Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно - ­патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_mambetova_a.r.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка

«С чего начинается Родина»

для детей подготовительной группы

Автор : Мамбетова А.Р.

Содержание

Пояснительная записка....................................................................................3

Учебно-тематический план.............................................................................7

Перспективное планирование.........................................................................8

Литература ......................................................................................................16


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно - патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.

Таким образом, учитывая потребность использования в работе педагогов различных форм организаций занятий с детьми с целью формирования у них более глубоких знаний о своем городе, крае, возникла необходимость разработки специальной программы факультатива по данному направлению. Необходимо не только знакомить детей с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формировать у детей чувство своей связи с вышеперечисленным и осознанием себя частью этого.

Программа факультатива «С чего начинается  Родина» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно-патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.

ЦЕЛЬ:

Формирование у детей нравственно - патриотических чувств через приобщение их к истории родного города и страны.

ЗАДАЧИ:

1)формировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране;

2)Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями;

3) продолжать знакомство  с символами государства (герб, флаг, гимн);

4) расширять представления о городах России;

5) знакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их национальными костюмами и традициями;

6) формировать бережное отношение к природе и всему живому;

7) развивать интерес к русским традициям и промыслам;

8) воспитывать   нравствено-эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношения к себе и окружающему миру;

9)воспитывать интерес к родному городу, краю, природе через непосредственное общение с ней;

10)развивать личность дошкольника, его творческие способности, формировать желание и умение познавать;

11)развивать творческие и интеллектуальные способности у детей, их речевую культуру.

Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте;
  3. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  4. Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  5. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  6. Название планеты, на которой мы живем и несколько других планет;
  7. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные);
  • презентации.

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

Принципы :

  • Принцип научности знаний – обеспечивает идеологическую направленность, позволяет формировать нравственное сознание ребенка;
  • Принцип доступности – предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию детей дошкольного возраста;
  • Принцип систематичности – работа проводится в системе весь учебный год;
  • Принцип индивидуализации – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, осуществляется личностно-ориентированный подход;
  • Принцип преемственности – восприятие окружающего мира происходит от простиго к сложному.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Программа предполагает проведение занятия во вторую половину дня с воспитателем. Продолжительность занятия  30 минут. А также  включение дополнительных бесед, чтение художественной литературы, тем по изобразительной деятельности, экскурсий в воспитательно - образовательный план.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема недели

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь : определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1

неделя

Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как об полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Беседа о разных странах и их жителях. Знакомство с глобусом.

Дидактическая игра «Кто в какой стране живет».

3

неделя

Наша страна Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувства любви к своей Родине, закрепить название родной сараны «Россия»

Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, вставки рисунков «Моя Родна».

Ноябрь

1

неделя

Какие народы живут в России

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительные, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Беседа о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы.

3

неделя

Государ-ственные символы России, флаг, гимн.

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственных символах призваны объединять людей живущих в одной стране.

Беседа о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов.

Декабрь

1

неделя

Жизнь людей на севере

Познакомить детей с особенностями жизни людей на севере,  с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей.

Формировать чувства уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Беседа о жизни северных народов, рассматривание иллюстрация, чтение стихотворений, художественной литературы.

3

неделя

Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

Беседа, о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры» «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, и чья голова».

Январь

1

неделя

КАНИКУЛЫ

2

неделя

3

неделя

Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Занятие, беседа о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.


Февраль

1

неделя

Главный город нашей страны

Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве, как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток, с достопримечательностями Москвы.

Выставка детских рисунков.

3

неделя

День защитников отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите родины.

Праздник «День Защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек. Рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, военно-воздушных.

Март

1

неделя

Мамин праздник

Воспитывать добрые нежные чувства своим мамам, познакомить детей с женщинами в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

Утренник «Мамин день», рассматривание фотографий знаменитых россиянок. изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка «Моя мама». Рисование «Мама дома»

3

неделя

Малая родина. За что мы любим свой город.

Уточнить представление детей о родном городе. Формировать понимание выражения «малая родина». Закрепить знание детей о достопримечательностях родного города, формировать гражданско-патриотические чувства.

Игра - экскурсия по родному городу, рассматривание иллюстраций, фотовыставка «Я в родном городе»


Апрель

1

неделя

Фауна и флора родного края

Уточнить представления детей, о животном и растительном мире родного края.

 Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций.

 3

неделя

Многонациональная родина

Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, воспитывать уважительное дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того что все люди одинаковы и равны.

Занятие, беседа многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов, чтение стихотворений, литературных произведений.


Май

1

неделя

День Победы

Обобщить и систематизировать знание детей о подвиге наших соотечественников в годы великой отечественной войны, воспитывать патриотические чувства.

 Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны. Рисование «День Победы».

3

неделя

Итоговая

диагностика

Обследование детей на определение итоговых знаний

Беседы с детьми, дидактические игры.

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011

Ф. И.ребёнка

Наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;

Наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов

Наличие чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну)

Наличие чувство патриотизма и любви к природе родного края

Наличие первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;

Абуев Хизри

Базина Алиса

Барышева Валерия

Воронежская Вика

Воронежский Максим

Галимова Амелия

Гильманова Карина

Григораш Ярослав

Дмитриев Даниил

Дроздова София

Иваненко Артем

Иванов Данил

Искакова Алина

Кузнецова Виктория  

Калиниченко Владислав

Касумов Литвин

Лазарева Вероника

Мараимов Бекзодбек

Митякин Олег

Ряполов Саша

Праслов Всеволод

Слюсар Настя

Склярова Анна

Тищенко Анна

Филиппов Кирилл

Файзуллина Янина

Хамдамов Анисджон

Чеботарь Варвара

Яровой Кирилл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)

ПРОГРАММА  КРУЖКА « С чего начинается Родина?»(Патриотическое воспитание)...

Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....

Викторина для дошкольников о родном посёлке «С чего начинается Родина». Подготовили воспитатели подготовительной группы «Б»: Медведева Е.А., Ведренцева Е.М.

Цель:-Закреплять знания о родном посёлке, о его достопримечательностях.Задачи:-Воспитывать чувство гордости за свой посёлок.-Развивать стремление изучать родной край.-Доставить детям удовольствие от и...

Викторина для дошкольников о родном посёлке «С чего начинается Родина». Подготовили воспитатели подготовительной группы «Б»: Медведева Е.А., Ведренцева Е.М.

МКДОУ «Сузунский детский сад №2»Викторина для дошкольников о родном посёлке «С чего начинается Родина».Подготовили воспитатели подготовительной группы «Б»: Медведев...

Педагогический проект Тема: «С чего начинается Родина?» для детей подготовительной к школе группы

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Программа нравственно – патриотического воспитания кружка «С чего начинается Родина» (возраст детей: 4-5 лет)

Пояснительная запискаЧувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайщим окруж...

Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...