Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"
консультация

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Янтарик» муниципального образования «Янтарный городской округ»                                                                     

«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Подготовила воспитатель :

Тростянская Ю.С.

2019 г.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,

когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость

за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает

формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство

собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную

личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его

государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен

глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его

структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и

природы.

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно

входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.

Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страныВ-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.   

В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно - символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть - это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные.

Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.

Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.

Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т.е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993.

2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002.

3. Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск).

Можно порекомендовать также следующие методические пособия: 

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для  образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

7. Серов Н.Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005.

8. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

Примерные вопросы для беседы с детьми:

• Что это? (герб России, флаг России)

• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .

• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий –

небо, реки и моря, красный – огонь)

• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий

змея).

• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)

• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)

• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах,

самолетах)

• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)

• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах

и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов

других стран)

• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране,

быть отличительным знаком).

Дидактические игры:  

  • «Сложи  узор  на  щите  из  мозаики».
  • «Найди  среди  гербов  разных  стран  герб  России,         
  • «Государственные  символы  России».
  • «Государственные  праздники  России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...