Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Миннуллина Гульназ Нургалеевна

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Миннуллина Гульназ Нургалеевна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 32 «Пчёлка»,

Республика Татарстан, город Казань

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня проблема нравственно-патриотического воспитания очень актуальна. Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах.

Во-вторых, существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка и Годом ребенка, 2008 – Годом семьи, что показывает отношение государства к детству, семье как важнейшим компонентам общества).

В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Дошкольный возраст – фундамент общего развития  ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит насколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, т. К. обращение к отечественному наследию, воспитывает уважение, гордость за место, где живёшь. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природа, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.                                                                                                                     Народное творчество и искусство – вечный и чистый  источник. В чём бы народ наш не проявлял, сразу видно, что из глубины души, а душа русского народа добра и красива. Русский народ не должен терять свой нравственный авторитет среди других народов, заслуженный русской литературой и искусством. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью личности.                                                          

Воспитать духовно-нравственную личность  и патриота своей Родины  - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей и вас – родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и с их родителями.

Работа воспитателей и педагогов включает в себя целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

— воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Особенностью организации данной работы в детском саду является тесная связь со всеми другими видами деятельности детей. Важно помнить, что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, суждениями.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии (Краевой музей, к памятникам…)
  • Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада
  • Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением
  • Беседы о родном  городе, улице, детском саде
  • Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видеозаписей
  • Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)
  • Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.)
  • Обогащение и стимулирование детского творчества
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Направления работы по патриотическому воспитанию:

  1. Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома. Использовать переводы имен не рекомендуется, так как часто детям он не нравится, и другие дети могут использовать его как дразнилку.
  2. Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.
  3. Составление семейных альбомов, стенгазет о семье
  4. Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья»
  5. Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба сложна для детей, и можно использовать это направление только со старшими дошкольниками.

Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных русских поэтов, писателей, композиторов, художников (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Чайковский П.И., Репин И.Е.) при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.

  1. Большое    значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления об их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

          Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, состоявшейся 15 мая 2020 г. в г. Петрозаводске

СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО  РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ    Сборник статей IV Международной  научно-практической конференции, состоявшейся ...