Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Жеребятьева Юлия Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Берёзка» села Иогач

    ПРИНЯТА

    На заседании

    педагогического совета

    протокол № _____

    от «___»_______ 201____г.

    УТВЕРЖДАЮ:

    заведующая МДОУ

    д/с «Берёзка» с.Иогач

    _______/Н.Ю.Кащеева/

    Приказ № _____

    от «___» ____201___г.

     

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    «С  чего начинается Родина?»

    для детей 4-5 лет

    Срок реализации: 1 учебный год

    Автор-составитель:

    Жеребятьева Юлия Владимировна

    Иогач

    2017г.

    Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

    1.1 Пояснительная записка

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

    Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

    Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С  чего начинается Родина?» разработана на основании следующих нормативных документов:

    1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

    3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».

    6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года № 1133.

    7. Устав МДОУ д/с «Берёзка» с. Иогач.

    8. Положение о бесплатном дополнительном образовании.

    9. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МДОУ д/с «Берёзка».

    10.Образовательная программа дошкольного образования МДОУ д/с «Березка» с. Иогач.

    Направленность программы: естественнонаучная.  Программа «С  чего начинается Родина? » имеет патриотическую направленность, которая определена особой актуальностью патриотического воспитания в современных условиях. Согласно содержанию  ФГОС ДО  система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

    Актуальность программы

    Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому

    горю.

    Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

    Отличительные особенности программы.

    Сочетание разных технологий, видов детской деятельности, использование эффективных методов и приемов в работе с детьми позволяют решить ряд естественнонаучных задач и добиться определенной цели. Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые

    становятся внутренними мотивами поведения.

    Адресат программы. Программа разработана для детей средней группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

    Объем и срок освоения программы

     Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4 – 5 лет. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37

    Вид деятельности

    Количество учебных месяцев

    Количество занятий в неделю

    Количество занятий в месяц

    Количество занятий в год

    Длительность занятий

    1

    Диагностика

    (первая и вторая  неделя сентября, третья и четвертая

     неделя мая)

    2

    Образовательная деятельность

             

    8

    1

    4

    29

    20 м. вторая пол.

    дня

    Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение  по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.

    Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.

    Групповая и подгрупповая работа. В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть до 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 12 детей.

    Особенности организации образовательного процесса 

    При организации образовательной деятельности учтены следующие принципы:

      -принцип систематичности и последовательности;

      - принцип доступности;

      - принцип наглядности обучения;

      - принцип интегрированного подхода;

      - принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;

      - принцип гуманизма;

      - принцип комплексности;

      -принцип интеграции образовательных областей.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Этапы реализации программы

     1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

     2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.

     3. Реализация содержания.

     4. Рефлексия.

    5. Презентация опыта работы.

    Состав группы – постоянный. Занятия проводятся со всеми детьми средней группы. Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37 часов.

    Периодичность – один раз в неделю каждую среду в 16.30.мин.

     Продолжительность занятий – 20 минут.

    Цель программы: формирование социально-активной личности, развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства,  воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.

    Задачи программы:

    Формирование любви к родному городу и посёлку, интереса к их прошлому и настоящему.

    Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, детскому саду,  стране.

    Воспитание чувства гордости за своих земляков.

    Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

    Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа и своего региона.

    1.3 Содержание программы

    Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

    Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

    Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

    - географическое положение нашего края;

    - исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

    - природа края, особенности рельефа и климата;

    - народонаселение, особенности национальной культуры.

    Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает

    - развитие игровой деятельности детей;

    - формирование навыков культуры поведения и общения;

    - обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

    - формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

    - формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

    - ознакомление детей с творчеством алтайских поэтов;

    - развитие собственной трудовой деятельности детей;

    - воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

    Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является

    - развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

    Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

    - знакомство с русским народным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;

    - формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

    -знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

    - приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

    Образовательная область «Физическое развитие» включает:

    - формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

    - развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр.

