Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме

Ляпустина Ольга Сергеевна

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_v_tsdik.pptx2.57 МБ
Файл prezentatsiya_posobiya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ : -ОТБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА РАЗНОООБРАЗНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ РУКИ РЕБЕНКА ; -СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ; -СТИМУЛЯЦИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; -ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕГО ТОНУСА ; -РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ; -РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ.

Слайд 3

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА ЭТО СОЕДИНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА С ДВИЖЕНИЯМИ КИСТЕЙ РУК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕБЕНКОМ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГИМНАСТИКИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ СИНХРОННО С ДВИЖЕНИЯМИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ АКТИВИЗИРУЕТ ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ ЧУВСТВО РИТМА, МЕЛКУЮ МОТОРИКУ, ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ .

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ: I – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ II - III - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 5

IV – V - VI - основной VII - заключительный

Слайд 7

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАССАЖЕРА: * ПРЯМОЛИНЕЙНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КОЛЮЧЕГО ШАРИКА *КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛАДОНИ *СПИРАЛЕВИДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ *ЗИГЗАГООБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ * СЛАБОЕ ПОКАЛЫВАНИЕ ВСЕХ ПАЛЬЦЕВ

Слайд 9

КАМУШКИ «МАРБЛС» ЭТО ОДИН ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАБОР СТЕКЛЯННЫХ КАМУШЕК РАЗНОГО ЦВЕТА.

Слайд 10

УПРАЖНЕНИЕ « ЗНАКОМСТВО» УПРАЖНЕНИЕ «ЗМЕЙКА»

Слайд 11

УПРАЖНЕНИЕ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ»

Слайд 12

ПЕСКОТЕРАПИЯ

Слайд 13

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ УПРАЖНЕНИЯ СО СКРЕПКАМИ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА (КРУГЛАЯ ЩЕТКА ДЛЯ ВОЛОС)

Слайд 14

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИГРЫ С ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ ИГРЫ С БИГУДЯМИ

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки».

На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для педагогов – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционных методов работы. Нетрадиционное  воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Биоэнергопластика.

   Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

   Комплекс игр и упражнений «Биоэнергопластика» является новым и интересным направлением  работы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения. А помогать в этом могут герои перчаточного театра Чупа и Чупс (Круть и Верть, Девчушка-говорушка и др.).

Например: «Часики» - ладонь выпрямили.  Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо. Вслед за  ладонью идёт язык.

 «Дятел»

 Тук-тук-тук,

(постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой)

 Тук-тук-тук,

(постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой)

 Раздаётся чей-то стук.

(напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)

 Это дятел на сосне

(соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево)

 Долбит клювом по коре  

(напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»).

   Педагог может самостоятельно подобрать движения рук под любое артикуляционное упражнение. Очень полезно заинтересовать родителей выполнять упражнения дома.

Су-Джок терапия.

   Одной из нетрадиционных логопедических технологий  является Су – Джок терапия.  Это один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

   Массажер “Су-Джок”  представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. С помощью шаров – «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.  

С помощью колец ребенок массирует каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Например: тема «Животные» или автоматизация звука Ж.

«Ёжик».

Ребенок катает шарик между ладонями (одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж).

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

«Пальчики».

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

 Этот пальчик — в лес пошёл  (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец),

 Этот пальчик — гриб нашёл  (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец),

 Этот пальчик — занял место  (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец),

 Этот пальчик — ляжет тесно  (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец),

 Этот пальчик — много ел,

 Оттого и растолстел  (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец).

   Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный метод воздействия на активные точки, расположенных на кистях рук.

Камушки «Марблс».

   Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

   Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушек разного цвета и различные задания с ними. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели.

   В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использоваться в других видах деятельности.

   Можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях.

Например: Упражнение «Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками)

Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур. "Гласная или согласная?"

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Пескотерапия.

  Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

   Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.    Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Например: Игра "Мой город". 

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Песочница - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, к трудовой деятельности, для овладения специальными движениями.

Пальчиковый игротренинг с применением различных предметов.

   Использование разнообразных предметов в пальчиковых играх стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, нормализуют мышечный тонус, стимулируют тактильные ощущения, формируют координацию движений. Помимо этого пальчиковые игры с предметами решают и другие задачи: развивают  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.

  • Упражнения со скрепками.
  • Упражнения с мелкими предметами (шариками, мячами, мелкими игрушками из “киндера – сюрприза”, игрушками из “чудесного мешочка” и т.д.).
  • Игры с предметами домашнего обихода.
  • Упражнения с мячом для развития основных движений рук.
  • Упражнения с различными мелкими игрушками.

Например:

- Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

 "У сосны, у пихты, елки

 Очень колкие иголки.

 Но еще сильней, чем ельник,

 Вас уколет можжевельник.

Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В заключении хотелось сказать, что любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Мы предоставили практическое пособие, в котором изложен материал по развитию мелкой моторики через нетрадиционные методы работы.

Пособие предлагает уникальный арсенал  нетрадиционных  игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста. Описанные игры могут проводиться с детьми, как в детском саду, так и дома  под руководством родителей.

Предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Конкурс. Международная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»

Международная научно-практическая конференция     «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»Формирование первичных предста...

Выступление на Международной научно-практической конференции "Личность.Общество.Образование"

Тема выступления:" Информационные коммуникативные технологии - новые способы качественной индивидуализации обучения"...


 

Комментарии

Дютина Марина Геннадьевна

Пособие представляет интерес для учителей-логопедов. Нетрадиционный подход к организации логопедических занятий очень пригодится в работе с детьми с ОНР.