«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Савицкая Людмила Ивановна

 

         Каждодневный кропотливый труд, работа с детьми, родителями, общение с коллегами помогли мне определить направление работы. Народная мудрость учит: «Что посеешь, то и пожнешь». А сеять надо изначально в душах наших детей – нравственные чувства. Это очень важно – воспитывать в детях доброту, ответственность, сочувствие, сострадание, силу воли, терпение, патриотизм.

         Что такое патриотизм? Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то можно прочитать: «Патриотизм – от греческого слова patriotes– Родина – преданность и любовь к своему народу, к своему Отечеству, любовь к Родине».

         В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

         Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.» (С.Михалков).

         Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

         Поэтому я считаю, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

         Глубоко убеждена – все, что закладывается в человеке с детства, остается с ним на всю жизнь, и любовь к Родине необходимо воспитывать с самого раннего возраста. У К.Симонова есть замечательные слова: «Ты вспоминаешь Родину – такую, какой ее ты в детстве увидал». Впечатления детства самые яркие и сильные. В силах взрослых сделать так, чтобы детям было все в нашей стране одинаково дорого, любопытно и поучительно: природа и народный быт, сказки, славные подвиги русского воинства, памятники родной старины. Я стараюсь воспитывать своих малышей так, чтобы они любили и выросли настоящими сыновьями и дочерьми своего Отечества.

          В своей работе большое внимание уделяю воспитания у детей нравственно-патриотических чувств. Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Этот нежный возраст. Возраст становления личности, имеет огромные потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

         На протяжении многих лет в нашем саду одним из приоритетных направлений является: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».   

          Мы поставили перед собой нелегкую задачу – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине.

         Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Все сотрудники детского сада глубоко убеждены в важности этой работы и находят нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы в своем педагогическом процессе.

         Я составила план  работы по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором выделила следующие блоки: «Я – моя семья»,  «Я – часть природы»; «Я – часть народа»; «Мы – детский сад, мои друзья»; «Они – такие же как я»; «Я – гражданин России»; «Я имею права и обязанности».

         Патриотическое воспитание детей  провожу через спектр различных направлений: ознакомление с окружающей средой, развитие речи и художественное слово, музыка, экологическое, эстетическое, нравственное, физическое воспитание.

         Своими разработками я делюсь с коллегами.

         Хочу поделиться опытом работы по теме «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств».

         Только в тесном сотрудничестве всех специалистов детского сада можно было провести такую работу во воспитанию у детей патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств»

(Опыт работы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» г.о. Химкки м/р Сходня)

  Одной из важнейших задач дошкольного учреждения является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том  числе  патриотизма, гражданственности, уважение к своей истории, к людям, защищавшим отчий край  в лихолетье, воспитание готовности к подвигу.

  «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной  успешно выполнять  гражданские обязанности в мирное и военное время», - говорится в «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

    Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру,  формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.   Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

  Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.

  Мы призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь. А что может сегодня заинтересовать ребенка яркостью восприятия, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это многовековая история и культура нашей Родины.

  Почему же так остро стоит сегодня вопрос о гражданственности россиян и их патриотизме?

  Утрачиваются понимания долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу государственность.

  В связи с этим, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

  Работа по патриотическому воспитанию в дошкольных учреждениях является опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, достижениям, традициям.                                                                                 Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.

  На протяжении многих лет в нашем саду одним из приоритетных направлений является: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».  

  Мы поставили перед собой нелегкую задачу – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине.

  Мы определили содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников, разбили ее на блоки. Выделили блок «Гражданское воспитание», включили в него культурно-исторические, духовно-нравственные и других компоненты, знание истории и богатейших традиций Отечества.

  Сам блок разбили на подразделы:

- История Древней Руси Государства Российского;

- Защитники земли русской;

- Малая Родина.

   Прежде чем начать работу по этой теме, мы познакомились с нормативными документами:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы».

- Постановление №422 Правительства России от 11 июля 2005г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 годы».

- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» (Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года).

  Поставили перед собой такие задачи:

- воспитание уважения к защитникам Отечества, интереса к русской военной истории;

- эмоциональное развитие через формирования чувств уважения, гордости, сопереживания, симпатии к воинам – защитникам Родины.

                       

  Содержание работы.

  В преамбуле Федерального закона от 21.07.2005 № 98-Ф3 говорится:

  «История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.

  Настоящий Федеральный закон устанавливает Дни русского оружия – Дни воинской славы (победные дни) России (далее воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее – памятные даты России)».

