ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Котова Наталья Михайловна

ПРОГРАММА  КРУЖКА

« С чего начинается Родина?»

атриотическое воспитание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_kruzhka_2016-2017.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  КРУЖКА

« С чего начинается Родина?»

(Патриотическое воспитание)

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ № 6 «ПЧЕЛКА»

НА 2016 – 2017  УЧЕБНЫЙ ГОД

Руководитель:

Котова Наталья Михайловна

Ермолино 2016 г.

Дата проведения: понедельник/вторник, среда/четверг

Время проведения: вторая половина дня

Продолжительность занятий:– 30 минут

Количество детей: 10

Пояснительная записка

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель разработки

- формирование социально-активной личности;

- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

Основные задачи и разделы

раздел

задачи

Россия - наш  общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

Родной край

Расширять знания детей об истории города; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
  2. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993;
  3.  Кончаловская Н. Наша Древняя столица. – М.: Воениздат, 1996;
  4.   Мельников М.Н.Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
  5.  Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру./Козлова С.А. -  М.:ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г.;
  6. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  7. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
  9. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
  10.  Осетров Е. Живая Русь. – М.: Просвещение, 1985;
  11.  Пигилова Т.А. Народная культура Избранное из книг и лекций.- М.: 1997;
  12. Практическое пособие./ Баранникова О.Н. – М.: АРКТИ, 2007 г.;
  13. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
  14. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е. Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
  15. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.
  16. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

План кружка по патриотическому воспитанию

детей подготовительной группы  «С чего начинается Родина»

М

е

с

я

ц 

Р

а

з

д

е

л

ООД, беседы, продуктивная деятельность, чтение литературы

Цель:

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Россия - наш  общий дом

 «Россия – Родина моя!» Чтение стихотворения

Н. Забилы «Наша Родина»

"Песня о Родине" (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек)

Цель: Закреплять знания детей о родной стране; воспитывать у детей любовь к своей Родине

«Россия на карте мира»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Ознакомление детей с такими понятиями, как “Россия”, “Родина”, “Отечество”;

«Россия» -  коллективная аппликация

Цель:  Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

«Государственные символы России»

«Флаг РФ»

Цель: Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; президенте РФ; формировать уважительное отношение к государственным символам и лидеру государства, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом, при помощи обрывной аппликации. Воспитывать аккуратность в работе.

«Флаг РФ»  -обрывная аппликация

«Государственные символы России»

«Герб РФ»

«Герб РФ» - раскраски с  герба РФ

Государственные символы России» «Гимн РФ»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Президент РФ»

«Красота русской природы» - коллективная аппликация

«Неофициальные символы России»

Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России.

«Люблю березку русскую»

Цель: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Показать экопозитивное отношение человека к природе, воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие.

«Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина

Рекомендации для родителей "Березкины слезки"

Музыкальное развитие:

"В золоте березонька" - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой)

"Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия)

"Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко)

«Наша добрая матрешка»

Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России

Аппликация «Наряди матрешку»

Цель: Закреплять знания детей о виде народно-прикладного искусства –матрешке;

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Составление коллективного коллажа «Неофициальные символы России»

Цель: Закрепить знания детей о неофициальных символах России через продуктивную деятельность.

«Москва – столица нашей Родины» - презентация

Цель:  формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

«Красная площадь»

Цель: Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах

«Кремль» - аппликация

Цель: Закреплять умение выполнять работу в определённой последовательности, развивать чувство композиции 

«Спасская башня» - 3D пазл, рисование

Цель: Развивать чувство композиции при рисовании Спасской башни.

Стихотворения о Родине – составление картотеки

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Родной край

«Ермолино – наша малая Родина» - презентация

Цель: Уточнить представление детей о родном  городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства; закрепить и обобщить знания детей о символе родного  города  – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

«Символика города Ермолино»

«Любимые места» - рисование

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Мой дом, моя улица»

Экскурсия по городу

«Знаменитые жители г. Ермолино»

Оформление альбома «Любимый город»

«Калужская область на карте, символика области»

Цель: Уточнить представление детей о родном крае, закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства

«Боровский район» - составление альбома

Цель: Уточнить представление детей о родном крае; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства

Приобщение к истокам

«Как живут в деревне» рассматривание иллюстраций с изображением деревни.

Цель:  Закрепить представления детей о жизни в деревне

«Кто такие славяне?»

Чтение стихотворения «Словяне» (Н.Тубцова)

Цель : Развивать историческую память, представления о доброте и красоте; формировать культуру чувств и интерес к древним корням

«Откуда пошла земля русская» презентация

Цель : Дать первоначальные знания о русских городах Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян; вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Традиции и быт русского народа»

«Народные игры» «Ручеек», «Гори, гори ясно»

Цель: Познакомить детей с народными играми

«Традиции русского народа» Народные праздники (Святки,  Новый год, Рождество); Развлечение «Знакомство с колядками»

Цель: Формировать уважение к традициям русского народа

ООД «Отражение русских традиций в русском костюме» - презентация

Цель: Формировать уважение к традициям русского народа, к человеку – труженику.

