Программа ДО "С чего начинается Родина?" 2020г. (старшая группа)
рабочая программа (старшая группа)

Грицкан Юлия Юрьевна

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя  многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2020.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

г.Вязьмы Смоленской области

Принята

решением педагогического совета  

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

30.08.2019 г

Протокол №1

Утверждена

Приказом

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 30.08.2019

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная программа дополнительного образования

по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»

Автор-составитель: Грицкан Юлия Юрьевна,

воспитатель

Город Вязьма Смоленская область

№п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Направленность и уровень программы

1.2

Актуальность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы и подходы программы

1.5

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

1.6

Модель образовательного процесса

1.7

Планируемые результаты

2

Содержание программы

2.1

Учебный план

Перспективное планирование:

Образовательная деятельность с детьми 4 – 5 лет

2.2

Региональный компонент

3

Формы аттестации и оценочные материалы

3.1

Подведение итогов реализации программы

3.2

Оценка индивидуального развития детей

4

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Литература

1.Пояснительная записка

  1. Направленность и уровень программы.

Направленность – нравственно-патриотическое воспитание

Уровень программы - базовый

1.2 Актуальность

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя  многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

1.3         Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цели:

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Формирование у детей  чувства любви к своей семье, городу, к природе, культуре, истории  родного края.

Воспитание чувства собственного  достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;

Воспитание здорового образа жизни;

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

Создание развивающей среды в группах.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • принцип развивающего образования,целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.  

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

 Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;

  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие  потребности  в реализации  собственных  творческих способностей.

Подходы к реализации Программы

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

 - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования

- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии снаправлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитиес учётом  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.  

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Патриотизм включает в себя:

содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;

эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;

деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;

в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;

 в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

  1. Модель образовательного процесса.

Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам в 15:30 ч.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 5 до 6 лет.

Программа нравственно-патриотического кружка «С чего начинается Родина?» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для кружковых занятий составляет 36 ч.  

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Старшая группа

 

30 мин.

1

36

Длительность занятия  в средней группе составляет 30 мин.

Формы организации нравственно-патриотической работы с детьми:

  1. Коллективная форма – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив.
  2. Групповая – осуществляется с группой детей состоящих из 3-х и более человек.
  3. Индивидуальная – оказание помощи ребенку по усвоению сложного материала; индивидуальные беседы.

Методы и приемы нравственно-патриотического воспитания детей:

•        Наглядный метод

•        Метод показа

•        Метод иллюстрированной наглядности

•        Музыкальное сопровождение

•        Словесный метод

•        Практический метод

•        Игровой метод

•        Концентрический метод

Структура занятия

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию строится по классическому принципу.  Сюда входят: вводная, подготовительная, основная, заключительная части занятия.

1.7 Планируемые результаты освоения программы

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития воспитанника:

  -наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;

- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);

- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания программы проводится в виде викторины с комплексом вопросов и заданий по данной тематике.  

2. Содержание программы

2.1 Учебный план и его содержание

Перспективное планирование нравственно-патриотического кружка «С чего начинается Родина?»

 

Месяц

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

Сентябрь

«Моя семья»

   Поддерживать интерес  к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека

  1. Семья и родной дом.
  2. Моя семья и моё генеологическое древо.
  3. Беседа о профессиях своих родных.
  4. Бабушка и дедушка в семье.

2.

Октябрь

«Я люблю свой детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

  1. Кто заботится о нас в детском саду.
  2. Игра-путешествие по территории детского сада.
  3. Мой детский сад.
  4. Будем дружно мы играть.

3.

Ноябрь

«Мой родной посёлок»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях

  1. Родной край.
  2. Экскурсия (онлайн-экскурсия) к памятнику.
  3. Экскурсия (онлайн-экскурсия) по посёлку.
  4. Рассказ о  разных национальностей живущих в нашем городе.
  5. Конкурс рисунков «Наш город глазами детей»

4.

Декабрь

«Родная природа»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её

  1. Щедра и богата природа России
  2. Беседы о животных и растениях родного края.
  3. Путешествие в будущее.
  4. Родная природа.

5.

Январь

«Наша Родина – Россия»

   Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране

  1. Государственные символы России.
  2. Москва – главный город нашей Родины.
  3. Россия – Родина моя.

6.

Февраль

«Будем Родине служить»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства

  1. Наша родная армия.
  2. Самый ловкий.
  3. Изготовление подарков для пап и дедушек.
  4. Будем в армии служить.

7.

