Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2019г. (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)

Грицкан Юлия Юрьевна

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которым мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом,

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

 

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой Родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_2019.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

г.Вязьмы Смоленской области

Принята

решением педагогического совета  

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

30.08.2019 г

Протокол №1

Утверждена

Приказом

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 30.08.2019

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная программа дополнительного образования

по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Автор-составитель: Грицкан Юлия Юрьевна,

воспитатель

Город Вязьма Смоленская области

№п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Направленность и уровень программы

1.2

Актуальность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы и подходы программы

1.5

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

1.6

Модель образовательного процесса

1.7

Планируемые результаты

2

Содержание программы

2.1

Учебный план

Перспективное планирование:

Образовательная деятельность с детьми 4 – 5 лет

2.2

Региональный компонент

3

Формы аттестации и оценочные материалы

3.1

Подведение итогов реализации программы

3.2

Оценка индивидуального развития детей

4

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Литература

1.Пояснительная записка

  1. Направленность и уровень программы.

Направленность – нравственно-патриотическое воспитание

Уровень программы - базовый

1.2 Актуальность

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которым мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом,

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой Родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

  1.  Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.

Задачи программы:

1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.

2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5. Сформировать доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

Принципы формирования Программы

  • принцип развивающего образования,целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.  

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

 Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Подходы к реализации Программы

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

 - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования

- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии снаправлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиес учётом  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.  

  1. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Патриотизм включает в себя:

содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;

эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;

деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;

в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;

 в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

  1. Модель образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам в 15:30 ч.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 4 до 5 лет.

Программа нравственно-патриотического кружка « С чего начинается Родина?» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для кружковых занятий составляет 36 ч.  

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Средняя группа

 

20 мин.

1

36

Длительность занятия  в средней группе составляет 20 мин.

Формы организации нравственно-патриотической работы с детьми:

  1. Коллективная форма – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив.
  2. Групповая – осуществляется с группой детей состоящих из 3-х и более человек.
  3. Индивидуальная – оказание помощи ребенку по усвоению сложного материала; индивидуальные беседы.

Методы и приемы нравственно-патриотического воспитания детей:

•        Наглядный метод

•        Метод показа

•        Метод иллюстрированной наглядности

•        Музыкальное сопровождение

•        Словесный метод

•        Практический метод

•        Игровой метод

•        Концентрический метод

Структура занятия

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию строится по классическому принципу.  Сюда входят: вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия.

1.7 Планируемые результаты освоения программы

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития воспитанника :

- Знаком с   декоративно- прикладным искусством в рамках Программы, умеет выполнять элементы декоративной росписи.

- Знаком с  музыкальным фольклором в рамках программы; умеет слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Декламирует русские народные   песенки, потешки, небылицы, сказки.

- Умеет  обыгрывать  русские народные игры, считалки.

- Знаком с  некоторыми традициями, обрядами  праздников.

- С удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

- Активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в

частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

- Умеет рассказывать о своем родном городе.

-Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную

профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

- Участвет в наблюдениях за растениями, животными, птицами,

рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими

познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно

относиться к живым существам, не вредить им.

2. Содержание программы

2.1 Учебный план и его содержание

Перспективное планирование нравственно-патриотического кружка «С чего начинается Родина?»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Беседа «Что такое детский сад?»

Развивать коммуникативные способности, воспитывать дружелюбие, понимание.

Беседа «Моя семья»

Учить детей называть членов своей семьи. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к родственникам.

Мой родной город - Вязьма

Познакомить воспитанников с названием и характерными чертами родного города.

Смоленский лен

Познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды, с народными обычаями и украшениями одежды, и познакомить с новыми пословицами о труде

Октябрь

Символика родного города

Познакомить детей с гербом и флагом, гимном, с их историей, происхождением.

Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке» С.Прокофьева

Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь

Экскурсия по детскому саду «Труд взрослых в детском саду».

Закреплять знания названий профессий сотрудников детского сада, воспитывать уважение.

Целевая прогулка «Осень на нашем участке»

Продолжать развивать интерес и любовь к родной природе, наблюдательность.

Рисование осенних листочков «Осенние приметы».

Развивать у детей интереса к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства.

Ноябрь

Творческая мастерская по рисованию на тему «Мой дом»

Закреплять понимание ценности домашнего очага для ребенка.

Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»

Расширять представления о профессиях своих родителей.

Беседа «Какие животные наших лесов готовятся к зиме?», творческая мастерская по лепке зайчика

Знакомить с животными родного края. Развивать диалогическую речь, творческие способности.  Воспитывать любовь к обитателям леса

Проект «Письмо в сказочную страну» (знакомство с профессией почтальона).

Расширять представления воспитанников о профессии почтальона, её актуальности и важности.

Декабрь

Беседа с просматриванием фотографий «Зима в родном городе»

Закреплять  умение наблюдать явления природы. Воспитывать любовь к природе родного края.

Беседа, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы нашего края»

Расширение знаний о зимующих птицах, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам.

Творческая мастерская по изготовлению подарков родным к новогоднему празднику.

Способствовать воспитанию  желания дарить подарки своим родным, радоваться празднику.

Январь

Рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Зима», творческая мастерская по рисованию «Деревья в инее». Выставка работ.

Формировать у детей умение создавать картины зимней природы.

Просмотр презентации «Родной город Вязьма».

Закреплять названия родного села, реки. Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вяземский пряник

Познакомить воспитанников с традиционным лакомством г. Вязьмы

Февраль

Даргомыжский А.С.

Познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Даргомыжского А.С.

