Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"
статья по коррекционной педагогике

Коротышева Светлана Григорьевна

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психическому развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи.

С. Г. Коротышева

МБДОУ Детский сад №54 «Золушка»

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психическому развитию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психомоторика, игровые приемы, психогимнастика.

This work has the importance for practical activities of teachers-logopedists, tutors of preschool educational institution as opens possibilities of use of game receptions, the exercises contributing to the mental development of children of preschool age.

 

           Keywords: psychomotility, game receptions, psikhogimnasitika.

          В современном обществе заметно повышается значение речи в интеллектуальном и духовном развитии человека. Речь является важнейшим средством овладения знаниями, предпосылкой обучения и развития ребёнка, а также непременным условием и компонентом любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной.

Особенно остро проблема развития речи стоит перед педагогами логопедических групп детского сада, в которые входят дети с различными речевыми отклонениями, а именно дети с ОНР.

 Одним из вариантов развития психомоторики детей с ОНР, рассматриваю использование на занятиях в ДОУ психогимнастики. Кроме того, все занятия должны быть ориентированы на психологическую защищенность дошкольника, его комфортность и потребность в эмоциональном общении  со взрослым. Для решения этих задач использую в своей работе игровые приемы по психомоторному развитию детей с общим недоразвитием речи.

Психомоторика - совокупность сознательно регулируемых двигательных актов, которые совершенствуются и дифференцируются в течение всей жизни человека. Состояние психомоторики отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторные процессы, или психомоторика, представляют собой объективное восприятие человеком всех форм психического отражения, начиная с ощущения и заканчивая сложными формами интеллектуальной активности.

Организация работы по психомоторному развитию предполагает создание оптимальных педагогических условий. Всю  коррекционную работу строю в тесном взаимодействии с педагогами ДОО и родителями. Анализируя используемые методы коррекционно-развивающего воздействия, я пришла к выводу: невозможно добиться полноценной реабилитации детей, опираясь только на традиционные методы, направленные на формирование отдельных психомоторных функций, так как обычно для детей с ОНР характерны нарушения психомоторного развития как системы.

Работая на речевых группах в детском саду мы пришли к выводу, что дети с речевыми нарушениями , имеют нейропсихологические проблемы.

Поэтому работу начинаем с «выстраивания» первого функционального блока (по А.Р. Лурия), воздействуя через «тело» ребенка, мы даем мощный толчок для развития всех высших психических функций на основе, которых строится речь

Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают:
1. Растяжки;
2. Дыхательные и глазодвигательные упражнения;
3. Упражнения для лицевой группы мышц:
массаж и самомассаж;
упражнения для развития артикуляции;
4. Упражнения для межполушарного воздействия:
реципрокные (перекрестные) упражнения;
телесные упражнения;
5. Упражнения для развития мелкой и общей моторики;
6. Упражнения для релаксации.

Цель занятий - воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза ребенка, активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ) и, как «вершины», речи и интеллекта ребенка.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам.
         Ведущим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию ребенка.

Ребенок - существо соматическое, поэтому упражнения идут «от тела» ребенка.
Все упражнения проходят три стадии, что соответствует стадиям онтогенеза: лежа, сидя, стоя. Упражнения построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному. Одно из условий успешной коррекции - усвоение предыдущего упражнения, без чего нельзя переходить к последующему упражнению.
          Игры и упражнения по психомоторной коррекции включены в НОД (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы взаимодействия с учителем-логопедом) и рекомендуются для использования в семье.
          В структуру занятия по психомоторной коррекции, включаю

1. Организационный момент (его наполняемость может меняться в зависимости от целей и задач, поставленных перед занятием).
Игровая мотивация. Ритуал начала занятия. («Я сегодня вот такой!», «Доброе утро», «Друг»). Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки (профилактика нарушений чтения, письма и счета), Упражнение на развитие произвольного внимания. Вводная ходьба.
2. Основная часть (обязательные упражнения).
Блок дыхательных упражнений. Телесные упражнения. Блок упражнений-растяжек. Глазодвигательные упражнения. Различные виды ползания.
3. Игра. Стоп-упражнения.
4. Итог занятия (релаксационные упражнения, рефлексия, обсуждение занятия, комментированные оценки). Ритуал окончания занятия («Прощание», «Встретимся опять», «Спасибо за приятное общение»).

