Программа дополнительного образования "С чего начинается Родина"
рабочая программа (старшая группа)

Никулина Светлана Викторовна

Для формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения составлена данная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina_programma.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«С чего начинается Родина»

Автор: В.Н. Березан

заведующий МКДОУ детским садом

 «Тополек» комбинированного вида

Воспитатели:

 Никулина Светлана Викторовна

Штоппель Мария Сергеевна

2018-2019 уч.год

2019-2020 уч.год

Цель

Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

Задачи

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, района.

• Формировать знания о природных богатствах  района, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

• Способствовать социализации воспитанников.

• Обогатить знания дошкольников о поселке Маслянино, его истории, достопримечательностях, богатствах района, людях-тружениках.

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду маслянинцев, создающих красивый  поселок.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения;
  • наиболее важные исторические события истории родного поселка и района;
  • символику поселка и района;
  • писателей и поэтов Маслянинского района, их творчество;
  • национальный состав района, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • вести самостоятельные наблюдения в природе;
  • узнавать изученные растения и животных;
  • работать с элементами народного творчества;
  • применять игры разных народов для организации собственного досуга;
  • применять полученных знаний о Маслянино в добрых делах и поступках на благо родного поселка;
  • творчески мыслить и рассуждать.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • интерес к жизни родного посёлка;
  • сформирована гендерная, семейная и гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу;
  • сформировано уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;
  • расширенны представления об истории семьи;
  • чувство привязанности к семье и дому;
  • уважение к Российской Армии, защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
  • чувство гордости за свою Родину.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях ;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ;
  • разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей;
  • вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность.

Оборудование

● Компонент дидактический включает в себя

Познавательные книги

Атласы

Тематические альбомы

Серии картин с изображением природных сообществ

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

● Компонент  оборудования включает в себя

приборы-помощники:

Лупы, увеличительные стекла

Весы, безмен

Песочные, механические часы,

Компас,

Магниты;

Портновский метр, линейки, треугольник т.д.

● Компонент стимулирования включает в себя

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

-сита, воронки разного размера и материала;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

 шишки, перья, мох, листья и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: непищевые (гуашь, акварельные краски  );

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла,  и др.

Развивающая предметно – пространственная среда

— Уголок «Поселок мой Маслянино», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о поселке современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам  (карта);

-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;

— «Лаборатория Знайки», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;

—  «Знайкины университеты» собраны книги о Маслянинском районе и России; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

Кадровый потенциал

Березан Валентина Николаевна – заведующий ДОУ

Ренье Ирина Геннадьевна – воспитатель, высшая квалификационная категория.

Шалагина Наталья Владимировна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Богомазова Татьяна Александровна – воспитатель, высшая квалификационная категория

Казанцева Светлана Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория

Келлер Татьяна Павловна – воспитатель, первая квалификационная категория

Шмакова Елена Николаевна – воспитатель, первая квалификационная категория

Никулина Светлана Викторовна – воспитатель, первая квалификационная категория

Штоппель Мария Сергеевна – воспитатель, высшая квалификационная категория

Кислицина Наталья Васильевна – воспитатель, первая квалификационная категория

Пилипенко Наталья Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория

Морщакина Ирина Викторовна – старший воспитатель, высшая квалификационная категория

Нельзина Татьяна Ивановна – старший воспитатель высшая квалификационная категория.

Борисова Елена Владимировна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Ушакова Оксана Сергеевна – музыкальный руководитель, первая квалификационная категория

Пчелина Ольга Ивановна – инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория

Пинигина Анастасия Николаевна – инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория

Учебный план

п/п

Наименование  

услуги

Кол-во занятий в неделю/месяц

Кол-во часов в неделю/ месяц

Форма

проведения

1.

Проведение мероприятий  по краеведению

1/4

30 мин/2 часа

фронтальная

Итого в год

33

16 часов 30мин

Расписание занятий

Неделя месяца

Дни недели

Время

I- II-III-IV

среда

1530 -1600

План реализации программы

Первый год (старшая группа)

№п\п

Тема

Форма проведения

Срок проведения

1

«Моя семья - моя радость».

Беседа с творческим заданием

2-3 неделя сентября

2

«Герб моей семьи»

Конкурс

4 неделя сентября

3

«Мой замечательный поселок»

Просмотр фильма

1 неделя октября

Экскурсия

2 неделя октября

4

 «Сад на окошке»

Акция

3 неделя октября

5

 «Уважения достойны»

Беседа о пожилых людях

4 неделя октября

6

«Рождение поселка»

Сотрудничество с библиотекой

1 неделя ноября

Экскурсия в музей

 2 неделя ноября

7

«Наш – поселок»

Знакомство с картой – схемой поселка

3 неделя ноября

8

«Символика поселка» (герб, флаг)

Беседа

4 неделя ноября

9

«История поселка в названиях улиц».

Презентация исследовательских семейных проектов

1-2 неделя декабря

10

«Достопримечательности поселка»

Экскурсия

3 неделя декабря

11

«Кто живет с нами рядом»

Знакомство с народами,

живущими в районе

2 неделя января

12

«Мы все такие разные»

Конкурс рисунков.

3 неделя января

13

«Традиции нашего народа»

Развлечение

4 неделя января

14

«В гостях у предков»

Сказочный марафон

1 неделя февраля

15

«Памятные места поселка»

Экскурсия

2 неделя февраля

16

 «Вам, защитники Отечества!»

Акция

3-4 неделя февраля

17

«Природа вокруг нас»

Просмотр видеофильма

1 неделя марта

18

«Пусть цветы радуют глаз»

Творческая деятельность

2 неделя марта

19

«Что это? Кто это?».

