Ознакомление дошкольников с государственной символикой России
методическая разработка (средняя группа)

Грищенко Татьяна Васильевна

О важности формирования у дошкольников знаний о флаге и гербе России, закрепление полученных знаний у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые,  с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Существенные изменения происходят в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

    ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

   Многие современные и вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами : флагом и гербом страны, мелодией гимна. Психологические особенности развития детей пятого года  жизни, их любознательность, интерес к познанию окружающего мира обуславливают возможность ознакомления с государственной символикой. Прежде чем начать знакомство детей с символикой , были выявлены имеющиеся у ребят представления о флаге и гербе нашей Родины. Затем, дети рассмотрели флаг и герб. В ходе беседы узнали , зачем нужны флаг и герб.

   Важным условием эффективности работы по ознакомлению дошкольников с символикой является просвещение родителей. Педагогам не удастся сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения, ценностного отношения к современному гербу и флагу. Материал по истории возникновения и развития отечественной государственной символики можно использовать для проведения консультаций для родителей, оформления брошюр, стендов, передвижек.

   В ходе бесед с детьми необходимо донести, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране , ее гражданам отличительными знаками.

  Формирование у детей представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

  Герб и флаг России самобытны и имеют глубокие исторические корни, их происхождение  тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании.

Золотой двуглавый орел – это образ солнца и солнечной колесницы, который довольно часто встречается на русских вышивках, украшавших женские  головные уборы, полотенца. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. Необходимо подчеркнуть, что эстетическая сторона имеет огромное значение для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Ребята рассматривают изображения символики России в образовательной деятельности, в свободной деятельности как графическое произведение.

Принципиально важным является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой –либо другой деятельности. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно  формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности.

Использование в своей работе метода проектов, в котором происходит непосредственная интеграция образовательных областей,  что повышает качество образовательного процесса, служит развитию креативного мышления,  позволяет ребятам экспериментировать, синтезировать полученные знания.

У герба и флага есть свои дни рождения.

12 июня мы отмечаем День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России – это один из «молодых» государственных праздников в стране.

22 августа Россия отмечает праздник День Государственного флага.

Для бесед предлагаю использовать следующие вопросы:

1.Что это? (Герб России, флаг России).

2.Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный)

3.Что означают цвета Российского флага?  (Белый цвет – снег, облака; синий – небо, озера, реки и моря; красный – огонь).

4.Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).

5.Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце)

6.Что означает изображение всадника? (победу добра над злом).

7.Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах).

8. Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях, самолетах? (Чтобы можно было отличить их от монет , автомобилей, самолетов других стран).

9.Зачем стране нужны герб и флаг? (Объединяет людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный…(Флаг).

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав ее , мы вставать все должны.

Единству народа поется в ней слава,

И восхваляется наша держава. (Гимн).

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны он главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, фор...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...