Презентация на тему:  ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Теоретический и практический уровень понимания инклюзии лиц с ОВЗ
презентация по психологии

Каримова Елена Абдрашитовна
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.
—начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
—середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т. е. инклюзия.
Особенностью социальной функции инклюзивного обучения является расширение жизненного и образовательного пространства детей с различными нарушениями, а также изменение дискриминационных стереотипов общества и формирование позитивного мнения о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Теоретический и практический уровень понимания инклюзии лиц с ОВЗ Выполнила: учитель логопед: Каримова Е. А.

Слайд 2

Теоретический и практический уровень понимания инклюзии лиц с ОВЗ

Слайд 3

От изоляции до инклюзии В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии. начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья; середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь; середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т. е. инклюзия.

Слайд 5

Инклюзия (от лат. Inclusio – заключение, включение) – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения. Инклюзивное образование – процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.

Слайд 6

Малофеев Н.Н. определяет инклюзивное образование как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Особенностью социальной функции инклюзивного обучения является расширение жизненного и образовательного пространства детей с различными нарушениями, а также изменение дискриминационных стереотипов общества и формирование позитивного мнения о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 8

Основооположником идеи интегрированного обучения в отечественной педагогике является Л. С. Выготский . «При всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Главная задача воспитания ребенка с нарушением развития : его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте, воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.

Слайд 9

Теоретические положения Л. С. Выготского Роль культурно-исторического опыта, накопленного человечеством и влияющего на ход развития, воспитания и обучения ребенка; Положение о возможностях ребенка, способного под воздействием обучения со стороны взрослого интериоризировать опыт познавательной и коммуникативной деятельности; Теория о единстве биологического и социального в развитии ребенка; Понятие о структуре дефекта, сочетающей основное нарушение и вторичные (сопутствующие) отклонения; Положение о единстве законов развития нормальных и «нетипичных» детей при качественном своеобразии развития детей с ОВЗ; Экспериментально доказанное учение о возможностях компенсации дефекта и о преимущественной коррекции вторичных отклонений при целенаправленном воздействии со стороны специально подготовленного взрослого; Понятие о комплексном целенаправленном коррекционно-педагогическом воздействии; Учение о сенситивных периодах.

Слайд 11

В России задачами специального образования на современном этапе являются: Определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения; Разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения; Разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития дошкольников и школьников с психофизическими нарушениями в ОУ.

Слайд 12

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии: 1) комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; 2) частичное, когда учащиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спец. классах , а часть дня – в обычных классах; 3) временное, когда дети, обучающиеся в спец классах , и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения; 4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией , слабовидящие или дети с кохлеарным имплантантом ); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Слайд 15

Основные трудности Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов). Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова). Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ. Неготовность ( неадаптированность ) архитектурной и материальнотехнической среды образовательных учреждений.

Слайд 16

Перспективы развития учащихся с особенностями психофизического развития Инклюзивное образование будет иметь позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательном учреждении качественно новой, инклюзивной образовательной среды.

Слайд 19

В ходе реализации основных принципов инклюзии: Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу; программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду; Методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку; Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Слайд 20

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций; Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;  психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; Повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения ;

Слайд 21

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях Адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); Адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); Адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации; Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Слайд 22

Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения; Адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); Адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); Адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации; Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Слайд 23

Используемая литература: Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова , Е. В. Резникова : Дрофа; Москва; 2008 Л.В. Мамедова, Ю.В. Кобазова ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.02 - «Психолого-педагогическое образование», 44.03.01 – «Педагогическое образование» Учебно-методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы специального образования на современном этапе

В статье отражены основные проблемы специального образования на современном этапе...

Презентация «Актуальные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе».

В презентации представлены материалы, отражающие современное состояние и проблемы речевого здоровья дошкольников, факторы влияющие на речевое развитие детей в дошкольном возрасте. Предназначена для пе...

Международная научно - практическая конференция "Развитие науки и образования в современном мире"

Участие в Международной научно - практической конференции "Развитие науки и образования в современном мире". Секция "Педагогические науки".Выступление с докладом "Сенсорн...

Консультация для педагогов На тему: «Влияние личности педагога на качество образования в современным ДОУ"

Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных функций играет воспитатель дошкольного учреждения. Он является специалистом, осуществляющим воспитание, обучение и развитие детей дошколь...