 Составление кроссвордов о животных, растениях района

3 неделя марта

20

 «Как растения дают нам кислород»

Опыты, эксперименты

4 неделя марта, 1 неделя апреля

21

«Кому нужна моя помощь?»

Разведка добрых дел.

2 неделя апреля

22

«Весна в родном  поселке»

Экскурсия

3 неделя апреля

23

«Этих дней не смолкнет слава»

Акция

4 неделя апреля ,

1 неделя мая

24

«Зеленые ладошки земли»

Десант чистоты и порядка на территории детского сада

2 неделя мая

25

«Люблю тебя, Маслянинский район».

 Встреча с местными поэтами и композиторами

3 неделя мая

26

«С чего начинается Родина?»

КВН

4 неделя мая

Второй год (подготовительная к школе группа)

№п\п

Тема

Вид деятельности

Срок проведения

1

«Почему меня так назвали»

Презентация детских проектов

2-3 неделя сентября

2

 «Мои права и обязанности» Беседа.

Беседа

4 неделя сентября

3

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

Беседа

1 неделя октября

4

«Спешите творить добро!»

Ситуативный практикум

2 неделя октября

5

«По каким правилам мы живем»

Игра

3-4 неделя октября

6

«Мой папа – мастер на все руки»

Презентация семейных творческих работ

1-2 неделя ноября

7

«Золотые руки мамы»

3-4 неделя ноября

8

«Поселок в котором я живу»

Конкурс рисунков

1 неделя декабря

9

Люблю тебя, Маслянино

Изготовление макета поселка

2-3 неделя декабря

10

«Полезные богатства края»

экспериментирование

2 неделя января

11

«Кто живет в лесах Маслянинского района»

Виртуальная экскурсия

3 неделя января

12

«Песни и стихи для тебя Маслянинский район»

Музыкально – литературная гостиная

4 неделя января

13

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие по городу Новосибирску.

1 неделя февраля

14

 «Из истории области»

Рассказы детей, подготовленные совместно с родителями.

 2 неделя февраля

15

«Богатыри земли Русской

Занятие – вернисаж.

3 неделя февраля

16

«Города и села Новосибирской области на карте»

Исследовательская деятельность

4 неделя февраля,

1 неделя марта

17

«Флаги и гербы»

Беседа с творческим заданием.

2-3 неделя марта

18

«Животные – рекордсмены»

Просмотр видеофильма

4 неделя марта

19

Животные из Красной книги.

Просмотр видеофильма

1 неделя апреля

20

«Животные нашего края»

Изготовление макета природных зон

2 неделя апреля

21

«Растения нашего леса»

Изготовление альбома

3 неделя апреля

22

«Земля наш общий дом»

Викторина

4 неделя апреля

23

«Аллея славы героев»

Экскурсия

1 неделя мая

24

«Там, где погиб неизвестный солдат»

Выставка рисунков

2 неделя мая

25

Как живут наши друзья

Целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений.

3 неделя мая

26

«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь»

Фестиваль художественного творчества

4 неделя

мая

Образовательные технологии реализации программы

Образовательная область

Методические пособия

Учебно – наглядные пособия

Область «Познавательное развитие»

- Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир». - М. Мозаика – Синтез, 2005 – 2010.

- Жуковская Р.И. «Родной край»- Москва «Просвещение», 1990

- Соломеникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». - М., Мозаика - Синтез 2005 – 2010.

- Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной»  ООО «Сфера» - 2015

- Иванова А.И. «Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений –Москва, 2004

- Сигимова М.Н. «Мир природы глазами ребенка». Учебно – методическое пособие. -1996.

-Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

-Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.

- И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.

- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.

-Иллюстрированный материал:   растительный мир родного края, лекарственные растения,

 времена года, домашние животные, перелетные птицы,

 дикие животные, садовые цветы, защитники Отечества;

Знакомим детей с природой: деревья, птицы, насекомые,

 съедобные грибы, полевые и луговые цветы, домашние птицы, овощи,  времена года;

Знакомим детей с окружающим миром:  моя семья, профессии.

- Географические карты Новосибирской области и Маслянинского района.

- Презентации на тему «Мой родной поселок»

«Герои Маслянинского района» и т.д.

Область «Речевое развитие»

- Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

- Чернобай Л.П. «Река Бердь – жемчужина Салаирского кряжа» - Новосибирск 2006

- Перфильев А.И. «На отрогах Салаирского кряжа» - Новосибирск, 1994

-«Отчий дом» - литературно – краеведческое творчество школьников Маслянинского района Новосибирской области, Выпуск 1,2,3 – Издательский Дом «Сибирская горница» - 2007

- Стихи о р.п. Маслянино.

- Сборники  русских народных сказок, загадок, пословиц и поговорок;

 -  тематические фотоальбомы

 

Область «Художественно -эстетическое развитие»

- Соломеникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством» - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

- Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду». – М., 2005.

- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» - Санкт-Петербург. 2008.

- Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». – М.: ВАКО, 2006.

- Зацепина М.Б. «Культурно - досуговая деятельность в детском саду». - М.: Мозайка-Синтез, 2005.

- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М.: Мозайка-Синтез, 2005

- Русский традиционный   костюм;

- Иллюстрированный материал: пейзажи, живопись родного края.

- Материал для продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)

ПРОГРАММА  КРУЖКА « С чего начинается Родина?»(Патриотическое воспитание)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2019г. (средняя группа)

Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которым мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столом,Что мы Родиной зовем?Кра...

Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2020г. (старшая группа)

Холмы, перелески,Луга и поля —Родная, зелёнаяНаша земля.Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог.И понял, что этоРаздолье полей —Частица великойОтчизны моей....

Программа ДОП "С чего начинается Родина?"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24791821","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 180px; height: 250px;"}}]]    [[{"type":"media","view_mode":"me...