    Учебный план

    Название темы

    Количество чесов

    Форма аттестации контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Диагностика (в наблюдении)

    2-недели

    Карта диагностического обследования

    1

    «Давайте познакомимся»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    2

    «Будем дружно мы играть»

    1

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    3

    «Мой любимый детский  сад»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    4

    «Моя семья»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    5

    «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    6

    «Всемирный День матери»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    7

    «Пеку, пеку хлебушек»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    8

    «Моё село Артыбаш,  Иогач»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    9

    « Моя улица, мой дом родной».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    10

    « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    11

    « Что такое хорошо и что такое плохо?»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    12

    «Новый год у ворот».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    13

    «Моя республика Алтай»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    14

    «Животный мир  республики Алтай»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    15

    «Растительный мир  республики Алтай»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    16

    «Мои друзья».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    17

    «Богатыри земли русской»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    18

    «Боевая слава нашего народа»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    19

    «День защитников Отечества».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    20

    «Мама- первое слово»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    21

    «Ладушки в гостях у бабушки».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    22

    «Труд взрослых в родном селе»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    23

    «Водные объекты Алтайского края».

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    24

    «Наши космонавты»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    25

    «Наша страна-Россия»

     

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    26

    «Государственные символы России»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    27

    «Москва столица нашей родины»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    28

    «9-мая – День Победы»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    29

    «Знаменитые земляки»

    1

    5м.

    15м.

    Выполнение теоретических и практических заданий.

    Итоговая диагностика по программе.

    2-недели

       

    _______

    Карта диагностического обследования

    1.4. Планируемые результаты

    Дети умеют представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о родном крае, городе, селе их достопримечательностях ; о государстве и принадлежности к нему; мире; знают герб, флаг, гимн России; называет столицу России.



    Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

    2.1.Календарный учебный график

    Месяц

    Число

    Время проведения

    занятий

    Форма

    занятий

    Кол-во

    часов

    Тема занятий

    Место проведений

    Форма контроля

    Сентябрь

    3- 4неделя

    ________

    Беседы, игры, наблюдение за взаимоотношениями  детей в группе.

    -

    Диагностика

     (в наблюдении)

    Группа

    Фронтальный

    1

    Октябрь  

    1-неделя

    20мин.

    Беседа, игры наблюдение за взаимоотношениями детей в группе

    1

    «Давайте познакомимся»

    Группа

    Тематический

    2

    2-неделя

    20мин.

      Беседы, игры, чтение рассказов.

    1

    «Будем дружно мы играть»

    Группа

    Тематический

    3

    3-неделя

    20мин.

    Экскурсия по детскому саду

    1

    «Мой любимый детский сад»

    Детский сад

    Группа

    Тематический

    4

    4-неделя

    20мин.

    ИЗО деятельность

    1

    «Моя семья»

    Группа

    Тематический

    5

    Ноябрь  

    1-неделя

    20мин.

    Беседа.

    ИЗО деятельность.

    1

    «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»

    Группа

    Тематический

     6

    2-неделя

    20мин.

    Беседа ИЗО деятельность.

    1

    «Всемирный День матери»

      Группа        

    Тематический

     7

    3-нелеля

    20мин.

    Беседа.

    1

    «Пеку, пеку хлебушек»

    Группа

    Тематический

     8

    4-неделя

       

     20мин.

    Беседа, экскурсия, наблюдение.

    1

    «Моё село Артыбаш, Иогач»

    Группа

    Тематический

    9

    Декабрь

    1-неделя

       

    20мин.

    Беседа, экскурсия, наблюдение,

    1

    « Моя улица, мой дом родной».

    Экскурсия по улице

    Тематический

    10

    2-неделя

    20мин.

    Беседа, игры.

    1

    « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

    Группа

    Тематический

    11

    3-неделя

    20мин.

    Беседа, игры.

    1

    « Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Группа

    Тематический

    12

    4-неделя

    20мин.

    Беседа

    ИЗО деятельность

    1

    «Новый год у ворот».

    Группа

    Тематический

    13

    Январь  

    2-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, чтение стихов, рассматривание иллюстраций.