  В блоке «Гражданское воспитание», к подразделу  «История Древней Руси Государства Российского»    подобрали материал о подвигах Защитников Отечества, об истории Древней Руси и Государства Российского, старались выбирать яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес эпизоды,  которые привлекли бы их внимание.

  Для ознакомления детей с Защитниками Отечества мы выбрали более ярких представителей, опираясь на Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

   В разделе малая Родина мы знакомим детей с историей возникновения нашего микрорайона, героями – земляками, памятными местами.

  Мы учитывали недостаточную сформированность у ребенка-дошкольника понимания социальных явлений, «чувство истории», выбирали более доходчивые формулировки объяснений, применяли целый комплекс методов и приемов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

  В содержание своей работы включили знакомство детей с такими героями и историческими событиями как:

  Богатыри земли Русской.

Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатырь – пахарь Микула Селянинович, купец – гусляр Садко, Великан – Святогор.

  Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит

 На Руси  всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу.

  В становлении Российского государства большую роль сыграли великие русские князья: Олег, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

 К 882 году князь Олег под своей властью объединил Северную и Южную Русь. Образовалось единое государство - Киевская Русь – с первым общерусским правителем. Перед Олегом отступили хазары и византийцы. Он прославился военными победами, а своим благоразумием и мудростью снискал к себе любовь подданных.

  В дружину князя подбирали сильных и умелых воинов. Служба считалась почетной. С ранних лет детей учили владеть мячом, копьем, луком, обучали искусству верховой езды.

При князе Владимире Красное Солнышко в 980-1015 годах государственные границы Руси еще больше расширились. Строились новые города, сторожевые укрепления для борьбы со степняками, для защиты своих земель Князь Владимир ввел единое правление на Руси. Важнейшим делом князя было крещение Руси в 988 году.

Князь Ярослав Мудрый окончательно разгромил печенежские орды. Киев стал крупнейшим центром всего христианского мира. При Ярославе выдающихся успехов достигло просвещение, началось русское летописание.

                               

В эпоху князя Владимира Мономаха к Руси были присоединены половецкие земли и дунайские города. Наступила эпоха расцвета литературы и искусства.

 Юрий Долгорукий.

  Прозвище Долгорукий было дано князю его современниками потому, что он присоединил к Суздальской земле очень много городов. Юрий Долгорукий считается основателем Москвы.

  Князь Александр Невский.

1240 году с севера-запада напали на Русь шведы. Шведский флот подошел к устью реки Невы. Новгородский князь Александр выступил навстречу и стремительно атаковал шведов. Славную победу одержали новгородцы в этой битве, а князя Александра с той поры стали называть Невским. Спустя два года вторглись на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. 5 апреля 1242 года дружина Александра Невского встретилась с крестоносцами на льду чудского озера. Эту битву назвали «Ледовым побоищем».

  Князь Дмитрий Донской.

Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки Дон на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

  Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

События рубежа 16-17 в.в. получили название «смутное врем».  Самозванцы, литовцы, поляки, разоряли страну. Устав от бесконечной смуты, народ России мечтал о твердой власти. А раз порядок в стране навести было некому, в народе созрела идея ополчения.

- Православные люди, - обратился к жителям Нижнего Новгорода староста Кузьма Минин, получивший впоследствии всенародную признательность как «выборный от всея земли человек», - не пожалеем животов наших! Дворцы свои заложим – освободим Русскую землю!

  Возглавил войско князь Дмитрий Пожарский. Выгнали русские воины поляков из Кремля, освободили Москву.

  В память о народных защитниках Русской земли в центре Москвы на Красной площади (у Собора Василия Блаженного) на народные деньги, установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому и гражданину Кузьме Минину от благородной России.

Петр 1.

  Петр 1 стремился завоевать для России выходы к морям Черному и Балтийскому. С 1700 по 1721 год длилась Северная война. Россия воевала со Швецией. В знаменитой Полтавской битве тридцатитысячное войско шведов было наголову разгромлено русской армией. Вместе со своими солдатами сражался и Петр 1.

  Полтавская битва прославила Россию на весь мир.

  Непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Александр Васильевич Суворов прославил Россию блестящими победами на полях сражений. Под командованием Суворова была взята «неприступная» крепость Измаил. А в Швейцарии до наших дней помнят о переходе русских войск через Альпы. А.В.Суворов не проиграл ни одного сражения, а своим потомкам оставил книгу «Наука побеждать».

  Русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

  1812 году началась Отечественная война. Вся Европейская часть России была захвачена французами. Не только армия. Но и весь народ поднялся на защиту Родины. Около села Бородино главнокомандующий русской армии Кутузов решил дать генеральное сражение.

  Бородинская битва развеяла миф о непобедимости французов. Бородинская битва показала стойкость русских, которые по словам Наполеона, «оказались достойными быть непобедимыми».

День Защитников Отечества.

  В 1917 году произошла Октябрьская социалистическая революция. В России установилась власть людей труда – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Не нравилось все это мировой буржуазии, и она решила, что советская власть должна быть уничтожена. Свои войска в Россию на западе направила Германия, на севере – Великобритания, на юге – Франция и Турция. Дальний восток оккупировали Япония и США.  Молодому Советскому государству нужна была своя армия. И она была создана. 23 февраля 1918 года началось массовое вступление добровольцев в Красную армию. Наступление немецких войск на Петроград – в то время столицу советского государства – было остановлено.

  Этот день – 23 февраля – впоследствии стал государственным праздником: Днем Красной армии. В 1946 году праздник переименовали в День Советской армии. Сейчас он называется Днем защитника Отечества.

  Герои Великой Отечественной Войны. Маршал Г.К. Жуков.

  На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

  Первые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве и положение на фронте стало критическим, командовать армией было поручено, талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку, Георгию Константиновичу Жукову.

   После упорных боев в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии перешли в мощное  контрнаступление. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова стали символом Московской битвы. В начале ноября наступление немцев было остановлено и враг отброшен от Москвы. Впервые за годы Второй мировой войны непобедимая германская армия потерпела поражение.

  В Великой Отечественной войне было немало знаменательных сражений. Особое место среди них занимает битва за Сталинград в 1943 году.

  В июле 1943 года под Курском и Орлом произошло крупнейшее в военной истории танковое сражение. Бой длился весь день и завершился полным разгромом фашистских бронированных армад. В ходе войны произошел коренной перелом.

  В августе 1941 года Ленинград оказался со всех сторон окруженным врагами. Сотни тысяч ленинградцев погибло в эту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек. 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии.

  И на хрупкие женские плечи обрушилась тяжесть войны.

  Женщины в минувшей войне не только кормили страну, ковали оружие победы, водили поезда и автомашины, исцеляли раненых, они рядом со своими мужьями, отцами и братьями отважно сражались на фронтах войны.

  В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах и партизанских отрядах.

  Война не обошла и Сходненцев. В годы Великой Отечественной войны работники Октябрьской железной дороги сыграли важную роль в обеспечении воинскими перевозками крупных боевых операций наших войск. Предприятия Сходни выполняли оборонные заказы. Население участвовало в строительстве оборонительных рубежей на территории Химкинского района.

  В здании школы № 1 был сформирован батальон народного ополчения из добровольцев Сходни и окрестных деревень, истребительный батальон НКВД Химкинского района.

  Многие жители Сходни отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины, защищая ее.

  Великая Победа.

  Советские войска с боями дошли до Берлина и освободили не только свою родину, но и многие другие страны. 9 мая 1945 год для России навечно стало великой датой.

  Вечная слава героям, защитникам Родины! Слава советским солдатам, которые, несмотря на все тяготы и лишения, выстояли и победили.

Современная героика Российской армии.

  Как и у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы – это сухопутные, военно-воздушные, военно-морские войска. Пограничные войска стоят на страже границ Родины. Их главная задача – не пропустить через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей перевозящих наркотики. Военные физически сильные, спортивные, проходят специальные многодневные тренировки, осваивают правила ближнего боя, знают боевые приемы, осваивают современную военную технику и оружие. Солдаты смелые и отважные, выносливые.

  Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной.

  Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на земле. Они глубоко любят свою Отчизну и свой народ. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

  День Российского флага.

  Знамя всегда еще при зарождении нашего государства, было драгоценной реликвией воинства, всего народа. 22 августа 1991 года у России появился новый праздник – день Российского флага. Белый, синий и красный цвета всегда почитались на Руси. Флаги России вывешивают в особенно торжественных случаях, поднимают государственный флаг в честь спортсменов. Флаг России – святыня и гордость нашего государства. Он олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины. Флаг России почитают и берегут все россияне.

  Гимн России – это самая главная и торжественная песня нашей страны. Он прославляет нашу страну, любовь к ней всех людей. Его слушают стоя, мужчины и мальчики снимают головные уборы.

  В нашем государстве есть свой отличительный знак – герб.

 Определив содержание работы мы отметили, что воспитание маленького гражданина – это взаимосвязь различных аспектов, средств, методов, форм.

