                зовут  АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.  

Выходит ребенок с буквой.  

Реб.         А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ.

                Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

                А теперь назовите нас по порядку. Что получилось?

Дети        АЗБУКА.

Воспитатель2         Получилось слово « Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала

              большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так

              говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания

              азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит

             ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

             Представьтесь, пожалуйста!

Реб.    Меня зовут  «Веди»! Я  всё знаю, про всё ведаю.

           Отгадайте мою загадку:

           - Смотри, уж в золотой багряный лес

              Скользнул луч солнца золотой с небес.

              И на земле ковёр лежит златой.

              Когда лес одевается в наряд  цветной?

Дети      Осенью!

Хоровод «Здравствуй, осень!» Т.Попатенко     

Воспитатель1   А мы продолжим знакомство со славянской азбукой.

Звучит фрагмент хора  «Славься» М.И.Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб.        Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит

               Говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

               В народе говорили: « Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

               словечко, да не выкупишь». Я предлагаю провести конкурс чтецов.

Свободные стихи.

Воспитатель2    Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб.       Добрый день, дети! Меня зовут буква «Добро».

              Не дразните собак, не гоняйте кошек,

              Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

              И тогда воробьи песенкой разбудят,

              А царапать и кусать вас никто не будет.

Хор рук «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.  

Воспитатель1    Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб.       Здравствуйте, дети! Я буква «Люди»!

              Люди, вы в ладу живёте?

              Ласку и любовь несёте?

              Лягушонок – да и тот

              Без любви не проживёт!

Песня «Лягушонок» Протасовой - исполняют солисты.

Воспитатель 2  Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб.        Здравствуйте, меня зовут «Мыслите». О моей мудрости знают с

                давних пор.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать.

Танец «Ну и до свидания» И.Штраус

Воспитатель 1                    Есть буквы шипящие,

                                             Есть буквы свистящие,

                                             И только одна из них

                                             Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб.                                      Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!

                                             Недаром я собой горжусь,

                                             Ведь я начало слова «Русь».

Танец «Сударушка» р.н.м.

Воспитатель 2                     Очень дети игры любят,

                                              Поиграем с вами в бубен.

Игра «Бубен».

                   (поют)                Бубен, бубен долгий нос!

По чём в городе овёс?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

Воспитатель 1                        Русь талантами богата,

                                                 Русь талантами сильна.

                                                 Если будут петь ребята,

                                                 Значит, будет жить она.

Частушки.          

Мы частушки пропоём

И в весёлый пляс пойдём!

Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс!»

А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком

Думала, подружки.

Мы, ребята, шутку любим,

Шутка делу не вредит.

Гармонист ни на минутку

Без работы не сидит.

Научилась я работать,

Научилась я плясать.

А ещё я научилась

Громко песни распевать.

Рассыпься горох

С грядки на грядку.

Раздайся, народ,

Я пойду вприсядку.

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

Песни весело поются,

Гости за столом сидят.

А хозяева трясутся

Неужели всё съедят?

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Если делать нечего.

Воспитатель 2     Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

                             Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку.  44 сестрицы – буквы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет уже другая история. А теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».  

Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита.

Реб.                                      Буква к букве – будет слово.

                                             Слово к слову – речь готова.

                                             И напевна, и стройна,

                                             Музыкой звучит она.

Реб.                                        Так восславим буквы эти!

                                               Пусть они приходят к детям.

                                               И пусть будет знаменит

                                               Наш славянский алфавит!

Песня «Алфавит»  на слова Б.Заходера          

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник славянской письменности и культуры"

Праздник для детей подготовительной к школе группе. приобщение старших дошкольников к истокам русской культуры....

Сценарий праздника славянской письменности и культуры

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв....

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

как появилась письменность. кто такие Кирилл и Мефодий...

Сценарий праздника в старшей группе "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, ...

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе.

Программные задачи: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность;воспитывать люб...

Сценарий праздника славянской письменности и культуры в подготовительной к школе группе детского сада.

Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием; дать представление о славянской азбуке – кириллице; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать любовь к родному...

Презентация к сценарию праздника славянской письменности и культуры

Презентация, которую нужно использовать при проведении праздника, посвященного дню славянской письменности и культуры...