Международная научно - практическая конференция "Развитие науки и образования в современном мире"
статья (младшая группа)

Тишкина Людмила Павловна

Участие в Международной научно - практической конференции "Развитие науки и образования в современном мире". Секция "Педагогические науки".

Выступление с докладом "Сенсорное воспитание - как основа умственного развития детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tishkina_l.p.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Альманах мировой науки» (педагогические науки)

Тишкина Л.П.

Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                            детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»                                                               (Талдомский район, Московская область)

Аннотация: В статье рассматривается влияние сенсорного воспитания на умственные способности ребёнка в раннем  возрасте.                                                     Ключевые слова: сенсорное развитие, дидактическая игра, развитие ребёнка.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.                                                                      Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.                                  Содержание сенсорного развития представляет собой круг свойств, качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Ребёнок видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.  Дети  видят при восприятии не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например: лимон кислый и желтый, трава зеленая. Малыш, действуя с предметами, начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. У ребёнка развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.                                                                                                      Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качества предметов, в определении их по отдельным признакам.  Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твёрдых, глубоких знаний.                                                                                        Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны ребёнку. Они приносят в его жизнь радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. В младшем возрасте наглядно – действенный метод является ведущим. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Младшие дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.                                                                                                       Таким образом, именно сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного обучения ребенка.

Библиографический список

1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение, 2000. 109 с.

2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1983. 96 с.

3. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / - М.: Просвещение, 1981. 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Конкурс. Международная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»

Международная научно-практическая конференция     «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»Формирование первичных предста...

Выступление на Международной научно-практической конференции "Личность.Общество.Образование"

Тема выступления:" Информационные коммуникативные технологии - новые способы качественной индивидуализации обучения"...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...