Программа кукольного кружка с 2011-2014 учебные года 1 часа в неделю, начиная со средней группы, заканчивая выпуском детей из детского сада
методическая разработка по развитию речи на тему

Золотарёва Валентина Эвальдовна

Детство – это  особая пора в жизни человека. Только в детстве хочется играть игрушками, у каждого ребёнка своя любимая. В игре каждый ребёнок реализует себя, мечтает, увидеть себя в будущей жизни. Часто,  в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. Кроме того, кукла является самым любимым и близким существом  для ребёнка.  А сколько бывает радости, если вдруг кукла оживает в руках и говорит твоим голосом, и может удивить твоих друзей и взрослых.    Наблюдая за детьми в игре, сделала вывод, что такая работа  по   перевоплощению  и  натолкнуло на идею проведения кукольного кружка в группе. Проводя   кукольный  кружок с детьми,  всё это даст возможность   работать  над развитием коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.  Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе - реализация работы в кружке.  Но самое главное , чтобы ребёнок был успешным в жизни,  умел общаться и т.д. Работая с куклами,   дети увлекаются, они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзей, а главное находят себя. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на  воспитательно-образовательную работу с детьми, основана на психологических особенностях развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зав. МБДОУ детский сад "Тополёк"

...............О.И. Петрова

" ".........2011г.

Программа

кукольного кружка

с 2011-2014 учебные года

  1. часа в неделю,

начиная со средней группы,

заканчивая выпуском детей из детского сада

руководитель:  Золотарёва В.Э.

с. Элита, 2011г.

Пояснительная записка

     Детство – это  особая пора в жизни человека. Только в детстве хочется играть игрушками, у каждого ребёнка своя любимая. В игре каждый ребёнок реализует себя, мечтает, увидеть себя в будущей жизни. Часто,  в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. Кроме того, кукла является самым любимым и близким существом  для ребёнка.  А сколько бывает радости, если вдруг кукла оживает в руках и говорит твоим голосом, и может удивить твоих друзей и взрослых.    Наблюдая за детьми в игре, сделала вывод, что такая работа  по   перевоплощению  и  натолкнуло на идею проведения кукольного кружка в группе. Проводя   кукольный  кружок с детьми,  всё это даст возможность   работать  над развитием коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.  Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе - реализация работы в кружке.  Но самое главное , чтобы ребёнок был успешным в жизни,  умел общаться и т.д. Работая с куклами,   дети увлекаются, они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзей, а главное находят себя. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности, направлена на  воспитательно-образовательную работу с детьми, основана на психологических особенностях развития дошкольников.

    В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности и использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Важнейшим в детском кукольном театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения и конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности  ребёнка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Таким образом, ребята включены в творческую деятельность.

      Цель программы: содействовать развитию личности ребёнка, его творческих способностей, коммуникативной компетентности.

    Задачи:

           Основные задачи.

  1. Знакомство детей с различными видами кукольного театра (настольный театр, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки).
  2. Поэтапное освоение детьми различных жанров спектакля

        ( музыкальный спектакль-сказка, пьеса).

  1. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.
  2. Развивать познавательный интерес к кукольному театру, научить управлять куклами.
  3. Развивать творческое мышление, речь.
  4. Создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимоуважения.

    Рабочая программа рассчитана  на один раз раза в неделю,  всего 102 часа за 3  года.

 Работа в кружке  кукольного театра дополняет процесс обучения и интегрируется    через  все образовательные области.

       Основные направления работы с детьми:

  • Коммуникация  (культура и техника речи).
  • Художественное творчество (изготовление кукол и реквизита).
  • Изобразительная деятельность (оформление декораций).
  • Музыкальная деятельность (развитие вокальных способностей).

        Возраст воспитанников в группе  4 –7 лет.

       Дошкольный возраст- это,  когда дети  любят  играть с игрушками, за них говорить и выполнять характерные действия,   а также   имитировать голоса животных, сказочных героев,  разговаривать, инсценировать.

       Для подготовительного этапа  освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок. Поэтому, знакомила детей с содержанием сказок, развивала  навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок “Репка”, “Колобок”, “Теремок”. В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывала  навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией. Во всем помогали родители, так как были заинтересованы.

        В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения. Давала  родителям и детям  задание на дом:  обучение   изготовлению кукол;  изготовление  декораций к постановкам.  Для развития творчества, наблюдательности:  задания вида: придумай куклу, подбери для неё  платье; .

     При создании программы учитывался тот факт, что кукольный театр – это многообразие видов деятельности. Это и выразительное чтение, и работа с куклой, и оформление пьесы. На занятиях кружка дети в одном направлении: развивают сценическую речь, идёт работа над постановкой голоса, дикцией, произношением. В другом направлении –дети занимаются изготовлением кукол и обыгрывание их. И третье направление: оформление пьесы – создание декораций и музыкального оформления. Вся работа над постановкой  идёт параллельно, должности  определяются исходя из индивидуальных способностей воспитанников.

   Экскурсии в парк,  просматривание  мультфильмов – всё это даёт возможность детям наблюдать за повадками животных, услышать их звуки, применяя эти знания в своей работе с куклами.

   Особое место в работе кружка занимают выступления с пьесами перед зрителями. Это своеобразный стимул для занятия в кружке, это возможность проявить себя, показать свои творческие достижения. А так же участие в театрализованных выступлениях.

      Прогнозируемые результаты:

 По итогам обучения  по программе дети будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-технику работы с пальчиковыми куклами;

- основные этапы работы чтеца над пьесой;

 -выразительно и эмоционально передавать характер героя;

- создавать декорации к пьесе вместе с родителями;

- готовить костюмы вместе с родителями, если это театрализованное представление;

 -свободно и раскрепощённо вести себя перед зрителями.

    Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию чувства ответственности, серьёзному отношению к своей работе.

   



 

Тематическое    планирование  работы   кукольного   кружка

№ занятия

 Тема и репертуар

   Кол-во часов

                        Содержание  занятия

    1

   Здравствуй, театр!

   1

Познакомить с понятием кукольный театр. Дать детям возможность окунуться в мир фантазий и воображения.

   2

   Особенности театральной терминологии.

   1

Объяснить  понятия новых театральных слов, профессии, связанные с театром... Рассказывание сказки «Репка». Инсценирование.

   3 - 5

Знакомство детей с различными видами кукольного театра.

   3

Настольный театр, пальчиковый театр,  театр  мягкой игрушки...

просмотр слайдов. Показ сказки «Колобок» - пальчиковый театр

   6

  Настольный театр

Сказка «Колобок»

   9

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

Разучивание  текста по сказке «Колобок»  

   9

Изготовление декораций и реквизита

   10

Работа над  дикцией и выразительностью речи.

   11-12

 Репетиция с музыкальным сопровождением  

   13

Генеральная репетиция спектакля

   14

Премьера  сказки в детском саду в 1 младшей группе  с помощью родителей.

   15

Пальчиковый театр

«Репка»

  12

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

Разучивание  текста.

  18-19

Изготовление декораций и реквизита

  20

Работа над  дикцией и выразительностью речи.

  23

Генеральная репетиция спектакля

  24

Премьера спектакля  в детском саду 2 младшая группа.

  27

Театрализованное представление

по мотивам  русской народной сказки

«Теремок»

  10

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

Разучивание  текста.

  28

Рисование персонажей на бумаге.

 30-33

Репетиция сценария.

  34

Премьера  сказки в детском саду.

  35

Выступление  на концерте, посвящённому Дню Матери

  36

Постановка спектакля

 « Кто  сказал  Мяу?»

 12

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

Разучивание текста.

  40-42

Работа над выразительностью речи и музыкальными номерами.

  43-44

 Изготовление декораций  к спектаклю.

  45

Соединение всех номеров.

  46

Первая генеральная репетиция спектакля

  47

Вторая генеральная репетиция спектакля.

   48

 Премьера спектакля на новогоднем  празднике.

  49

Театр мягкой игрушки

 «Непослушные котята»

по одноимённой пьесе Ирины  Бодраченко

музыка Сергея  Потапова

12

Знакомство со сценарием.  Распределение ролей.

 Разучиваем текст.

  50

Обсуждение и начало изготовление кукол.

  51

Репетиция эпизодов спектакля.

  52

Разучивание музыкальных номеров.

  53

Соединить  текст с музыкальными номерами

  54

Изготовление декораций  и реквизита к спектаклю

  55

Продолжить изготовление декораций.

  56

Репетиция  спектакля с декорациями

  57

Работа над дикцией и выразительностью речи

  58

Соединение всех эпизодов.

  59

Генеральная репетиция спектакля

  60

Выступление в детском саду на празднике 8 марта.

   61

  Постановка сказки “Рукавичка”.

12

Знакомство с содержанием спектакля. Распределение ролей.

   62

Разучивание  слов.

   63

Продолжить разучивание и работа над выразительностью.

   64

Изготовление кукол.  Работа с материалом.

   65

Продолжение работы с куклами.

   66

Завершение  работы над куклами.

Особенности работы с куклами.

    67

Соединение  текста роли с движением куклы.

   68

Соединение эпизодов. Общий прогон спектакля.

   69

 Первая  генеральная репетиция спектакля.

   70

Вторая генеральная репетиция.

   71

Премьера  спектакля в детском саду.

  72

Оформление афиши. Показ спектакля для родителей в детском саду

  73

Музыкальный спектакль

«Путешествие в бумажное королевство»

театр теней

12

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

  74

Придумывание образа своей роли. Изготовление куклы.

Работа с бумагой.

75-77

Разучивание слов и музыкальных номеров

  78-79

Изготовление декораций и реквизита к спектаклю.

  80-81

Соединение всех номеров, прогон всего спектакля

   82

Работа над  дикцией и выразительностью речи  и владением  движений куклы.

   83

Генеральная  репетиция спектакля.

   84

Премьера на классном часе у старшеклассников.

  85

«Путешествие в Великобританию»

музыкальный

спектакль-сказка

 на английском языке

16

 

  1

  1

Знакомство со сценарием. Распределение ролей.

  86-88

Разучивание текста на  русском и английском языке.

 89-92

Изготовление кукол.

 93-94

Подбор и разучивание песен на английском языке.

 95-97

Изготовление декораций и реквизита к спектаклю.

98

Репетиции спектакля. Работа над  дикцией и выразительностью  английской речи.

99

Генеральная репетиция спектакля-сказки.

100

Премьера сказки на школьном мероприятии.

101

  102

Подведение итогов работы театра «Солнышко» за год.

Награждения  участников кружка за лучшие роли.

Пожелание и составление  плана на сл. год.

За период  участниками кружка были поставлены следующие пьесы: “Новогодние приключения Колобка”, “Про медвежонка Моню”; русские народные сказки: “Репка”,”Теремок”. Ребята выступали в ДОУ , на родительских собраниях, перед учащимися начальных классов.
Для реализации программы были изготовлены набор перчаточных кукол; ширма; магнитофон; аудиокассеты со звуковыми записями шума моря, леса и др.; необходимый материал для изготовления кукол и декораций.