Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения.
статья на тему

Из опыта работы МДОУ "Алёнушка" (г.Клин Московской области). В статье рассматривается одна из форм работы с детьми с особыми образовательными потребностями на базе МДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронкова Л.И.-учитель-логопед

высшей квалификационной категории,

заведующая Отделением диагностики,

коррекции и консультирования

МДОУ ЦРР «Алёнушка». 

Домашенко ЕН.- учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

МДОУ ЦРР «Алёнушка».

Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения.

Реализация права на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, права на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу ХХI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с особыми образовательными потребностями и лишь около 2% из них получали необходимую помощь. Это одна из актуальных социальных проблем современной России.

В настоящее время активно развивается система комплексного сопровождения развития ребёнка в образовательном процессе. Главным предметом заботы специалистов системы сопровождения становится поиск и реализация различных форм взаимодействия с ребёнком и средой его окружения, направленного на конструктивное решение актуальных проблем ребёнка.

        Отделение диагностики коррекции и консультирования, образованное в 2009 году на базе МДОУ ЦРР «Алёнушка», и явилось одной из форм оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями: воспитанникам образовательных учреждений Клинского района и детям, не посещающим дошкольные учреждения, которые нуждаются в коррекционных занятиях.

         В Отделении функционирует три блока:

- консультативно-диагностический,

- коррекционно-образовательный,

- консультативно-методический.

(см. Приложение 1).

         В ходе комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка методами дифференциальной диагностики, определяется вид нарушений в развитии. Разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребёнка исходя из его психо-физических возможностей. Оказывается консультативная помощь родителям. По необходимости даётся направление на консультацию к врачам-специалистам.

        Коррекционно-образовательный блок включает в себя индивидуальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию познавательных процессов и речи ребёнка.

        В третьем блоке оказывается консультативно-методическая помощь

педагогам дошкольных образовательных учреждений по вопросам диагностики и коррекции отклонений в  развитии ребёнка.

Опыт работы показывает, что Отделение, как одна из форм комплексного сопровождения ребёнка с проблемами в развитии востребована в городе и районе. Более 150 детей и их родителей получили квалифицированную диагностическую и консультативную помощь.

Организация работы в Отделении постоянно совершенствуется.

Проводя комплексную диагностику детей, мы часто рекомендуем индивидуальные занятия со специалистами на базе нашего учреждения. Однако возникла проблема оказания помощи детям из отдалённых районов, которые не имеют возможности систематически посещать занятия. Специалистами Отделения была разработана консультативно- заочная форма обучения и развития ребёнка. Эта форма включает в себя:

- обучение родителей приёмам и методам развития познавательной сферы и речи ребёнка (обучающие занятия, рекомендация специальной литературы и  инструкция по работе с ней);

- с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка,

разрабатывается  цикл занятий для проведения  в домашних условиях (см. Приложение 2);

- с целью активизации работы родителей, для фиксации заданий, способов и оценки их выполнения предлагается, разработанная специалистами Отделения «Настольная книга заботливых родителей»(см. Приложение 3).  Это дневник для родителей, в котором они записывают  задания, оценивают, насколько правильно было выполнено оно, фиксируют возникшие вопросы и трудности для получения в дальнейшем помощи специалиста.

        Консультативно-заочная форма   позволяет охватить коррекционной работой детей, по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать занятия.


В последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. Это мнение приобретает особое значение в ситуации с детьми, имеющими особенности в психическом и речевом развитии. Такие дети с раннего возраста нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Но, как правило, семья, в которой растет особенный ребенок, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Родителям бывает нелегко устанавливать контакт со своим ребенком, понять его, т.к. развитие детей с отклонениями происходит немного по иному пути, чем у обычных детей.


Опыт работы показывает, что для наиболее успешной деятельности по коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их успешной социальной адаптации необходимо изменить поведение родителей. Специалисты Отделения диагностики коррекции и консультирования оказывают  психологическую помощь и поддержку родителям, работают над повышением уровня их педагогической культуры  через активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс своих детей, т.е. вовлекают родителей в развивающие игры, упражнения, учат правильно общаться и играть с детьми в домашних условиях.


В последнее время  число родителей, имеющих детей раннего возраста с проблемами в развитии, обратившихся в Отделение увеличилось. Это дети в возрасте от 3 до 4 лет, имеющие диагноз ЗПР, ЗПРР. Специалисты Отделения  оказывают им консультативно-диагностическую, коррекционную помощь, но этого явно недостаточно. Для оказания более эффективной помощи этим детям необходимо обучение в специальных коррекционно-диагностических группах.



НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ, КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Оказание коррекционной помощи детям с целью преодоления трудностей в адаптации, развитии, поведении

Оказание психолого-педагогической поддержки.

Просветительско– разъяснительная работа с родителями.

Комплексное обследование детей с трудностями в адаптации, развитии, поведении.

1. Пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

2.       Обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям.

1. Психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей.

2. Психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.



Приложение 1.

