Консультация для воспитателей "Поговори со мною, мама" (занимательные игры направленные на развитие речи детей)
статья (подготовительная группа) по теме

    Для того чтобы процесс развития речи детей проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, нужно знакомить родителей с различными играми, которые помогут освоить не только грамматический строй речи и расширить словарный запас, но познакомят детей с обобщающими понятиями, помогут в  развитии мелкой моторики рук. А всего то и надо: мяч, карандаш, любые предметы домашнего обихода и, конечно же, желание играть с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_vospitateley_2.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Поиграй со мною, мама»

(игры, направленные на развитие речи детей)

         Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский   совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть   величайший труженик нашей планеты» поскольку ему приходится,  за изумительно короткое время, овладеть своим родным языком.

      Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный период и совершается это под непосредственным воздействием взрослых.                                        

      В народной педагогике уже исстари существовало множество приемов развития речи детей и присвоения языковых особенностей. Это целая энциклопедия детских считалок, загадок, дразнилок, примет, стихов - перевертышей  и т.д.

     Что же можно посоветовать современным родителям, для того чтобы процесс развития речи проходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно?                                                      

    Помочь в этом вопросе могут всевозможные игры с конструктором, мозаики, пазлы, головоломки, изготовление аппликаций, бисероплетение, тесто пластика, лепка из пластилина и многое другое, и, конечно же, специальные упражнения для пальцев рук.

        Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте: сюда входит массаж кисти рук, каждого пальчика и каждой фаланги. Проводится разминание,  и поглаживание ежедневно  в течение 2-3 минут. Упражнения следует подбирать с учетом возрастных особенностей. Для тренировки пальцев, могут быть использованы упражнения, как с проговариванием коротких стихов, так и без речевого  сопровождения. Например: «Пальчики здороваются», «Человечек» или «Замочек»: Щелк!- ладошки вместе. Щелк!- пальцы в замок, и другие.

Простые движения помогают  убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В, общем, чем лучше работают пальцы рук и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

       Помимо этих обязательных упражнений можно практиковать и другие, но ненавязчиво в виде игры. Скажем на прогулке или перед сном, в качестве разминки при выполнении продуктивных видов деятельности  (рисовании, аппликации, лепки) или даже  во время  просмотра телевизионных передач, когда идут рекламные ролики.

            Например:

  1 .Сложите бумажную салфетку вчетверо и предложите ребенку, чтобы он выщипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

Перекатывание граненого карандаша (на  прогулке палочки)

  2.  «В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие  они разные. Карандаши длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные. Ты рисуешь карандашами замечательные рисунки - яркие и веселые. А, что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках,  обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь писать в тетрадке. Нужно чтобы  твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свой карандашик и поиграй с ним. Веселый Карандашик желает тебе успехов!»

«Прятки»:  Карандашик  пожимаю и ладошку  поменяю!    

«Ладошка»: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

«Волчок»: По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«Подъемный кран»: Карандашик поднимаю, крепко пальцы  прижимаю.

  3.Можно предложить родителям такое пособие: подвесьте на ниточку бусину или небольшую пуговицу. Задание - каждым пальцем поочередно щелкать по «мишени».                          

  4.Пока мама занята рукоделием, ребенок может выкладывать из пуговиц или  ярких ниточек красивые узоры на столе, или укрепить на тонком слое пластилина. Пуговицы можно пришивать с помощью взрослого, получится очень оригинальное панно.

Нанизывание  различных по цвету и размеру пуговиц еще одно из занятий с ребенком.  Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше или чередовать по цвету, форме.

Большую часть времени мама проводит на кухне, она занята приготовлением ужина. Дети как обычно крутятся рядом. В этой ситуации можно предложить игру «Помогаю маме», перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет посильную помощь родителям и потренирует свои пальчики.

 Или другой вариант: «Рисуем пальчиками по манке» - высыпать манку на разнос или неглубокую тарелку и предложить ребенку изобразить что либо.  Даже, если не получится ошибку легко исправить. А изготовление аппликаций с использованием круп вызывает особый восторг у детей и взрослых. Для этого необходимо заранее вырезать шаблон любого предмета, животного, цветка, намазать его клеем ПВА и украсить крупой. После высыхания поделки раскрасить.

