Консультация для воспитателей "Как знакомить с символикой России и родного края"
материал (подготовительная группа) по теме

Баженова Светлана Владимировна

Рекомендации по ознакомлению детей 6 - 7 лет с символикой России и родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-ya_kak_znakomit_s_simvolikoy.bazhenova.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

на тему:

«Как знакомить с символикой России и

 родного края».

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  1. «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  3. дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  4. рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  5. развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Интерес и любовь ребёнка к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.

Многие впечатления ребёнка ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Патриотическое воспитание начинается с рождения. В любом возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром.

Придя в детский сад ребёнок продолжает патриотическое воспитание. Во второй младшей группе детей знакомят с детским садом и его территорией, а также с тем что находится рядом, с улицей на которой живёт ребёнок.

В средней группе ребёнку дают представления о его малой Родине. О родном крае.

И уже в старшей группе детей знакомят с символами государства и родного края (гербом, флагом, гимном).

Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

Формируя представления детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Так, например содержание беседы о символах России может быть таким:

- У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относится с уважением.(показать иллюстрации с гербом и гимном).

- Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге России изображены 3 полосы разного цвета. Каждая полоса имеет своё значение.    

        Заучивание стихотворения В.Степанова «Флаг России»

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

                                                                                       

            О гербах можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства. Что на нём изображено?

 На нём изображён орёл с двумя головами, у орла раскрытые крылья, на головах короны, в одной лапе орёл держит золотой шар, а в другой жезл. Каждый элемент герба имеет своё значение.

Заучивание стихотворения В.Степанова «Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

                                                       

Знакомя детей с гимном России в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна, а А.В.Александров – музыку.

После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

При знакомстве с символикой родного края можно рассказать о том, что герб Тамбова относится к числу старых российских гербов. Улей и три пчелы над ним впервые появились на знамёнах Тамбовского гарнизонного полка. На гербе отражены занятие жителей бортничеством (пчеловодством), трудолюбие и одновременно оборонительное значение неприступной крепости. Он утверждён в 1781 году Екатериной 2, а в 1878 году дополнен императорской короной, окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевской лентой. Со временем герб Тамбова изменялся и в данное время выглядит вот так (показать иллюстрации старого и нового герба).

19 век                             20 век                                    21 век

                                 

                

Знакомя детей с флагом Тамбовской области следует провести беседу, рассказав детям о том, что это флаг нашей малой Родины. Флаг имеет 2 цвета и в его центре расположен герб Тамбовской области (показать иллюстрацию флага Тамбовской области).

                                                   

             В конце занятия или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, бисер, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как:

  1. «Чего не стало?»
  2. «Третий лишний»
  3. «Узнай по описанию» и другие.

 Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

  1. П.Воронько «Лучше нет родного края».
  2. М.Лисянского «Моя Родина».
  3. К.Д.Ушинский «Наше Отечество».
  4. В.Степанов «Флаг России».
  5. В.Степанов «Герб России».
  6. С.Михалков «Гимн России» и другие.

         Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому необходимо привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств у их детей. Для этого педагог должен организовывать совместные мероприятия родителей с детьми. Например, вечер – досуг на тему: «Семья знатоков города Тамбова». А также различные совместные экскурсии и игры путешествия по родному городу.

         Также педагог должен рекомендовать родителям различные дидактические и развивающие игры, художественную литературу на патриотическую тему.