    1

    «Моя республика Алтай»

    Группа

    Тематический

    14

    3-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, чтение рассказов.

    1

    «Животный мир  республики Алтай»

    Группа

    Тематический

    15

    4-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций.

    1

    «Растительный мир  республики Алтай»

    Группа

    Тематический

    16

    17

    Февраль

    1-неделя

    2-неделя

    20мин.

    20мин.

    Беседы, игры.

    Беседы, игры, чтение,

    1

    1

    «Мои друзья».

    «Богатыри земли русской»

    Группа

    Группа

    Тематический

    Тематический

    18

    3-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, чтение, рассматривание иллюстраций.

    1

    «Боевая слава нашего народа»

    Группа

    Тематический

    19

    4-неделя

    20мин.

    ИЗО деятельность Беседы, игры, чтение.

    Худ. лит.

    1

    «День защитников Отечества».

    Группа

    Тематический

    20

    Март  

    1-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

    ИЗО деятельность.

    1

    «Мама- первое слово»

    Группа

    Тематический

    21

    2-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

    1

    «Ладушки в гостях у бабушки».

    Группа

    Тематический

    22

    3-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, наблюдение, чтение, худ. лит.

    1

    «Труд взрослых в родном селе»

    Группа

    Тематический

    23

    4-неделя

    20мин.

    Беседы, игры, экскурсии, наблюдение, чтение худ. лит.

    ИЗО деятельность

    1

    «Водные объекты Алтайского края».

    Группа, экскурсия.

    Тематический

    24

    Апрель  

    1-неделя

    20мин

    Беседы, игры, чтение худ. лит.

    1

    «Наши космонавты»

    Группа

    Тематический

    25

    2-неделя

    20мин

    ИЗО деятельность

    1

    «Наша страна-Россия»

    Группа

    Тематический

    26

    3-неделя

    20мин

    Беседы, чтение худ. лит.

    1

    «Государственные символы России»

    Группа

    Тематический

    27

    4-неделя

    20мин

    Беседы, чтение худ. лит.

    1

    «Москва столица нашей родины»

      Группа

    Тематический

    28

    Май  

    1-неделя

    20мин

    Беседы, игры, экскурсии, чтение худ. лит.

    ИЗО деятельность.

    1

    «9-мая – День Победы»

    Экскурсия к памятнику Монументу Славы

    Тематический

    29

    2-неделя

    20мин

    Беседы, экскурсии, чтение худ. лит.

    1

    «Знаменитые земляки»

    Группа

    Тематический

    3-4неделя

    ____

    Беседы с детьми, дидактические игры.

    1

    1

    Итоговая диагностика по программе.

    Группа

    Фронтальный

    Комплексно - тематическое планирование

    по патриотическому воспитанию.

    Дата

    Месяц

    Тема недели

    Программное содержание

    Работа с детьми

    Взаимодействие с родителями

    Сентябрь

    Октябрь

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Ноябрь

    1-неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Декабрь

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Январь  

    2- неделя

    3-неделя

    4- неделя

    февраль

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Март

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Апрель

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Май

    1- неделя

    2-неделя

    3- неделя

    4-неделя

    Диагностика (в наблюдении)

    Давайте познакомимся

    «Будем дружно мы играть»

    «Мой любимый детский сад»

    «Моя семья»

    «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

    Всемирный День матери

    «Пеку, пеку хлебушек»

    «Моё село Артыбаш, Иогач»

    « Моя улица, мой дом родной».

    « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

    « Что такое хорошо и что такое плохо?»

    «Новый год у ворот».

    «Моя республика Алтай»

    «Животный мир республики Алтай»

    «Растительный мир  республики Алтай»

    «Мои друзья».

    «Богатыри земли русской»

    «Боевая слава нашего народа»

    «День защитников Отечества».

    «Мама- первое слово»

    «Ладушки в гостях у бабушки».

    «Труд взрослых в родном селе»

    «Водные объекты Алтайского края края».

    «Наши космонавты»

    «Наша страна-Россия»

    «Государственные символы России»

    «Москва столица нашей родины»

    «9-мая – День Победы»

    «Знаменитые земляки»

    Итоговая диагностика по программе.

