Клуб "Молодая семья"
методическая разработка по теме

 

Основные задачи

1. Оказание консультативной помощи родителям по вопросам особенностей развития детей и психолого-педагогической помощи им.

2.  Развитие детей раннего и младшего дошкольного  возраста на основе использования в практике семейного     воспитания современных игровых технологий.

3. Предупреждение дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

4. Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми.

5. Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

6. Оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, их воспитания и обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_semi.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38

г. Коврова

Клуб молодой семьи

Подготовил:

Педагог-психолог

МБДОУ №38

Белова Вера Андреевна

В работе клуба молодой семьи   учавствует педагог-психолог. Он же проводят практические занятия с родителями. Педагог-психолог, например, организует тренинги коммуникативных умений родителей и детско-родительских отношений.

Благодаря таким формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

На занятиях в клубе молодой семьи родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения.

Основные задачи

 

1. Оказание консультативной помощи родителям по вопросам особенностей развития детей и психолого-педагогической помощи им.

2.  Развитие детей раннего и младшего дошкольного  возраста на основе использования в практике семейного     воспитания современных игровых технологий.

3. Предупреждение дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

4. Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми.

5. Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

6. Оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, их воспитания и обучения.

 

Примерное планирование работы Клуба

на учебный  год МДОУ д/с №38

(для родителей детей раннего возраста)

ТЕМАТИКА ЗАСЕДАНИЙ

ФОРМА

ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСВЕННЫЙ

1

«Что наша жизнь?....Игра  »

(воспитание детей в игре)

Практикум

Октябрь

психолог

2

«Мотивы детской истерики»

Тренинг

Январь

Психолог

3

«В царстве упрямства и капризов»  (кризис 3-х летнего возраста)

практикум

Март

Психолог

4

Итоговое заседание

(эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

май

Психолог

Конспект заседания клуба «Молодая семья»

 Тема: «Играем вместе!»

Цель: показать родителям значимость игры для развития ребенка,

          научить  управлять ребенком с помощью игры,

          обозначить критерии выбора игрушки для полноценного        

          эмоционального развития ребенка.

Подготовка:

1.Провести предварительное исследование игровых интересов детей с помощью анкеты, предложенной родителям.

-Любит ли ваш ребенок играть?

-В какие игры играете Вы с детьми дома?

-Любимая игра ребенка-это…

-Какие игрушки Вы покупаете малышу?

-Чем вы руководствуетесь при выборе игрушки?

-Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами вашего ребенка?

2.Подбор музыки

3.Оформление выставки игрушек( от традиционных до современных)

Ход проведения:

Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что пришли к нам на встречу, посвященную вопросам воспитания детей, общения с ними, методом разрешения конфликтных ситуаций, которые нередко возникают из-за непослушания или плохого поведения ребёнка.

Встречу с вами проводят:

Педагог-психолог: Белова Вера Андреевна

 Сейчас я буду передавать вам игрушку по кругу, у кого игрушка окажется в руках, тот отвечает на два вопроса:

  1. Как его зовут?
  2. Что вы ждете от этой встречи?

Правила тренинга.

Для того, чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Например:

  1. Не перебивать друг друга.

Чтобы этого не происходило, говорить будет только тот, у кого в руках игрушка.

  1. Доверительный, доброжелательный стиль общения.
  2. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.
  3. Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей.
  4. Помним, что поведение человека и его личность – это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
  5. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

2.Вступительное слово психолога:

« Игрушка…Что она значит в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?

Игра и игрушка – специфическое средство массой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками). А сколько игр на телевидении?! Игрушка –тот же носитель информации для ребенка, что газеты для взрослого.

Зачем же нужна игра?

Игра – это школа произвольного поведения (Д.Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и 2-х минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.

(Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три –замри! Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)

Игра –школа морали в действии (А.Леонтьев).Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча – орудия его преодоления. Какая-нибудь коряга, камушек,ракушка, гвоздик –наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой «не выбрасывать». В какие же игры и игрушки играют наши дети?

Психогимнастическое упражнение

«Моя любимая в детстве игрушка»:

Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь  к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке.

Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает  воспитатель: «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун  улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей».

Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках».

3.Анализ анкет

4 Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

5. «Как оценить качество игрушки»

Психолог:

«У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты  и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка его развитие не мыслимы без игры, а следовательно без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств( привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность, взрослые либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что угодно.

Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных.

Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры , а следовательно и на эффективности развития ребенка.

 Родителям предлагается  совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки.  Например:

*Соответствие интересам самого ребенка

(интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты – похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга).

*Возможность что-либо с ней делать –главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).

*Разнообразие форм активности ребенка (чем игрушка более завершена, тем меньше  простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидка).

*Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые  сами подсказывают способ действия (матрешки, пирамидки).

*Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

6.Психолог:

«Игрушка в жизни моего ребенка»:

Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома».

Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с  любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом  уголке группы. Это будет напоминать детям о доме.

Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать. В этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем».

«Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения . Таковы ли современные игрушки?».

Дискуссия о пользе и вреде старых и современных игрушек.

Родителям предлагаются различные игрушки( матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и др.)

Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть «плюсы» и «минусы»

любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выяснить полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

7. Игровое упражнение «Выбери игрушки»

Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке  игрушек те, которые  способствуют:

социально-эмоциональному развитию ( напр. животные, куклы, посуда, доктор,парикмахерская и др.)

интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр).

физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др).

«Конечно взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу. Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим , медлительным. В игре же и игровых  отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.

Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях?

  1. Упражнение «апплодисменты»

Цель: Снятие эмоцмональной усталости, улучшения настроения.

Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой-радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в апплодисменты!

9.Обобщение результатов (родители заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения  о прошедшем занятии).

10. Вручение памяток для родителей

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чему обучается ребенок в игре?

        -  Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.

-  Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

- Осознавать свое реальное место среди других людей.

- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

- Уважать себя и верить в себя.

- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

- Свободно выражать свои чувства.

- Говорить с сами собой, интуитивно познавать себя.

- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

- Делать выбор.

Советы взрослым:

 - Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

 - Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

 - Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

- Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

  - Сюжетные (образные)- куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

  - Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

 - Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

- Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

- Спортивно-моторные - способствую повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

- Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображении (куклы бибабо).

- Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

- Дидактические -  с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др).

- Строительные (состоят из геометрических тел).

Вместе мы многое сможем:

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая  в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

         Игра научит нас:

- Говорить с ребенком на его языке.

- Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

- Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.

 - Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

- Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

- Предвидеть стратегию ролевого поведения.

- Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

- Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

- Доверять друг другу.

ПРИГЛАШЕНИЕ

Если стали замечать Вы, что с ребенком сладу нет,

То скорей к нам поспешите - мы найдем на все ответ.

Мы научим, мы расскажем как капризы побеждать,

Как с ребенком подружиться, как хвалить и как ругать!

Уважаемые родители!

Если Вас заинтересовали вышеперечисленные проблемы и Вы хотите поделиться опытом семейного воспитания - мы приглашаем Вас  на занятие на тему : «В царстве капризов и упрямства, или как преодолеть кризис 3-х летнего возраста»,

которое состоится 22 марта  в 16.00. в музыкальном зале.

С нетерпеньем ждем Вас!

                                          Педагог-психолог  МБДОУ №38

Белова Вера Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....