   Всю нашу работа по ознакомлению детей с Защитниками отечества построили на принципах интеграции. Интегрированные занятия помогают воспитателям дать детям знания из разных сфер деятельности и реализовать творческие возможности детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.  

  Интегративное содержание работы.

  Задачи нравственного воспитания.

  Воспитывать гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

  Создавать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых дети впервые «прикасаются» к подвигу.

  Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

  Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

  Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.

  Закладывать в детские души уважение к современным российским воинам, надежным защитникам Отечества. Воспитывать желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

  Задачи умственного воспитания.

  Развивать любознательность, расширять кругозор детей, узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

  Познакомить с богатырями земли русской, князьями, героями освободителям, полководцами.

  Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагом.

  Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в Великой Отечественной войне.

  Познакомить с защитниками Отечества, зарождая в детях чувство гордости и любви.

  Доказать на конкретных примера, что покорить  Россию невозможно, что не перевелись еще на нашей земле герои, имена которых навсегда остаются в благородной памяти потомков.

  Закрепить знания о всех родах войск.

  Формировать представления об особенностях воинской службы.

  Дать знания о символике России.

  Рассказать детям о героях своего родного города, об участии сходненцев в Великой Отечественной войне, о памятниках Славы и скорби.

  Развитие словаря.

   Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий:

Русь, Россия, Отечество, Отчизна, государство, страна,  граница, богатыри, шлем, щит, латы, кольчуга, булава, меч, дружина, несметная рать, засада, полон, герб, дань, воин, герой, защитник, священная война, окружение, блокада, тыл, разведка, разведчик, обелиск, парад, героизм, мир, награда, долг, устав, присяга, боевые традиции, солдат, служба, ветеран, форма, пехотинец, моряк, подводник, летчик, связист,  артиллерист, крейсер, подводная лодка, парашют, истребитель, орудие, ракета, дзот, таран, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военноначальники, штаб;

защищать, оборонять, гордиться, сражаться, любить, праздновать, служить, маршировать, охранять, беречь, воевать, побеждать;

справедливая, священная, народная, героическая война.

  Задачи физического воспитания.

  Развить физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

  Задачи художественно-эстетического воспитания.   

  Учить детей непосредственно проявлять нравственные чувства в реальных практических поступках. Воспитывать действенное отношение к окружающему миру.

  Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

  Помочь детям эмоционально воспринимать окружающее по средствам яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.

  Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.  

  Задачи трудового воспитания.

  Развивать у детей трудовую деятельность с общественной мотивацией.

  Воспитание у детей желание сделать что-то для других.

  Приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру и природе родного края.

  Формировать ответственность за результаты своего труда.

  Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дало нам богатейший материал для проведения организованной образовательной деятельности, праздничных досугов, которые ассоциируются у детей с идеями благородства, мужественности нашего народа. Народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов. Сила духа и созидания народа отражены как в образах богатырей-защитников, так и в произведениях народного фольклора, легендах, в солдатских песнях, памятниках архитектуры.

  Мы выбрали такие формы работы:

 

Формы работы.

- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с защитниками Отечества.

Проводим интегрированные занятия по ознакомлению детей с защитниками Отечества (богатырями, князьями, полководцами и историческими событиями), беседуем с детьми о главных сражениях, сыгравших важнейшую роль в ходе военных операций («Разгром фашистских войск под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «»Битва на Курской дуге»), о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны.

  Знакомим детей с символикой России.

  Для работы подобрали специальную методическую литературу:

М.Б. Защепина «Дни воинской славы», Т.А. Шорыгина «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны», А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина «Детям о Великой Победе», «Наследники Великой Победы» - практическое пособие, М.Ю. Картушина «День Победы»,  Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.), Л.А.Кондрыкинская  «Дошкольникам о защитниках Отечества».

- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, мемориальным доскам.

  Целевые прогулки  проводим, в сочетании с рассказами воспитателя о воинах-героях, соблюдением ритуальных моментов, возложением цветов, минута молчания.

                                 

- Работа с родителями.

  Предлагаем родителям побывать у определенного памятника (на Поклонной горе, памятника Дмитрию Донскому, Минину и Пожарскому и др.), даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия  по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей выставляем советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы».

- Чтение художественной литературы – о защитниках Отечества, нашей Родины; оформление тематических выставок в книжном уголке к праздникам.

  Множество сказок, пословиц, песен сложено о русском солдате. Былинных, сказочных героев знает вся страна.