Март

«Культура и традиции России»

   Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды

  1. Русские матрёшки.
  2. Укрась русский народный костюм.
  3. Слушание народных песен, закличек, колядок.

8.

Апрель

«Гордость России»

   Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений

  1. Волшебный мир поэзии.
  2. Детские писатели.
  3. Умники и умницы.
  4. Выставка детских рисунков.

9.

Май

«День Победы»

   Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам

  1. 9 мая – День Победы.Совместное изготовление плаката/стен-газеты, посвященной празднованию победы в ВОВ.
  2. Целевая прогулка (онлайн-экскурсия) к памятным местам ВОВ.
  3. Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

                                                                                   

2.2 Региональный компонент.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. В наши дни  вопросы патриотизма приобрели особое значение. Изменилась страна, резко обострилась проблема национализма, размежевания между народами. Утрачиваются понятия чувства долга перед обществом перед Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень.

Поэтому необходимо приобщать детей к непреходящим общечеловеческим ценностям,  к народной культуре для формирования у них патриотических чувств и развития духовности. И начинать эту работу необходимо в дошкольные годы. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.  

В рамках приобщения регионального компонента к дополнительной образовательной программе нравственно-патриотического воспитания «С чего начинается Родина?» целесообразным является рассмотрение следующих тем:

«Смоленский лен»: познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды, с народными обычаями и украшениями одежды, и познакомить с новыми пословицами о труде. Методы: проведение занятий и бесед на данную тему.

«Символика родного города»: познакомить детей с гербом и флагом, гимном, с их историей, происхождением. Методы: беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций; рисование гербов, флагов.

«Вяземский пряник»: познакомить с традиционным лакомством г. Вязьмы. Методы: Выставка «Пряник своими руками»; праздники, занятия по художественно-эстетическому развитию.

«Даргомыжский А.С.»: познакомить детей с жизнью и творчеством композитора Даргомыжского А.С. Методы: беседы, рассматривание иллюстраций, слушание музыки.

«Красная книга Смоленщины»: знакомить детей с растительным и животным миром города и области; с исчезающими видами растений и животных; воспитывать бережное отношение к природе. Методы: опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы; наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование; использование дидактических игр.

3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Подведение итогов реализации программы

Период

Старшая группа (5 – 6 лет)

сентябрь

октябрь

Выставка семейных газет «Моя семья в большой стране»

ноябрь

Оформление фотоальбома «Родной город – малая Родина»

декабрь

Выставка подарков родным к новогоднему празднику

январь

февраль

Выставка подарков к празднику «23 февраля»

март

Изготовление стен газеты «Русские народные традиции»

апрель

Выставка детских рисунков «Моя любимая русско-народная сказка»

май

Коллективное изготовление стенгазеты «День победы»

3.2 Оценка индивидуального развития детей

Нравственное воспитание.

Изучение социальных эмоций (М.В.Корепанова)

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и описания ситуаций. Проведение исследования. За детьми наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

Первая серия. Педагог задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? Вторая серия. Ребенку предлагают завершить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось с ней поиграть. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-либо предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по 4 собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но быстро охладевает и т. д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют.

1. Средний. Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности. Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

2. Низкий Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя. Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам. Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности. Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место. Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

Мониторинг с детьми старшей группы

по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств

у детей дошкольного возраста".

Критерии уровня знаний

Положительно - эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.

Проявляет заботу о пожилых людях, о малышах: понимает эмоциональное состояние  по мимике, жестам, интонации голоса, оказывает помощь, успокаивает.

Личностное развитие, произвольность.

Имеет представление о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах. Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях (брат, сестра).

Социальное поведение, коммуникативность.

Знает о культуре общения со взрослыми и сверстниками, о культуре поведения в общественных местах, в природе.

Выбирает правильную линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах, видит настроение сверстников).

Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).

Называет главный город страны.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы.

  1.  Материально – техническое обеспечение:

1.        Групповая комната.

2.        Учебники, методические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Художественная литература по заданной тематике.

4.        Аудиокассеты, СД – диски, флеш-карты, видеодиски.

5.        Музыкальная аппаратура: портативная колонка, музыкальный центр, компьютер, мультимедиа плеер;

6.        Иллюстрации с изображением государственный символов РФ, народных костюмов, различных памятных мест России и родного края; карта России и мира.

Работа всего коллектива ДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального настроя воспитанников. Материально – техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей отвечают требованиям охраны труда.

Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также всестороннему развитию каждого ребенка.

4.2 Используемая литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

5. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

6. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.