 Под присмотром родителей ребенок может складывать из спичек (счетных палочек), колодец. Иногда его высота производит впечатление. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.    

 5.Пластмассовые прищепки могут стать отличным  массажером для пальцев и крыльями птицы, и когтистыми лапами зверя. Если прикрепить прищепки к плоскостным геометрическим фигурам и немного  пофантазировать, можно сконструировать солнце, человечка, елочку и т.д.    

  Игры с мячом помогут расширить словарный запас, освоить

грамматический строй речи,   познакомят детей с обобщающими понятиями.

  -Мяч бросай и четко фрукты называй.

  - Я знаю пять названий животных.

  -Лови да бросай - цвета  называй. Что  у нас какого  цвета – мы расскажем  всем об этом.

  -Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю (девочка играть; летать птица)    

     Речевая активность тесно связана с мыслительной деятельностью. Кроме того, речь  является лучшим средством внимания – ведь именно с ее помощью осуществляется планирование действий. Различные игры со словами, ролевые и творческие задания для развития речи, специальные упражнения познакомят малыша с буквами и подготовят его к школе.

     Можно посоветовать замечательную игру «Угадай – ка», если надо скоротать время в долгой поездке или очереди. Загадайте,  какой  ни будь предмет и в двух словах опишите его ребенку, назовите его цвет, размер. Пусть ребенок попытается угадать, о каком предмете вы думаете. Если он не догадался, дайте ему еще одну подсказку, например, назовите форму. Продолжайте так, пока    предмет не будет угадан. Далее можно поменяться ролями.

                                  Игра «Найди пару»

   На столе, или полу разложить предметы, которые обычно ассоциируются друг с другом, например, ботинок и шнурок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мочалка и мыло, зубная паста и щетка, расческа и заколка.  Предложите ребенку подобрать пару и объяснить свой выбор.

                                Игра «Угадай что случится?»                    

   Найдите интересную книжку. Начните  читать ее ребенку и остановитесь, не дойдя до конца. Спросите ребенка, чем, по его мнению, она закончится? Пусть он придумает несколько вариантов концовки. Затем дочитайте книгу. Сравните, насколько  окажется версия, предложенная ребенком,  близка к авторской. В этой игре возможны варианты: посмотрите половину мультфильма, остановите его и обсудите с ребенком, что случится с героями дальше и чем все закончится.

    Игра «Рифмованные слова» поможет ребенку понять, что такое рифма. Необходимо придумать слово, которое легко рифмуется с другим, например «кот». Начинайте медленно хлопать в ладоши, повторяя в такт хлопками, «кот, кот, кот». Пусть ребенок вместе с вами хлопает в одинаковом ритме. Теперь попросите его повторить рифму к слову кот, например «рот, рот, рот», а сами в это время продолжайте хлопать. По очереди придумывайте еще больше рифм к этому слову, не переставая хлопать и не меняя ритма хлопков.  Когда рифмы закончатся, можно выбрать другое слово и другой ритм хлопков. Попробуйте более длинные и сложные слова, например, «речка, свечка, печка».

                       Игра «Говори и слушай»    

    Большинству детей нравится слушать свой собственный голос в записи. Запишите рассуждения ребенка на какую, ни будь тему на магнитофон: «Что было сегодня в детском саду?» или, «Какой подарок, я хочу получить на день рождения». Послушайте, что получилось. Выберите другую тему, но  на этот раз пусть ребенок говорит очень низким или очень высоким голосом, или  попробуйте  спародировать какого – ни будь из героев мультфильма.  

    Посоветуйте родителям разговаривать с детьми как можно больше на разные темы, разговаривать с ними постоянно о, всех событиях, спрашивать ребенка обо всем. Главное – постоянно вызывать его на разговор.

   Посоветуйте родителям, каждый день делится с ребенком впечатлениями о музыке,  об интересной книге, о людях, погоде, обо всем, что волнует их. И в ответ на это раскроется не только душа малыша, но и его речь. Ребенок, поначалу подражая, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, станет интересным собеседником.