Руководитель ДОУ

Структура деятельности Отделения диагностики, коррекции и консультированияЗаведующая отделением

Первичное обращение родителей

Консультативно-диагностический отдел

логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог

Коррекционно-образовательный отдел

логопед, дефектолог, психолог

Консультативно-методический отдел

логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая диагности

ка и беседа с родителями об особенностях развития ребёнка.

Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения ребёнка, по необходимости направление на консультацию к врачам-специалистам, социальному педагогу.

Определение образовательного маршрута ребёнка

Индивидуальные занятия, пере-ход к подгрупповым занятиям по мере развития коммуникативных навыков ребёнка.

Направление на ПМПК с последующим оформлением ребёнка в специальную группу или продолжение обучения в общеобразовательных группах

Консультирование педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросам диагностики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.

Просветительская работа среди педагогов, родителей по вопросам возможности оказания адекватной помощи детям с особыми образовательными потребностями в отделении диагностики, коррекции и консультирования


Приложение 2.

Цикл занятий

по развитию внимания, мыслительных процессов

в домашних условиях с ребёнком 5-7 лет.

Период времени

Игровые задания и упражнения

Рекомендации по проведению

Первый  месяц

Игра «Что слышно?» (развитие слухового внимания)

Задание «Подбери пару» (развитие объёма внимания, мышления)

Выкладывание из палочек фигур по образцу (развитие произвольного внимания и мелкой моторики рук)

Игра «Слушай звуки» (развитие активного внимания, общей моторики)

Задание «Найди отличия» (развитие  произвольного внимания и его переключения)

Выкладывание из мозаики по образцу (развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики рук)

Используются три-четыре  знакомых ребёнку звука (шуршание бумаги, стук деревянных предметов, звон колокольчика, плеск воды). Проводится один раз в два дня с постепенным увеличением количества звуков.

Используются парные картинки (2, 4,6,8,10 шт.). Проводится каждый день с постепенным увеличением количества картинок.

Проводится через день. Примерные образцы фигур:

        

Движения под музыку. Проводится через день.

Используются картинки с 3,4,5 отличиями. Проводится каждый день.

Проводится через день (чередуется с выкладыванием из палочек)

Второй  месяц

Игра «Слушай звуки» (развитие активного внимания, общей моторики)

Задание «Подбери пару» (развитие объёма внимания, мышления)

Задание «Найди два одинаковых предмета» (развитие объёма внимания)

Задание «Найди отличия» (развитие  произвольного внимания и его переключения)

Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки)

Игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления)

Выкладывание фигур из палочек.

Работа с мозаикой.

Движения под музыку. Проводится через день.

Парные картинки (от 10 до 16 шт.). Проводится каждый день с постепенным увеличением количества картинок.

Картинка с 10 парными предметами или фигурами. Проводится через день (чередуется с игрой «Подбери пару»)

Картинки с 5,6,7 отличиями. Проводится через день.

Игрушки или картинки (от 4 шт.) Проводится не менее двух раз в неделю с постепенным увеличением количества предметов.

Проводится через день (чередуется с заданием «Найди отличия»)

Примерные образцы:

        

Проводится через день (чередуется с выкладыванием фигур из палочек).

Третий месяц

Упражнение «Слушай команду!» (развитие активного внимания)

Игра «Четвёртый лишний» (развитие мышления)

Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки)

Нанизывание бусинок по образцу (развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук)

Работа с зашумлёнными картинками, контурными и силуэтными изображениями (развитие наблюдательности, распределение внимания)

Срисовывание по клеточкам по образцу (развитие внимания, графомоторных навыков)

Игра «Танграмм» (развитие представления о геометрических фигурах, мышления переключения внимания).

Задание «Продолжи ряд» (развитие устойчивости внимания, мыслительных процессов).

Музыкальное сопровождение. Движения по команде взрослого (команды произносятся жёпотом). Проводится через день.

Проводится через день.

Игрушки или картинки (5-7 шт.) Проводится не менее двух раз в неделю с постепенным увеличением количества предметов.

Проводится через день.

Тематические лото с контурными и силуэтными изображениями. Проводится 2 раза в неделю.

Проводится 1-2 раза в неделю.

Геометрические фигуры разного размера и цвета. Проводится 1-2 раза в неделю.

Цветные камушки, палочки, фишки.

Образцы:

Данный цикл занятий рассчитан на три месяца, дальнейшие занятия строятся по результатам очередной диагностики.


Приложение 3.

        

Дата

Игры, игровые задания и упражнения

Оценка выполнения задания

Вопросы, трудности при выполнении заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование ДОУ дали нам возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ. К сожалению, дов...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: проблемы, пути и решения» (консультация для педагогов)

Консультация для педагогов: речевое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО...

Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения

Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был прове...

Обучающий коллоквиум "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: особенности, проблемы, пути их решения"

Документы, подтверждающие организацию и проведение методического мероприятия с педагогами ДОУ по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Основные проблемы консультирования родителей детей с ОВЗ и пути их решения

Авторитарный типПсихосоматический типНевротический тип  сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к ссорам и скандалам;противопоставление себя соци...