Беседа «Моя родина-Россия». Рассматривание иллюстраций.

Формирование у детей представлений о России как о родной стране.

Государственные символы России.

Уточнить знания о государственных символах страны.  Продолжать формировать уважительное  отношения к символам России.

Беседа «Подвиг солдата»

Познакомить воспитанников с некоторыми особенностями праздника 23 февраля и его значимостью.

Март

Рассматривание русского народного костюма. Творческая мастерская по изготовлению стенгазеты.

Познакомить детей с русским народным костюмом.

Экскурсия на кухню ДОУ.

Познакомить детей с профессией повара, провести беседу о значимости данной профессии.

Просмотр презентации «Русские народные игрушки».

Расширять знания детей о народных игрушках.

Целевая прогулка «Весна на нашем участке».

Продолжать развивать интерес и любовь к родной природе, наблюдательность.

Апрель

Красная книга Смоленщины «Редке растения».

Знакомить детей с растительным миром города и области; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе

Красная книга Смоленщины «Редкие животные».

Знакомить детей с животным миром города и области; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Разучивание русских народных потешек.

Познакомить детей с русской народной потешкой, учить запоминать ее, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.

Развлечение «День Земли».

Формировать у детей общее представление о планете Земля.

Рассматривание альбома «Хлеб – всему голова».

Формировать знания у детей о значении хлеба в жизни человека, о его значимости с давних времён.

Май

Беседа «Великий праздник День Победы».

Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства.

Рисование «Вспыхнул праздничный салют».

Побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; воспитывать интерес к окружающему, родному городу.

Спортивный семейный праздник «Дружная семья».

Привлекать детей и родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни.

2.2 Региональный компонент.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. В наши дни  вопросы патриотизма приобрели особое значение. Изменилась страна, резко обострилась проблема национализма, размежевания между народами. Утрачиваются понятия чувства долга перед обществом перед Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Поэтому необходимо приобщать детей к непреходящим общечеловеческим ценностям,  к народной культуре для формирования у них патриотических чувств и развития духовности. И начинать эту работу необходимо в дошкольные годы. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.  

В рамках приобщения регионального компонента к дополнительной образовательной программе нравственно-патриотического воспитания «С чего начинается Родина?» целесообразным является рассмотрение следующих тем:

«Смоленский лен»: познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды, с народными обычаями и украшениями одежды, и познакомить с новыми пословицами о труде. Методы: проведение занятий и бесед на данную тему.

«Символика родного города»: познакомить детей с гербом и флагом, гимном, с их историей, происхождением. Методы: беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций; рисование гербов, флагов.

«Вяземский пряник»: познакомить с традиционным лакомством г. Вязьмы. Методы: Выставка «Пряник своими руками»; праздники, занятия по художественно-эстетическому развитию.

«Даргомыжский А.С.»: познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Даргомыжского А.С. Методы: беседы, рассматривание иллюстраций, слушание музыки.

«Красная книга Смоленщины»: знакомить детей с растительным и животным миром города и области; с исчезающими видами растений и животных; воспитывать бережное отношение к природе. Методы: опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы; наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование; использование дидактических игр.

3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Подведение итогов реализации программы

Период

Средняя группа (4 – 5 лет)

сентябрь

октябрь

Выставка рисунков осенних листочков «Осенние приметы».

ноябрь

Проект «Письмо в сказочную страну»

декабрь

Выставка подарков родным к новогоднему празднику

январь

февраль

Открытое занятие «Путешествие по России»

март

Выставка стенгазеты на тему «Русский народный наряд»

апрель

май

Выставка рисунков «Вспыхнул праздничный салют»

        3.2 Оценка индивидуального развития детей

Нравственное воспитание.

Изучение социальных эмоций (М.В.Корепанова)

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и описания ситуаций. Проведение исследования. За детьми наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

Первая серия. Педагог задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? Вторая серия. Ребенку предлагают завершить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось с ней поиграть. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-либо предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по 4 собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но быстро охладевает и т. д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют.

1. Средний. Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности. Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

2. Низкий Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя. Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам. Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности. Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место. Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Карта диагностики уровня нравственно-патриотического воспитания детей 4-5 лет

-знание своего имени;

-знание членов семьи, имен родителей

-знание своего имени, фамилии;

-знание членов семьи, их имен;

-название родного города;

-узнает российский флаг, герб, гимн (по звучанию)

-знание своей фамилии, имени, отчества;

-знание по имени ближайшего окружения (родственников) и рода их занятий;

-название родного города и его достопримечательностей;

-знание российского флага (правильно называет триколор)

-родственные чувства, чувства любви и гордости за своих родителей проявляет редко

-любит родителей;

-активно проявляет эмоциональные чувства в отдельных случаях

-эмоционально-активный к ближайшему окружению;

-проявляет чувства любви и гордостиза своих родителей и других членов семьи

-умение ориентироваться в помещении групповой комнаты и прогулочной площадки группы

-умение ориентироваться в помещениях детского сада

-умение ориентироваться в помещениях детского сада и прилегаю-щей территории

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы.

  1.  Материально – техническое обеспечение:

1.        Групповая комната.

2.        Учебники, методические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Художественная литература по заданной тематике.

4.        Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, видеодиски.

5.        Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, компьютер, мультимедиа плеер;

6.        Иллюстрации с изображением государственный символов РФ, народных костюмов, различных памятных мест России и родного края; карта России и мира.

Работа всего коллектива ДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального настроя воспитанников. Материально – техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей отвечают требованиям охраны труда.

Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также всестороннему развитию каждого ребенка.

4.2 Используемая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

5. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

6. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.