  Для работы с детьми подобрали материал: детские книги, былины (Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь», В. Лебедев «На заставе богатырской», «Русские этические песни – Сказания. Былины», Б.Шергин «Былины «Об Авдотье Рязаночке», русская народная сказка «Никита Кожемяка» и др.), с которыми знакомили детей на занятиях и в свободное время.

   По всем историческим событиям мы подобрали и продолжаем подбирать наиболее характерный литературный и иллюстративный материал, как для воспитателей (энциклопедии – Ю. Лубченков «Русские полководцы» из серии «История России»), так и для  детей (В.И. Еременко «Дмитрий Донской», Г.В. Пятова «Александр Невский», М.Ю. Лермонтов «Бородино», О.Тихомиров «На поле Куликовом», С.Алексеев «Рассказы о Суворове» и др.).

    Также собраны книги (И. Мельников «Секретный отряд», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К, Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади» Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.), и такие литературные произведения как А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всегда родная», Л.Кассиль «Твои защитники», А. Беслик «Наша армия» и др.

  Сделали подборку поговорок, пословиц о доблести, смелости, героизме солдат.

  К праздникам оформляем тематические выставки в книжных уголках.

                        

- Использование технических средств обучения.

  Слушаем с детьми музыкальные произведения о Родине, армии в грамзаписи, былины  в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли» (из детской аудиокниге), просматриваем  мультфильмы «Илья Муромец», «Князь Владимир», «Лебеди Непряды» и др., отрывки из диафильмов, слайдов.

   Приобрели диски для частичного показа детям о Великих князьях русских («Иллюстрированная история государства Российского»).

 Собираем фильмотеку о войне («Курская дуга»), диски с военными песнями (аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная»).

- Рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин. 

  Рассматривание картин сопровождаем объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ краткий, четкий, эмоциональный.

  Приобрели репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации доспехов русского воина, солдат Великой Отечественной войны 1812 года;

портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» «День Победы» и др.), фотографии детей-героев Великой Отечественной войны, которые наравне с взрослыми боролись с врагом, фотографии памятных мест родного микрорайона.

  У нас подобраны иллюстративный материал, фотографии, плакаты о современной армии и военной техники.

- Встреча детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников).

  Организуются встречи воспитанников с участниками Великой Отечественной войны, также дети рассказывают сами  о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в военных действиях, работавших в тылу, детей войны.

- Изготовление сувениров, самоделок, открыток, букетов в подарок Ветеранам.

  К праздникам с детьми изготавливаем подарки папам, дедушкам, ветеранам.

- Продуктивная деятельность.

  Во время образовательной деятельности рисуем, лепим, делаем аппликации и поделки   на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др.

- Выставки творческих работ детей и родителей.

  Организовывали выставки «День Победы», «От защитников богатырей – до защитников наших дней».

- Музыкально-художественная деятельность: пение песен, разучивание танцев, инсценировки, театральные представления.

  На музыкальных занятиях слушаем музыкальные произведения такие как Н Римского-Корсакова «Садко», А.Бородина «Богатырская симфония», военные марши и др., разучиваем песни В.Витлина «Пограничники», В.Кравченко «Моряки», Ю.Чичкова  «Мы пока что дошколята», З. Левиной «Наша армия родная», В.Волкова «Любим армию свою», танцы «Яблочко», «Богатырский танец», «Синий платочек», «Российский флаг» и др., инсценировки «Богатырская застава», «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава», разыгрываем театрализованные представления.  Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат.  Куплены костюмы богатырей, гусаров, элементы военной формы.

- Культурно-досуговая деятельность.

  Проводим развлечения, театрализованные представления, праздники: «День Победы», литературно-музыкальные композиции «День памяти и скорби», рисование на асфальте «Нам нужен мир»,  «День защитников Отечества»,  спортивные развлечения, «Олимпиады», «Веселые старты», «Здоровый дошкольник на стадионе Родина».

- Спортивные, подвижные, дидактические, народные, сюжетно-ролевые игры.

  Подобрали богатырские игры-соревнования («Битва булавами», «Взятие крепости», «Лихой наездник», «Петушиные бои», «Меткий стрелок»,  «Разминируй поле», «Переправа», «Донесение» и др.), которые используем в развлечениях и праздниках.

  Для  свободной деятельности детей используем настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море», «О чем речь?» (этнография).

- Предметно-развивающая  среда в группах.

   Оформили в группах уголки родного края.

Особенно много уделяем внимание знакомству детей с Великой Отечественной войной 1941 -1945 гг., которую вел наш народ с фашистской Германией.

