Использование моделей и моделирование в формировании системных природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
презентация к занятию (окружающий мир, старшая группа) по теме

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников № 467 Опыт работы воспитателя Царевой Е.Г. МБДОУ детский сад № 467 Использование моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний г. Нижний Новгород 2013 г.

Слайд 2

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Актуальность проблемы

Слайд 3

Актуальность проблемы Экологическое воспитание детей предлагается в первую очередь рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, основой которого будут служить не просто знания, а знания, данные в определенной системе, доступной детям и отражающей связи и зависимости в природе. Поэтому одна из основных задач обучения - формирование у подрастающего поколения системы природоведческих знаний и умений. Важно так организовать образовательный процесс с детьми, чтобы обеспечить им «ключ» к активному самостоятельному познанию действительности, а не стремиться к предоставлению им исчерпывающей суммы знаний (что является типичным для традиционной системы воспитания). В системе работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников таким «инструментом познания» по праву является активное использование в работе с детьми моделей и деятельности моделирования.

Слайд 4

Методологическая основа экспериментального исследования Л.А. Венгер Л.С. Выготский К.Д. Ушинский Н.Н. Поддъяков Д.Б. Эльконина и др.

Слайд 5

Гипотеза экспериментального исследования Использование моделей и деятельности моделирования в системе работы с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию у них системных природоведческих знаний о диких животных

Слайд 6

1. Выявить наличный уровень знаний детей о диких животных и степень их систематизированности . 2. Разработать систему работы, направленную на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных природоведческих знаний о диких животных посредством включения моделей и деятельности моделирования в работу с детьми. 3. Определить эффективность разработанной системы работы. Задачи экспериментального исследования

Слайд 7

I этап экспериментальной деятельности Основные направления работы : Подбор диагностического материала и оборудования. Определение наличного уровня знаний детей о диких животных и степень их систематизированности . Основа диагностических процедур : Методика, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера , и направленная на изучение уровня развития естественно-научных представлений у детей.

Слайд 8

- полнота знаний - ребенок называет разнообразные живые объекты и предметы неживой природы; - характер знаний - ребенок знает отличительные признаки животных, их потребности, как живых организмов, особенности их образа жизни, в т.ч. приспособленности к среде обитания и сезонным изменениям, имеет элементарные представления о существовании живого организма (животного) в условиях экосистемы; - обобщенность - ребенок определяет экологические группы животных; - уровень и качество сформированности осознанно-правильного отношения к объектам природы; - осознанность необходимости бережного и заботливого отношения к животным. Критерии оценки экологических представлений

Слайд 9

Диаграмма 1. «Уровень знаний детей о животных»

Слайд 10

Выводы по результатам констатирующего эксперимента Большинство детей (67% - 15 чел.) имеют средний уровень сформированности знаний о диких животных, высокому уровню отвечают 9% детей (2 чел.), низкому – 24% детей (5 чел.). У большинства детей (75% - 17 чел.) достаточно низкий уровень сформированности знаний в области связей и закономерностей, типичных для мира животных. Наибольший уровень сформированности представлений у большинства детей о строении животных (83% - 18 чел.), об отличительных признаках покрова зверей (65% - 14 чел.) и о жизни диких животных зимой (69% - 15 чел.). Уровень сформированности детей о питании и приспособленности животных к среде обитания у большинства детей (67% - 15 чел.) достаточно низкий.

Слайд 11

Формирующий этап экспериментальной деятельности Основные задачи : обогащать представления детей о мире животных за счет ознакомления с разнообразием представителей животного мира разных природно-климатических зонах; и их приспособлении к функционированию в окружающей среде; обогащать представления детей об особенности образа жизни животных, их приспособленности к функционированию в окружающей среде; расширять круг представлений детей о существовании живого организма (животного) в условиях экосистемы.

Слайд 12

Формирование первоначальных представлений о диких животных Обучение действиям замещения реальных признаков условными обозначениями, моделями Система работы, направленная на повышение уровня сформированности природоведческих знаний о диких животных у детей

Слайд 13

Уточнение, углубление, расширение знаний, упражнение в применении Развитие, умения работать с готовыми моделями. Система работы, направленная на повышение уровня сформированности природоведческих знаний о диких животных у детей

Слайд 14

Система работы, направленная на повышение уровня сформированности природоведческих знаний о диких животных у детей

Слайд 15

Систематизация знаний о связях, зависимостях, усвоение понятий. Развитие умений самостоятельно создавать модели Система работы, направленная на повышение уровня сформированности природоведческих знаний о диких животных у детей

Слайд 16

Основные принципы организации работы с детьми деятельностный подход к развитию личности; ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности; обеспечение системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач; ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

Слайд 17

Организация предметно-развивающей среды

Слайд 18

Формы взаимодействия с родителями тематические беседы; библиотека для родителей; информационные доски; индивидуальные беседы; анкетирование ; день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей). экологические проекты.

Слайд 19

Контрольный эксперимент Цель: Определить эффективность разработанной системы педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности знаний детей о диких животных посредством использования моделей и деятельности моделирования.

Слайд 20

Диаграмма 2. «Уровень знаний детей о животных»

Слайд 21

Результаты по итогам работы У детей значительно повысился уровень сформированности природоведческих знаний о диких животных. Значительно возрос и уровень систематизированности экологических знаний. Изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой у детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Слайд 22

Общие выводы Проведенное экспериментальное исследование подтверждает высокую эффективность методики формирования системных природоведческих знаний с применением моделей и деятельности моделирования творческих заданий развивающих упражнений, что существенно влияет на понимание связей и зависимостей между объектами и явлениями живой и не живой природы, выводит детей на сознательную саморегуляцию поведения, помогает сформировать позитивное отношение к миру природы.

Слайд 23

Распространение передового педагогического опыта презентации на ноябрьском педагогическом совете МБДОУ; размещения ППО на портале сетевого педагогического сообщества http:// nsportal . ru /; подготовки материалов для заочного участия во II Международной научно-практической конференции «Воспитание дошкольников» (г. Чебоксары).

Слайд 24

Перспективы работы Разработка системы работы по экологическому воспитанию детей с использованием интерактивных методов обучения с включением электронных образовательных ресурсов и мультемедийных комплексов.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ

Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...

Использование моделей и моделирования в формировании системных природоведческих знаний

Экологическое воспитание детей предлагается в первую очередь рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, основой которого будут служить не просто знани...

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....

«Важное в формировании элементарный математических знаний у детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...