    Цель: Определение уровня знаний детей о Родине.

    Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

    Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

     Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

    Уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

    Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; 

    Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

     Воспитывать любовь и уважение к родителям.

    Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

    Цель: Воспитывать культуру общения со взрослыми людьми, желание по побуждению или показу педагога быть вежливыми в общении со старшими, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия, развивать в детях привязанность к семье.

    Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях,

    воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

    Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

    Цель: Познакомить детей с историей возникновения села Артыбаш, Иогач; уточнить представления детей о том, что село расположено на правом и левом берегу озера Телецкого. Воспитывать уважительное отношение к родному селу.

    Познакомить детей с названием улицы и в честь кого она так названа на которой расположен детский сад. Закрепить знание детей домашнего адреса; познакомить с разными видами  жилых домов их назначением; пополнить словарь: школа, библиотека, аптека, Банк.

    Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.

    Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.

    Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. Воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

    Познакомить детей с историей возникновения республики Алтай; познакомить с символами республики Алтай(герб, флаг), прослушать гимн республики Алтай, рассмотреть карту республики Алтая, Воспитывать любовь к малой родине.

    Уточнить и систематизировать знания детей о животном мире республики Алтай воспитывать любовь к животным, беречь и заботится о них

    Уточнить и систематизировать знания детей о растениях республики Алтай; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические чувства.

    Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

    Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

    Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

    Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

    Формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека; побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье; воспитывать духовно-нравственные чувства.

    Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству

    Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного села, формировать уважение к труду людей.

    Познакомить с названием реки Бия, озеро Телецкое. Обсудить с детьми чем богаты водные ресурсы Алтайского края, формировать понимание значения воды для жизни всего живого; побуждать детей бережно относиться к природным богатствам своей Родины.

    Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать

    Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

    Познакомить детей с государственными символами России –флаге, гербе, гимн. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага.

    Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины

     Познакомить детей с понятием «столица», главными достопримечательностями Москвы.

    Обогащать словарь детей понятиями: Кремль, древняя, Красная площадь, столица, куранты.

    Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, чувство любви и гордости к своей Родине.

    Закрепить знания детей о том, что

     9-мая День Победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.

    Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

    Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

    Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

    Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

    Беседы с детьми, игры.

    -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

    -Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

    -Беседа «Будем дружно мы играть»

    -Рисование на тему «Мой любимый детский сад».

    -Беседа «Моя семья».

    -Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

    -Рисование на тему «Моя семья»

    -Беседа о семье.

    - Д \ и  «Проверь своё отношение», « Назови ласково»,

    -Беседы «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Ты на свете лучше всех».

    -Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов с изображением мам и бабушек.

    -Рисование «Самый красивый цветок для мамы».

    -Беседа «Как выращивают хлеб»

    -Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов

    «Как хлеб пришёл к нам на стол».

    -Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий села.

     -Просмотр видео - слайдов: «Моё село»;

    -Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад.

    -Беседа: «Моя улица, мой дом родной».

            

    -Беседа: « Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

    -Д/игра «Угадай какое настроение»

    Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»

    Дидактические игры «Достаточно ли мы воспитаны?», «Комплименты»,

    -Чтение книги

    В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    -Беседа – рассуждение «Всегда ли вы поступаете правильно в тех или иных случаях?»

    -Беседа: «Что за праздник Новый год?»

    -Рассматривание альбома «Народные праздники».

    -Коллективная работа

     «Новый год».

    -Беседа; рассматривание открыток, старых фотографий республики Алтай. Просмотр видео - слайдов: «Республика Алтай».

    -Беседы о жизни диких животных родного края.

    -Познакомить детей с назначением «Красной книги».

     

    - Рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства.

    -Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека

    -Рассматривание географического атласа для дошкольников «Мир и человек»;

    -Описание внешности человека с помощью опорной схемы;

    -Чтение рубрики «Почему люди разные?»

    -Беседы о русских богатырях.

    -Чтение былин и легенд.