  На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Подводим ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

  На тематической неделе «Никто не забыт, и ничто не забыто», дети рисуют, клеят, готовят подарки гостям, поделки для выставки детского творчества «Нам нужен мир», с детьми проводятся беседы «День Победы», «»Когда-то была война».

                         

   Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты  воинских ритуалов, познакомиться с героями и мужеством солдат и офицеров, испытать гордость за своих близких, которые были на той страшной войне.

   В нашем саду существует давняя традиция. Мы каждый год проводим праздник «День Победы», на который приглашаем участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны. Дети готовят приглашения, участвуют в выставке вместе с родителями. На празднике вместе с детьми принимают участие и сотрудники детского сада, исполняя стихи, военные песни, танцевальные композиции, показывая театрализованные представления.

 После праздника дети совершают целевые прогулки к памятникам «Скорбящей матери», «Танк» по алее Славы, где возлагают цветы, читают стихи и чтят память героев минутой молчания.

Наши дети выступали в парке Величко на городском празднике, посвященном Дню Победы.

  После общественного праздника с детьми проводятся беседы «Как ты провел праздничные дни?», «Где был, что видел?», «Смотрел ли ты по телевизору военный парад? Что тебе больше всего понравилось?».

  В разделе «Малая Родина» мы знакомим детей не только с историей возникновения нашего микрорайона, но и с фронтовой жизнью людей и памятными местами.

  Собрали фотографии памятных мест Сходни, проводим экскурсии к этим местам: к памятникам  Славы, Скорби и мемориальным доскам, рассказываем о летчике Герое Великой Отечественной войны Тюкове В.В., жившем в нашем микрорайоне и погибшем на войне. Дети подготовительных групп посещают краеведческий музей в лицеи №21.

  Большое место уделяем знакомству детей с современной армией. Дети должны знать о современных защитниках Отечества – летчиках, пехотинцах, моряках, пограничниках. Мы стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от врагов, важность службы в армии. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

  Дети рассматривают военную форму современную и военных времен, собранную в мини-музее, головные уборы разных родов войск.

  В группах проходят тематические недели «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы», где воспитатели рассказывают о военных профессиях, о разных родах войск, о современной армии.

  Во время образовательной деятельности по физическому развитию детей и проведению подвижных игр способствуем проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений; создаем условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развиваем у детей терпение и выносливость. Ведь перед нами стоит задача: вырастить не только морально здорового, но и физически крепкого человека.

  Физически крепким должен быть и педагог. Мы проводим Дни здоровья для взрослых, в которых весь персонал с удовольствием участвует.

  Для развития патриотических чувств у детей используем игры в «военных», сюжетную организованную деятельность из серии «разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда придти на помощь товарищам.

  Для  свободной деятельности детей изготовлены настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море».

  Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляют праздники, которые у нас по давней традиции проходят с участием пап, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за своих родителей. В спортивных праздниках папы соревнуются вместе с детьми или, как члены команды.

 В праздниках много игр-соревнований, стихов, танцев, музыки,  которые помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, а так же знакомить с военной службой в мирное время, формировать представления о воинском долге. Наш воспитатель по физической культуре всегда готовит с детьми военные танцы на современные мелодии, разучивает эстафеты. Дети испытывают большую гордость за своих пап, и всегда с призами уходят с праздника. В праздниках участвуют разные герои:  Богатыри, Десантники, Баба Яга отправляет Лешего служить в армию.

  В группах оформляют книжные уголки, готовят фотомонтаж с портретами своих пап и братьев, служивших в армии, участвуют в выставках детского творчества «Защитники Отечества», девочки готовят подарки мальчикам и поздравление на праздник.

  Для родителей выставляются советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии».

  Еще мы собираем  иллюстрации, открытки по теме «Памятники и исторические места Москвы» (Кремль, Могила неизвестного солдата, Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому и другие.)

  Режим занятий и/или досугов для дополнительной работы в детском саду:

  1 занятие в неделю, в пределах 25-35 минут.

  Организация и проведение таких мероприятий дает нам возможность воспитания  гражданско-патриотических чувств у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...

Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"

В последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирования толерантности у детей начиная уже с дошкольного возраста.  В связи с этим воз...

Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "

Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем  - это основа и условие развития...

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений

Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...

Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» старший подготовительный к школе возраст.ИЗ опыта работы инструктора ф.к.

Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражданско-патриотических чувств» «Знакомство дошкольников с защитниками Отечества – основа воспитания гражд...