Проблемы специального образования на современном этапе
статья по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

В статье отражены основные проблемы специального образования на современном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_so.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

воспитатель Прокофьева

Лия Вячеславовна

Проблемы специального образования на современном этапе

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:

  1. недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;
  2. отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;
  3. не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;
  4. имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;
  5. не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;
  6. острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
  1. наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
  2. недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  3. неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  4. полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

 

В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:

  1. создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
  2. развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных);
  3. создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
  4. создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;
  5. стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
  6.  создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
  7. создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблемы специального образования лиц с ОВЗ известны, в стране разрабатываются основные пути их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Многообразие форм и методов обучения сопровождается избират...

"Профессиональная компетентность педагога во взаимодействии с родителями как необходимое условие повышения качества образования на современном этапе"

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Статья на тему: "Дошкольная педагогика в системе образования на современном этапе"

В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития де...

Методическая разработка круглого стола для педагогов «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»

Методическое мероприятие направлено на развитие профессиональной компетентности, активной позиции педагогов в обсуждении актуальных проблем развития дошкольного образования, умение выражать свою профе...

Система дошкольного образования на современном этапе

Дошкольное образование в рамках современного развития общества...