Главные вкладки

    Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Рудакова Нина Николаевна

    Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоятельно при организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Социализация".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx24.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

    « С чего начинается Родина?»

                       Научное обоснование

           Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

           - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

           - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

           - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

           - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

            - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

                         Актуальность проблемы

             Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

             Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

             Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

                          Цель разработки

             - формирование социально-активной личности;

             - развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

             - воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его         защите.

    Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в подготовительной группе ДОУ.

                             Основные задачи и разделы

    раздел

                 задачи

    1. Мой дом – моя семья

    Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

    2.Приобщение к истокам

    Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

    3.Родной край

    Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

    4.Земля наш – общий дом

    Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

    5.Защитники Отечества

    Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

    6.Беседы о правах ребёнка

    Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

    7.Открой себя

    Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

          Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

         

               Перспективное планирование

    Сентябрь

    Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

    Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

    Октябрь

    1. «Давайте познакомимся»

    2. «Земля – наш общий дом»

    3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

    4. «Рассказ о Севере и северном олене»

    Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

    Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

    Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

    Цель: расширить представление детей о природе Севера, его животном мире, дать представление о северном олене; воспитывать любовь к родному краю.

    Ноябрь

    1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»

    2. «Щедрые дары природы»(Север России)

    3. «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»  

    (викторина)

    4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

    Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

    Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, с северной аптекой; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

    Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине – России, стремление узнать природу Земли.

    Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

    Декабрь

    1. «История возникновения герба родного посёлка»

    2. «Что такое генеалогическое  дерево»

    3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

     4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

    Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

    Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

    Программное содержание:

    1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.

    2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

    3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.

    Программное содержание: 

    1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.

    2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

    3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

    Январь

    Февраль

    1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

    2. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

    3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

    4. «Права и    обязанности  ребёнка»

    1. «Как жили славяне»

    2. «Забавы вокруг  печки»

    3. «Защитники  земли русской»

    4. «Есть такая профессия – Родину защищать»

    (Экскурсия в воинскую часть)

    Программное содержание:

    1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.

    2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.

    Программное содержание:

    1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

    Программное содержание:

    1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.

    2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:

    1. гражданственности, патриотизма;
    2. представлений о нравственности;
    3. трудолюбия;
    4. экологической культуры;
    5. эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;
    6. коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
    7. физической культуры и навыков здорового образа жизни.

    Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

    Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

    Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

    Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

    Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

    Март

    1. «Мужчины и женщины в семье»

    2. «Отражение народных традиций в национальном   костюме»

    3. «Русские народные  промыслы»

    4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

    Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

    Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

    Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

    Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

    Апрель

    1. «Многонациональная Родина»

    2. «Что такое    героизм?»

    3. «Боевая слава нашего народа»

    4. «Знаменитые земляки»

    Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

    Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

    Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и  уважение к защитникам Родины.

    Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

    Май

    1. «День Победы»

    2. «Мой поселок: вчера и сегодня»

    3. « Поляна детства»

    4. «Мы – патриоты»

    Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

    Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

    Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

    Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

    1. Продолжительность занятий – 30 минут
    2. 2 подгруппы по 12 человек
    3. 1 занятие в неделю для каждой подгруппы

    Литература:

    1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

    2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

    3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

    4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"

    Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности....

    Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"

    Программа направлена на формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармонич...

    Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"

    Программа составлена с целью формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гар...

    Программа дополнительного образования " С чего начинается Родина".

    Программа дополнительного образования " С чего начинается Родина"....

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

    Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"

    Для формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление пат...