Поддерживать интерес к национальной одежде. Уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование.

«Национальный костюм»

«Как шили одежду»

«Национальный костюм» рисование

Беседа «Как строили избу» презентация

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка, украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

«Русская изба» аппликация

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Забавы вокруг печки»

Цель : Продолжать знакомить с бытом русского народа, с печью – главной частью избы

Рисование «Русская печь»

Цель Развивать эстетический вкус. Учить детей рисовать русскую печь. Воспитывать уважение к древним мастерам-печникам.

«Традиции русского народа» Народные праздники (Масленица)

Цель: Формировать уважение к традициям русского народа

 ООД «Как выращивали хлеб»

«Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Использование пословиц, поговорок о труде, хлебе.

Цель: Познакомить детей с историей, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. Воспитывать  уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу

Развлечение «Научи меня играть» (русские - народные инструменты)

Цель: Поддерживать интерес к национальным инструментам.

М

А

Р

Т

Моя семья

« Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Выставка семейных фотографий. 

Чтение рассказа Гамазкова «Волшебная семья».

Цель: Расширять представление детей о семье.

Беседа с детьми о мамах.

Пение песен, чтение стихов о маме.

Рисование «Мамочка»

Цель: Воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. Воспитывать уважение к женскому полу.

Беседа «Что такое генеалогическое  дерево»

Цель: Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Беседа «Вместе мы любим - …..»

Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.

Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.

Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.

Приобщение к истокам

Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки); Прослушивание аудиокассет (русский народный фольклор) 

Цель: Расширить представления детей о русском народном фольклоре. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтение.

Беседа «Как прекрасны наши сказки».

Цель: Расширить представления детей о видах  сказочного жанра;

 -Продолжать учить детей  давать оценку поступкам персонажей сказок

«Посиделки»

 - русская комната с печью;

- рассказ о занятиях людей в старину;

- рассматривание избы;

- хоровод «На горе то калина»;

- разгадывание загадок о предметах быта

Цель: Воспитывать интерес к народному быту;

Формировать образную речь, употреблять пословицы, поговорки

ООД «Русские народные игрушки» (деревянные и глиняные) -  презентация

Цель: Формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшее понимание детьми его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Развитие духовных ценностей, которые проявляются на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций. Учить детей применять полученные знания непосредственно в той или иной деятельности (художественное творчество, социально –личностные отношения, игровая деятельность). Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

 Познакомить детей с произведениями русского народного творчества Городецких мастеров.

 Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством «гжель». Учить соотносить реальные и сказочные образы.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Рисование  «Игрушка»

Беседа на тему: «Знакомство с русским узором».

Работа в художественной мастерской:

- городецкая роспись

Работа в художественной мастерской:

- хохломская роспись;

Работа в художественной мастерской:

- гжель;

Работа в художественной мастерской:

- жестовская роспись

Защитники Отечества

«Богатырская Русь» Рассматривание картины «Богарыри»; - чтение стихотворений о богатырях русских (Е. Санин);

- беседа по прочитанному;

- рисунки детей «Свой богатырь» (рассматривание работ)

Цель: Закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси

«Защитники земли русской»

Цель: Познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

М

А

Й

Беседа «Что такое героизм?» 

Просмотр мультфильма «Подвиг  молодого солдата»

Цель:  Воспитание патриотизма.

«Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

«День Победы»

 Просмотр видео фильма «Парад победы 1945г»

Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину

Беседа: « По дорогам войны»

Просмотр презентации «Города герои»

Цель: Формирование представлений о событиях ВОВ, об основных сражениях

Беседа: «Детство, растоптанное войной»

Цель: Расширять представления детей о событиях ВОВ, о детях героях

«Оружие военных лет».

Цель: Закреплять знания о боевом оружие, прошлых лет.

Оформление  альбомов  « Все о ВОВ 1941-1945гг.». Собрать и наклеить вырезки статей, картинки из газет и журналов, интернет ресурсов.

Цель:  Расширять представления детей о событиях ВОВ, воспитание патриотизма.

Итоговое  интегрированное ООД  (Викторина)  на тему: «С чего начинается Родина»

Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию С чего начинается Родина

Задачи: - формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к государственным символам;- закрепить названия народных промыслов;- воспитывать любовь к ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

"С чего начинается Родина?" патриотическое воспитание дошкольника

небольшая статья о проблемах патриотического воспитания. из опыта работы....

С чего начинается Родина – патриотическое воспитание.

С чего начинается Родина – патриотическое воспитание....

ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной...

«С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым бл...