Модель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ, основанная на здоровьесберегающих технологиях.
статья по теме

 

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, коллектив МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида д /с № 185 организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков:

üработа воспитателей,

üработа медицинского персонала (медсестра офтальмологического кабинета, педиатр дошкольного учреждения, медсестра),

üучителя-логопеда,

üучителя-дефектолога

üмузыкального работника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Модель взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида, детский сад № 185 комбинированного вида, основанная на здоровьесберегающих технологиях.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, коллектив МБДОУ д/с «Детство» комбинированного вида д /с № 185 организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков:

  1. работа воспитателей,
  2. работа медицинского персонала (медсестра офтальмологического кабинета, педиатр дошкольного учреждения, медсестра),
  3. учителя-логопеда,
  4. учителя-дефектолога
  5. музыкального работника

Основу организации взаимодействия специалистов определяют следующие принципы: 

  1. Принцип научности  предполагает подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  2.  Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
  3.  Принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  4. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
  5. Принцип комплексности (взаимодополняемости). Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  6. Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная коррекционная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска и особенностями зрительного дефекта. Адекватные требования и нагрузки, предъявляемые ребенку, способствуют оптимизации занятий и повышению эффективности.
  7. Принцип постепенности и систематичности. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МБДОУ осуществляется по двум направлениям:

  1. Лечебно-профилактическое

От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов зависит продуктивность лечебно - восстановительной работы, а так же дальнейшая способность ребенка адаптироваться в обществе.

В рамках данного направления работу специалистов и воспитателей координирует медицинский персонал ДОУ.

Так, педиатр дошкольного учреждения и медсестра после проведения антропометрического обследования и определения уровня физического развития детей, медицинского осмотра дошкольников, выделения контингента часто и длительно болеющих детей, дают рекомендации по проведению двигательных занятий, по закаливанию; рекомендации к составлению меню. На протяжении всего года осуществляется плановая профилактически-оздоровительная работа; медицинский контроль за питанием детей.   

Медсестра офтальмологического кабинета координирует работу педагогов с детьми с нарушениями зрения:

- дает рекомендации по вопросам организации и проведения коррекционных занятий:

  1. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
  2. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  3. Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  4. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
  5. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  6. На занятии использовать наглядный материал:
  1. реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
  1. изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
  2. демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
  3. размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
  4. размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
  1. Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
  2. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз.

-определяет физическую и зрительную нагрузку;

Параллельно с коррекционной работой специалистов проводятся курсы лечения в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей (по рекомендациям врача-офтальмолога).

Специалисты включают в индивидуальную коррекционную работу задания и рекомендации тифлопедагога, проводятся специальные коррекционные игры и упражнения (в учебной и свободной деятельности), зрительная гимнастика.

Направленная на обеспечение психологической безопасности личности ребёнка, работа воспитателей и специалистов детского сада включает в себя создание комфортных условий пребывания ребёнка в учреждении:

  1. организация режимных моментов
  1. комплекс  оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; занятия, прогулки, походы; спортивные праздники и развлечения);
  1. оптимальный двигательный режим;
  2. правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок;
  3. доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
  4. использование приемов релаксации в режиме дня.

  1. Информационное направление

Задачи:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и воспитателей МБДОУ.
  2. Повышение педагогической грамотности родителей
  3. Овладение интегрированными способами развития личности ребёнка и коррекции нарушения зрения.
  4. Формирования осознанного отношения к здоровью и жизни у дошкольников.

Информационное направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности. Важно, чтобы дети научились сберегать, поддерживать и сохранять здоровье.

В рамках данного направления проводятся беседы с детьми о здоровье; организуются  индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей, с целью информирования их о нарушениях зрения; об особенностях развития ребенка, имеющего нарушения зрения; о методах коррекции нарушений и их профилактики.

Таким образом, коррекционная работа в нашем детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития дошкольников. Особое внимание уделяется восстановлению зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.