Использование элементов моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у дошкольников
материал по теме

Педагогическая технология "Моделирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические условия, ценностные ориентации воспитанников.

Сегодня, в эпоху массовой культуры и "эстетированного" с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Такое мировоззрение начинает формироваться с дошкольного возраста.

Со времен становления дошкольного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку - труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.

Выявлена прямая зависимость между уровнем освоения социального трудового опыта, уровнем овладения трудовой деятельностью и отношением детей к труду: чем выше уровень овладения деятельностью, тем более эффективно ее использование в развитии ребенка, в воспитании его личности.

Использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком (кодирование, декодирование, схематизация и т.д.)

Основная характеристика модели заключается в том, что она является заместителем в широком смысле слова.

Повторюсь, основы моделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающие взаимосвязи реальных предметов и действий.

Знания детей о труде взрослых - это определенный уровень состояния освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания. Показателями знаний о труде взрослых выступают составные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде взрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основе метода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентами труда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.

Для формирования у детей системных знаний о труде взрослых мною используются различные методы и приемы: проведение занятий, дидактических игр, разыгрывание ситуаций, упражнений, совместная деятельность взрослых и детей. Данные методические формы взаимо дополняют друг друга.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. Таким образом, применение моделей приводит к значительно более осознанному и глубокому освоению той области действительности, которая служит содержанием моделей.

В формировании у детей системных знаний о труде взрослых я использую в основном предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображением профессии, тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного изображения структуры трудового процесса.

Например, в игре "Путешествие по городу" детям предлагаю определить по изображениям где, что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем игра усложняется, дети подбирают картинки сами, выполняя предложение взрослого - угадать, как можно показать, что в этом доме находится аптека, мастерская по ремонту замков, молочный магазин и прочее. Формы организации таких игр могут быть различными: индивидуальные, групповые. Здесь предлагаю детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование.

Далее знакомлю детей с тем, что схематичным изображением можно обозначить не только предметы, но и действия.

Дети старшего дошкольного возраста учатся замещать предметно-схематические модели схематической моделью. Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинки, обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда - это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на схематичное изображение руки и результат труда. О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки, договариваемся совместно с детьми.

В этом возрасте так же усложняются знания детей о профессиях: если в младшей и средней группах дети знакомились с профессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей), то теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами, отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т.д.

Таким образом, использование моделей дает возможность успешно знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строить наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудового процесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.

Чтобы определить изменения в определении знаний о труде взрослых у моих воспитанников, я использую диагностики предложенные авторами Марией Вадимовной  Крулехт, Ольгой Витальевной Дыбиной.

Анализ полученных результатов позволяет мне выявить особенности формирования системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования группы в целом и отдельными детьми; наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по изучаемому материалу. Кроме того, выявление уровня освоения знаний детьми помогает мне в анализе собственных возможностей детей в работе по трудовому воспитанию, а так же в составлении прогноза, планировании деятельности и соблюдении последовательности в работе по трудовому воспитанию детей.

Таким образом, проведя диагностическое исследование и проанализировав результаты моих воспитанников по уровню сформированности знаний о труде взрослых я отмечаю улучшение результатов, выделяю 3 уровня высокий, средний, низкий. Анализируя результаты в прошлом году, на начало года высокий уровень был у 15% детей, а низкий у 20%, на конец года значительно повысился высокий уровень до 35% , низкий уровень 0%, а средний остался стабильным на уровне 65%, следовательно и качество содержания знаний о труде взрослых, заметно улучшилась, изменилась игровая деятельность детей (ведущая деятельность в дошкольном возрасте): легче распределяются роли, определяется замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра стала более насыщенная и живая.

В стороне не остаются и родители, потому что за частую дети не могут не то что описать, но и назвать профессию родителей, поэтому я провожу анкетирование и по результатам диагностики выявляю детей у которых наиболее слабые знания по профессии родителей. Предлагаю детям разобрать, а затем дополнить модель характеризующую ту или иную профессию родителей, при этом предлагаю использовать творческую деятельность . У нас в группе имеется экран профессий родителей, которая дополняется этими моделями. Дети в работе с моделью узнают чем занимаются их родители, а так же родители их одногруппников.

Работа по формированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, позволила изменить процесс ознакомления с трудом взрослых и доказать, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний о структуре трудового процесса. О чем свидетельствуют данные диагностики. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология моделирования в формировании у детей знаний о труде взрослых»

Зайцева Яна ХасаиновнаКаждый родитель хочет видеть своего ребёнка умным и  успешным. И  задача  педагога превратить процесс познания ребёнком окружающего  мира  в увлека...

Использование моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний

Экологическое воспитание детей предлагается в первую очередь рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, основой которого будут служить не просто знани...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ" 2015 год

Статья "Формирование положительного отношения к труду взрослых у дошкольников как составляющая нравственно-трудового воспитания"...

"Использование элементов моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у дошкольников"

Трудовое воспитание - одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка - дает возможность решать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже в младшем дошколь...