       Базовые упражнения по психомоторной коррекции
І. Дыхательные упражнения.
1. Нижнедиафрагмальное дыхание, упражнение «Шарик».
И.п. - лежа на спине. Вдох - живот «надуть», выдох - живот «сдуть». Вдох - через нос, выдох - через широко открытый рот.
2. Координация дыхания с движением глаз.
И.п. - лежа на спине. Упражнение «Шарик». Совмещение дыхания с движением глаз. Следить глазами за передвижением предмета. От центра - вдох, к центру - выдох.
Диагонали - вертикальная, горизонтальная, к себе, от себя; сначала на уровне согнутой, а потом - вытянутой руки, правой и левой по очереди.
3. Координация дыхания с движением рук и ног.
И.п. - лежа на спине. Упражнение «Шарик». Совмещение дыхания с движением руки и ноги: на вдохе поднимаем левую (правую) руку, на выдохе плавно опускаем. На вдохе поднимаем левую руку и левую ногу, на выдохе плавно опускаем.
4. Овладение четырехфазным дыханием.
И.п. - лежа на спине. Упражнение «Шарик». Дыхание с задержкой: выдох, вдох, пауза, выдох, пауза. Дыхание на счет: 1-4 - вдох; 1-4 - пауза; 1-4 - выдох; 1-4 - пауза.
II. Упражнения-растяжки
1. «Качалочка».
И.п. - лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руками обхватить колени (каждая рука свое колено), руки в замок не сцеплять. Голову нагнуть к коленям. Качаться под счет 1,2.
2. «Лодочка». И.п. - лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед, ноги вместе, прямые. Руки и ноги одновременно отрываются от пола.
1 - одновременно поднять голову, руки и ноги; 2 - опустить голову, руки и ноги.
3. «Струночка», расслабление - напряжение всего тела.
И.п.- лежа на спине, прямые руки вытянуты над головой, ноги прямые.
1-руки и ноги (носочки тянем на себя) напрягаем; 2 - руки и ноги расслабляем. Педагог проверяет напряжение и расслабление рук и ног.
Добиться расслабления можно, если согнуть ногу или руку и слегка потрясти
ими.
4. «Звезда-1». И.п. - то же. Руки напряжены, ноги расслаблены.
«Звезда-2». И.п. - то же. Правая рука и правая нога напряжены, левая нога и правая рука расслаблены.
Ш. Телесные упражнения.
1. «Велосипед». И.п. - лежа на спине, Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, одновременно касаясь локтем то разноименного, то одноименного колена. Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.
2. «Тоннель». Дети встают на четвереньки, изображая тоннель. По очереди проползают через него.
3. «Росток». И.п. - дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. «Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и ycтремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти».
1 - медленно выпрямляются обе ноги; 2 - ноги продолжают выпрямляться, и постепенно расслабляются обе руки (они висят, как тряпочки); 3 - постепенно выпрямляется позвоночник; 4 - медленно разводим. плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; 5 - поднимаем обе руки вверх - «смотрим вверх, тянемся к солнышку».
1V. Глазодвигательные упражнения.
И.п. - лежа на спине, голова зафиксирована. Центр осей - переносица. Движение предметом (ручкой с ярким наконечником, цвет любой, кроме синего и зеленого) на уровне согнутой и прямой руки.
1. Движения предмета плавные, без рывков.
2. Диагональ вертикальная - диагональ горизонтальная.
3. Диагональ к себе - от себя.
4. «Восьмерки» - горизонтальная и вертикальная.
5. Координация дыхания с глазодвигательными упражнениями. Дыхание «Шарик». Совмещение дыхания с движением глаз. От центра - вдох, к центру - выдох.
V. Ползание.
Одноименное (правая рука и правая нога; левая рука и левая нога); движения (отрыв) одновременные.
Разноименное (правая рука и левая нога; левая рука и правая нога); движения (отрыв) одновременные.
1. На животе без участия ног.
2. На животе без участия рук Руки сцеплены сзади в замок.
3. На спине с отталкиванием обеими ногами одновременно (одноименный способ) и по очереди (разноименный способ). И.п. - лежа на спине. Голова чуть приподнята, руки сцеплены на животе в замок Ползанию помогают движения плечами.
4. По-пластунски одноименным способом.
5. По-пластунски разноименным способом.
6. Локти - колени. И.п. - стоя на четвереньках, на коленях, руки поставлены локти, обхватывают подбородок с двух сторон. Взгляд направлен вперед.
7. На четвереньках одноименным способом.
8. На четвереньках разноименным способом.
9. Боковое ползание одноименным способом. И.п. – стоя на четвереньках, ноги вместе, руки врозь. Движение в бок с одновременным отрывом от пола рук и ног (руки вместе, ноги раздельно).
       Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются углублением представлений о психомоторном состоянии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ,а также разработкой направлений коррекции психомоторных функций посредством игровой технологии у данной группы детей, что является необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Учитывая, что в практической работе логопеда при устранении ОНР чаще всего используются традиционные логопедические приемы, то этим объясняется снижение эффективности логопедического воздействия при коррекции данного речевого нарушения.
Практическая значимость работы определяется тем, что знания особенностей психомоторики у дошкольников с ОНР помогают в дифференциальной диагностике этих речевых нарушений, а также позволяют сделать коррекционную работу наиболее эффективной и успешной.

Следовательно, при целенаправленном воздействии  у детей с проблемами в речевом развитии возможно успешное формирование психомоторики, а именно развитие высших психических функций и как следствие своевременное развитие речи.

Список литературы
1. Деннисон, П.И. Деннисон, Г.И. Гимнастика мозга. [Текст]/ П.И. Деннисон, Г.И. Деннисон. - М., 1997г.
2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. [Текст]/ М.М.Кольцова - М., 1979г.
3. Лопатина, Л.В. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст]/ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб., 1992г.
4. Сиротюк, А.Л. Развитие интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М., 2002г.
5. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. [Текст]/А.Л. Сиротюк. - М., 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...