    -Просмотр мультфильма «Три богатыря».

    -Беседа «Боевая слава нашего народа»

    -

     - «Прослушивание военных песен

    -Просмотр видео –слайдов: «Защитники отечества».

     -Оформление стенгазеты «Мы гордимся нашими защитниками!».

    -Составление рассказов о близких, служивших в армии или воевавших на ВОВ;

    -Беседа «О мамах родных и очень важных».

    -

    Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

    -Разучивание прибауток, потешек.

    Д/и. «Десять внучат». Загадывание загадок о домашних животных

    -Беседы о труде взрослых в родном селе

     -Рассматривание видео слайдов с изображением людей разных профессий: лесник, учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский и т.д.

    Беседа о водных ресурсах Алтайского края, реки Бия, Телецкого озера, начало и протяженность.

     

    -Беседы, рассматривание иллюстраций о космонавтах.

     -Рассматривание альбома: «Наши космонавты».

    Коллективная работа «Космос».

    -Рассматривание карты России, ее просторы и границы.

    - Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине.

    Рассматривание иллюстраций государственного флага и герба РФ.

    -Рассматривание герба на монетах, на документах;

    -Прослушивание гимна РФ, объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн.

    -Беседа: «Москва — главный город нашей Родины»

    -Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов и видео-презентаций о Москве.

    -Беседы, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ.

    -Беседа о ветеранах ВОВ нашего села.

    -Рассматривание альбома: «Памятники героев  ВОВ»;

    Коллективная работа «День Победы».

    - НОД «С любовью о наших земляках».

    -Презентация: «Знаменитые земляки».

    Беседы с детьми; дидактические игры.

    Папка передвижка «Как научить играть детей дружно»

    Консультация: сбор информации о детском саде.

    Изготовление генеалогического древа.

    .Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой», басни Л. Толстого

    «Старый дед и внучек».

    Создание альбома «Мамы всякие нужны»

    Изготовление альбома о родном селе: рассказы, фотографии, рисунки.

    Подборка информации по теме: «История  моей улицы».

    Чтение с детьми художественной литературы «Золушка», «Красная Шапочка», «Три дочери», «Сыновья».

    Памятка для родителей:

    «Вежливость и культура»

    Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка».

    Подборка информации по теме: «Моя республика Алтай».

    Подборка информации по теме: «Животный мир республики Алтай»

    Вовлечение родителей в изготовление картотеки «Целебны травы Алтая»

    Рассматривание иллюстраций людей разной национальности

    Папка передвижка: «Как познакомить детей с пословицам и поговоркам о богатырях русских»

    - Просмотр художественных фильмов, документальных:

     -Парад на Красной площади.            

    Мультфильма:                  - «Тайна о Мальчише – Кибальчише»

    Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Советской армии».

    Фотовыставка

    «Вот какие наши мамы!»

    Папка передвижка

    «Ка знакомить детей с русским фольклором».

    Составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».

    Рекомендации:

    Помочь ребенку составить рассказ: «Чем меня привлекает подводный мир».

    Подборка информации по теме: «Наши космонавты»

    Подборка информации по теме: «Наша страна-Россия»

    Рекомендации: сбор информации о древней России.

    Сбор информации о достопримечательностях Москвы.

    Подбор материала  о близких родственниках, воевавших на войне.

    Экскурсия к памятнику Монументу Славы.

    Оформление папки-передвижки «Знаменитые земляки».

    Анкетирование родителей.



    2.2. Условия реализации программы

    Материально-техническое и информационное обеспечение программы.

    Для реализации работы кружка подобраны дидактические игры: «Защитники Отечества», «Военная техника», «Найди флаг России», «Мы шагаем по Алтаю» и др.

    Изготовлены альбомы «Моё село», «Моя семья», «Государственная символика России». Оформлены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Турагенство», «Кафе» и др.

    Подобрана художественная литература, через которую дети могут совершенствовать знания о подвигах в годы войны, о России, о Российской Армии».

     Оформлен  патриотический уголок в группе, макет «Русская изба», «Алтайская юрта» «Лес», «Озеро», символика Республики Алтай, города Горно-Алтайска. Куклы: мальчик и девочка в русских и алтайских костюмах, предметы быта.

    Оборудованы стенды «Моя страна», «Я и моё село».

    2.3. Формы аттестации

     Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрена педагогическая диагностика, разработанная Ю. А. Афонькиной. Результаты педагогической диагностики могут быть представлены в виде диагностической карты.

    Другими формами отслеживания образовательных результатов могут быть:

    -целевые прогулки и экскурсии.

     -дидактические игры и упражнения, досуг или развлечение;

    -открытая НОД;

     -продукт творческой деятельности (рисунок, поделка);

     -патриотические акции;

     -выставка творческих работ;

     -презентация опыта работы.

    2.4. Методические материалы

    Особенности организации образовательного процесса Непрерывная образовательная деятельность осуществляется в групповом помещении детского сада по очной, групповой, подгрупповой и индивидуальной форме обучения.

        Дополнительная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет проводится в течение учебного года, один раз в неделю во второй половине дня. Состав группы-постоянный.

        Количество занятий – 37, продолжительность образовательной деятельности составляет не более 20 минут.

    Методы обучения и воспитания 

    Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

      В патриотическом воспитание ребенка используются разные методы обучения и воспитания (словесный, наглядный, практический, игровой, мотивация, поощрение, упражнение, стимулирование и др.).

     Наглядные методы:

    - экскурсии, целевые прогулки;

    - наблюдения;

    - показ сказок (педагогом, детьми);

    - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

    - проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

    - чтение литературных произведений;

    - беседы с элементами диалога,

    - обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы:

    - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических).

    - загадывание загадок;

    - проведение викторин, конкурсов.

     Практические методы:

    - организация продуктивной деятельности детей;

    - изготовление с детьми наглядных пособий.

    Педагогические технологии

    -Технология игровой деятельности

    -Информационно-коммуникативная технология

         -Технология коллективной творческой деятельности

         -Технология индивидуализации обучения

    -Технология группового обучения

    -Здоровьесберегающая технология

    -Технология развивающего обучения

    -Технология образа и мысли

    -Технологии проблемного обучения

         Дидактические материалы

    Картотеки игр и упражнений разной направленности;

    Наглядно-демонстрационный материал;

    ИТСО.

    2.5. Список литературы

    Список использованной литературы:

    1. Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

    2. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

    3. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010.

    4. Никитин В.О. Наша Родина- Россия, серия «Энциклопедия знаний», Росмен – пресс, 2013г.

    5. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001г.

    7.Сказки о русских богатырях. Русские народные сказки; Тула: Родничок – 2016г.

    8. Соловьева Е.В. Дети планеты Земли. М., 2001.

    9.  Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

    10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1

    Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    «С  чего начинается Родина?»

    для детей 4-5 лет                    

    Ф.И. ребенка

    / уровни освоения знаний и умений

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В

    С

    Н

    Качественный уровень %

    1.Родная страна:
    Название страны


    Название города


    Домашний адрес


    Название достопримечательностей города

     

    Название улицы своего села.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2.Символика
    Флаг России


    Герб России


    Герб Республики Алтай

    Гимн России

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.История народной культуры и традиций
    Народная игрушка


    Народные праздники


    Жилище человека и предметы быта

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4.Историко- географический и природный компоненты

    Природные богатства нашей страны

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5.Личностный компонент
    Отношение к окружающей среде

    Забота о близких

    Проявление дружелюбия


    Умение управлять своими чувствами, договориться


    Умение анализировать свои поступки и поступки других

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Итоговый результат

    Высокий уровень-

    Знает свое имя, фамилию, название своей республики, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб республики Алтай; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права.

    Средний уровень-

    Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.  С помощью взрослого называет права ребенка.

    Низкий уровень-

    Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях республики Алтай; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

    Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

    Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

    Рабочая учебная программа по реализации адаптированной общеобразовательной программы группы компенсирующей направленности для детей 4- 5 лет

    Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...